Найти в Дзене
Доктор на завалинке

Окон так много золотых на улицах Саратова

И не просто золотых, а аметистовых, изумрудных и бриллиантовых. Я говорю сейчас об окнах Фальконе.

Бриллиантовое Фальконе на улице Пушкина в Саратове
Бриллиантовое Фальконе на улице Пушкина в Саратове

Представляете, на всей планете Земля только четыре города могут похвастаться этими окнами! Москва, Париж , Санкт-Петербург и Саратов! Да, провинциальный, пыльный летом и занесённый снегом зимой мой Саратов.

История создания этих окон такова. В 18 веке в Россию пригласили ректора Королевской академии скульптуры Этьена Мориса Фальконе для создания памятника Петру Великому. Талантливый скульптор задержался в России на долгих 12 лет, потому что страна быстро развивалась, богатых людей было много, и каждый хотел иметь дворец, спроектированный знаменитым французом. И именно здесь, в холодной и жаркой России, Фальконе придумывает первые в мире стеклопакеты. Технологии были развиты тогда не настолько хорошо, что бы создать стеклопакет во весь оконный проём, как это делается сейчас, но зато со вкусом у людей было не в пример лучше, и поэтому, выложенные из стеклянных блоков-кирпичиков окна Фальконе являются настоящим произведением искусства.

В Санкт-Петербурге мастер знакомится со стекольными королями того времени - саратовскими промышленниками братьями Нессельроде, и на принадледащем им заводе стеклянных и хрустальных изделий в Царевщине Саратовской области и налаживается производство модных окон.

Стеклянный кирпичик Фальконе. Мой архитектурный экстаз.
Стеклянный кирпичик Фальконе. Мой архитектурный экстаз.

Каждый такой кирпичик выдувался индивидуально. Видите круглый след на верхушке? Это след от трубки стеклодува. В стекло добавляли различные пигменты и получали кирпичики аметистового, изумрудного, рубинового цвета. Бесцветные назывались опаловыми или бриллиантовыми, в зависимости от прозрачности стекла.

Окна Фальконе хорошо держали тепло, пропускали свет, но были непрозрачными, поэтому их использовали там, где нескромный взгляд был нежелателен. Подъезды, кладовые, туалетные комнаты. За свою изысканную красоту и хорошие эксплуатационные качества, окна получили большое распространение сначала в Санкт-Петербурге, потом в Москве, потом в Париже, а уже после вернулись на свою родину- в Саратовскую губернию.

В 19-начале 20 века Саратов был третьим по богатству и народонаселению городом после двух столиц, Москвы и Санкт-Петербурга, превосходил по доходам Казань и Нижний Новгород. В городе процветали промышленность, торговля, была открыта первая провинциальная консерватория России.

Богатых людей было очень много. И богатые люди строили прекрасные дома.

Когда я хожу по улочкам старого Саратова, сердце моё сжимается от счастья при виде купеческих домов. И плачет от боли, когда видит, в каком они дурном состоянии. В ноябре сбылась моя давняя мечта- я посмотрела в глаза чиновнику, который отвечает за сохранность памятников архитектуры нашего города. Посмотрела, показала фото уникальных сооружений и задала ряд неприятных вопросов. Чиновная тётя повесила голову и сказала :" Мне стыдно." Надеюсь, что-то изменится сначала в её душе, а потом и в городе.

Но вернёмся к нашим окнам. Когда я узнала, что мой Саратов не уступает по архитектурным изыскам Парижу, я решила отыскать все окна Фальконе нашего города. Половину отпуска я провела в круизе (смотрите пост "Анекдот из жизни"), а вторую половину - обшаривая старые, разваливающиеся дома купеческого центра. Где хитростью, где лестью, где, разобрав полустёртые цифры на домофоне, я проникала в рассыпающиеся дома. Из одного двора была выгнана буквально палкой. "Ходють! Гадють! " - кричала на меня бдительная бабка, замахиваясь бадиком.

В итоге я их нашла. 7 окон. 7 жемчужин моего города, 7 восторгов моей души. Аметистовые, изумрудное и бриллиантовое. Причём, 3 окна из 7 находились в домах саратовских врачей, 3-в доме известных хлеботорговцев братьев Рейнеке, и 1 - в доме генерала. То есть врачи в 19-начале 20 века жили не хуже генералов!

А один из домов оказался вообще с привидением, но это история для отдельного поста.

Дом врача Раушенбаха с двумя аметистовыми окнами, кованым камином и привидением внутри на ул. Мичурина.
Дом врача Раушенбаха с двумя аметистовыми окнами, кованым камином и привидением внутри на ул. Мичурина.

Только рубинового окна я так и не нашла. Но будет ещё лето, и я облазила не все старые дома центра. Жди меня, мое рубиновое Фальконе, и если ты есть в нашем городе, то мы встретимся с тобой!