1982. Этот год был богат на значимые события. Самое длинное в XX веке лунное затмение, альбом Майкла Джексона Thriller, наконец, создание волшебной палочки! Да, именно в этом году советский режиссер Константин Бромберг совершил самое что ни на есть магическое действо и экранизировал неэранизируемых в то время братьев Стругацких.
Наверное, трудно найти человека, который не смотрел бы в канун Нового года прекрасный новогодний фильм «Чародеи», или хотя бы не слышал о таком. Он стал классикой советского кино наравне с фильмами Леонида Гайдая и такими кинокартинами, как «Место встречи изменить нельзя» Станислава Говорухина, «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» Игоря Масленникова и «Приключения Электроника», снятыми по счастливому стечению обстоятельств тем же магом Константином Бромбергом. В преддверии праздника хотелось бы вновь окунуться в этот волшебный мир и разобраться, что же делает его таковым.
Это Михаил, канал КиноЛит, дежурное блюдо – Вкус ностальгии. Приятного аппетита!
О фильме
Стоит отметить, что сценаристами данного фильма выступили авторы оригинальной книги Аркадий и Борис Стругацкие. Казалось бы, писатели должны были бережно подойти к воплощению своего детища. Однако были заимствованы лишь общие детали сюжета: имена отдельных героев и общая характеристика места действия (некий НИИ в глухой провинции, где изучают волшебство и магию). В остальном же «Чародеи» - абсолютно самостоятельное произведение, пропитанное своей неподражаемой атмосферой. Что касается ее, то режиссеру и сценаристам действительно удалось органично вписать магию в существующий, реальный для зрителя мир. Об этом можно судить как самим, так и по словам людей того поколения - наших мам и пап, теть и дядь, бабушек и дедушек. Вообще большая часть фильма – сатира на советские реалии. Это и нескончаемые коридоры в которых теряется Гость с Юга (Семен Фарада), и самобранка с замашками людей из советской сферы обслуживания, и дефицит продуктов у той же скатерти, и аналогия между «островом незнамо где» и кабинетом директора, «которого никак видеть нельзя», и даже «наколдованный» букет появился с ценником! Чего не скажешь, например, о менее удачном эксперименте от студентов ВГИК (а ведь не позиционируй они свою дипломную работу столь пафосно, вполне можно было бы сделать скидку) «Магия превыше всего» (2018). Как ни нарекали авторы проекта фильм адаптацией мира магии в современной России с учетом особенности ее истории, зритель не может ощутить себя частью этого мира. Более того – иногда складывается ощущение, что это и не Россия вовсе! Но это тема отдельной рецензии. Вернемся же к «Чародеям».
По сути вся первая серия является завязкой к основным действиям фильма, представленным во второй, задает химию между персонажами, вводит атмосферу, ставит отправную точку сюжета. Итак, фильм открывает кадр КДУ (Комбината Добрых Услуг), из которого дружной компанией вытекают Деды Морозы и Снегурочки, что сразу же погружает нас в предновогоднюю атмосферу фильма. Главный герой Иван Сергеевич Пухов (Александр Абдулов), работающий на Московской экспериментальной фабрике музыкальных инструментов, просит отпуск - ведь у него невеста-ведьма Алена Санина (Александра Яковлева) приезжает из Китежграда! И тут мы сразу понимаем две вещи – во-первых, фильм будет насквозь пропитан волшебством, а во-вторых, перед нами не просто новогодняя сказка, но еще и комедия, полная отсылок – фамилия директора фабрики – Аматин; как тут не вспомнить на контрасте великого скрипичного мастера Амати.
Следующими кадрами наша догадка подтверждается. Великолепный былинный облик Китежграда, НУИНУ (Научный Универсальный Институт необыкновенных услуг), игра слов («вопрос» как «дела» и «вопрос» как «вопросительный знак»), стандартная для подобного заведения суета и контрастирующие с ней, но невероятно органично вплетенные в нее магические будни (переводчица с кошачьего, волшебная палочка) – все это доказывает, что перед нами волшебный мир, в котором волшебство сочетается с привычной жизнью и в то же время благодаря контрасту вводит в нее сатирические нотки.
Однако рецензия не ставит собой цели пересказать читателю сюжет фильма. Скорее, она представляет собой отзыв на него, его достоинства и недостатки по субъективному мнению ее автора.
Жанровое соответствие
«Чародеи» являются одновременно комедией, фантастикой, мелодрамой, мюзиклом и новогодней сказкой (согласно нашему любимому КиноПоиску). Рассмотрим соответствие картины заявленным жанрам.
Итак, касательно первого пункта этого списка (комедия) у нас не должно возникать вопросов. Действительно, мы уже достаточно сказали о юморе в картине. Вообще, во многом фильм можно рассматривать как сатиру на современность (пресловутые коридоры, атмосфера НУИНУ, скатерть, сравнение кабинета директора с островом, оформление героев для проживания в музей в качестве экспонатов, «тяжелый народ пошел, трудно внушению поддается»). И это если не считать вырезанных шуток…
О том, что это фантастика можно и не говорить – это видно даже из названия. Прекрасно проработанный мир и что-то невозможное в реальности – не это ли нужно для хорошего фантастического кино?
Мелодрама? Вполне. Весь сюжет строится вокруг любви Ивана и Алены. Мы видим страдания Алены – во сне она все еще любит, теперь она «себя боится»; видим эмоции Вани, его душевные порывы. Кроме того, и у антагонистов та же мотивация – любовь. Сатанеев влюблен в Санину, манипулирует Кирой через ее чувства к Киврину. Налицо все признаки фильма жанра мелодрамы.
Можно ли назвать кино мюзиклом? Почему бы и нет! Восхитительные песни сумели выдержать проверку временем, а в фильме их целых 12 штук! Есть определенные вопросы к хореографии, но об этом позже.
И наконец, новогодняя сказка. Стоит отметить, что сюжет во многом согласуется именно с этим жанром. Это и сам праздник, и волшебство, и наивность, и классический мотив с поцелуем, и идея о великой любви, которая сильнее магии. Эту же мысль пробовал донести и фильм «Магия превыше всего», однако это ему не удалось в должной мере. Некоторые даже не смогли разглядеть эту идею – такая отборная солянка там получилась. Но я снова ухожу от темы, кажется.
Таким образом, жанровая специфика фильма была полностью соблюдена.
Достоинства и недостатки
В первую очередь, хочется отнести к достоинствам прекрасный актерский состав. Участие Александра Абдулова в «Чародеях» пришлось на расцвет его карьеры в качестве актера кино. Известность пришла к нему после роли Медведя в «Обыкновенном чуде». В 1986 году был удостоен звания Заслуженный артист РСФСР, а в 1991 году – Народный артист РСФСР. Александра Яковлева – одна из самых популярных актрис 80-х годов. Взяв ее на роль Алены, режиссер не прогадал. Она смогла превосходно отыграть по сути две абсолютно разные роли – кроткую любящую девушку и настоящую ведьму-карьеристку. Показать различия между этими образами явно было задачей съемочный группы. Это видно даже из песен – «Загадка женщины» (песня Алены-девушки) и «Ведьма-речка» (песня Алены-ведьмы) были сняты в одной локации, даже озвучивал их один и тот же человек (Ирина Отиева), но при этом они абсолютно различны по смыслу и настроению. О Валентине Гафте (Аполлон Сатанеев), Эммануиле Виторгане (Ковров), Михаиле Светине (Брыль), Валерии Золотухине (Иван Киврин) и Екатерине Васильевой (Кира Шемаханская) даже говорить нечего – их имена известны в народе. Отдельно хочется отметить Семена Фараду, который из эпизодической роли сумел сделать настоящее событие. Слова его героя Гостя с Юга буквально разобрали на цитаты. Как признается сам режиссер, актер по сути сам сделал себе роль.
Конечно, не обошлось и без минусов. Во-первых, хромает техническая сторона вопроса – сведение звука и спецэффекты. И если первое можно объяснить банальной оцифровкой (что очень спорно), то второе простить фильму при всем желании нельзя, особенно, если учесть, что 20 лет назад была снята «Планета бурь», наработками которой в операторской работе и в сфере спецэффектов до сих пор пользуются голливудские режиссеры, а спустя всего 1-2 года появится всем известная «Гостья из будущего» с ее летающими такси. Во-вторых, возникают определенные вопросы к хореографии в фильме. Стоит вспомнить фильм «Родня» (1981), «Здравствуйте, я ваша тетя» (1975), «Мимино» (1977), «Неуловимые мстители» (1966), «12 стульев» (1976) или «Свадьбу в Малиновке» (1967), и понятие о стоящих танцевальных сценах советского кино появится само собой.
Однако разве мы не можем смириться с этими недостатками ради актерской игры, проработанного мира, прекрасно переданной атмосферы, хорошего для новогодней сказки сюжета и авторского посыла? Каждый решает сам, но за себя я отвечу незамедлительно – конечно, можем! Можно долго рассыпаться в похвалах сценаристу, режиссеру, актерам и вообще всей съемочной группе. Поговорим лучше о чем-то не менее, но даже более важном. Одним из главных критериев для меня является посыл фильма, то, о чем он заставляет задуматься, к чему взывает. И в «Чародеях» этот посыл вполне уловим.
«Видеть цель, верить в себя, не замечать препятствий» - доносит до нас режиссер картины. Для всей съемочной группы эта фраза стала жизненным девизом. Но это ли самое важное? Фильм показывает, что все цели, и устраненные на пути к ним препятствия и вера в себя Сатанеева разбились вдребезги об искренность и силу любви Алены и Ивана. Ваня воспользовался «девизом» во имя любви. И у него все получилось.
Так и хочется после просмотра крикнуть на всю Вселенную, чтобы даже люди с пустым слухом и оглохшим сердцем вняли этому неудержимому в груди возгласу – любите! Любите! Живите во имя любви! Радуйтесь каждому дню, ибо вам есть кого любить! Любите, пока есть время! Любите…