«Тот, кто хочет понять символ, всегда идет на риск». (О.Уайльд)
Балкон, 1913
Сюжет:
Григорий, молодой человек двадцати лет, со своим другом Петлиным вечером покидают гостеприимный дачный дом своих знакомых, где живут две сестры, молодые девушки. И Петлин, который хорошо поет и играет на гитаре, предлагает товарищу спеть сейчас под окном какой-нибудь «дачной дамы».
Они идут в другую дачную деревушку и Петлин очень выразительно, как никогда, поет под балконом неизвестного дома. На балкон выходит женщина и отвечает, что хочет спать.
В конце недолгого разговора рассерженный Петлин бросает гитару и убегает. А через несколько минут встревоженная женщина подбегает к молодому человеку и спрашивает, куда убежал Петлин, и бежит его догонять. А затем герой видит Петлина с этой женщиной, обмахивающего ее веткой от комаров.
На следующий день выясняется, что женщина эта — жена Петлина, с которой тот незадолго до серенады под балконом поссорился, и наконец, помирился.
Короткий рассказ об успешной супружеской жизни: о ссоре и примирении.
В этой легкой романтически окрашенной истории Грин отдает дань своему предыдущему рассказу «Дьявол Оранжевых Вод» (как это часто бывает у писателя, драма сменяется комедией). Называя семейство, в котором только что побывал с другом, обывателями, рассказчик так отзывается о себе читателю:
«Я не любил обывателей, мне казалось, что все должны быть пролетариями и постоянно соединяться».
«Мысли, далекие действительности, дачной жизни, урокам и дешевым обедам, завладели мной, я думал о фантастических силуэтах деревьев, росших кучками близ дороги, о душе птиц, о свойствах темноты, делающих взрослого человека мистиком или суевером».
Что делает с темой супружеской ссоры в рассказе писатель с психологической точки зрения? Он предлагает посмотреть на свою семейную жизнь заново, как это было еще до знакомства. И познакомиться со своей женой снова. Для этого расстроенный ссорой муж и желающий примириться, берет еще и помощника (а сам Грин традиционного разделяет целостный образ героя на двое), объясняя необходимость этой помощи в конце рассказа:
«...это стратегия. В присутствии постороннего женщины сдержаннее, без сцен, а любовь все-таки налицо».
Так же делает, например, в повести для детей «Витя Малеев в школе и дома» Носов, а точнее его герой — Шишкин: чтобы мама не ругала, возвращаясь поздно вечером с футбола, он зовет с собой друга, а затем сам идет к Малееву, чтобы и того мама не ругала. И это срабатывает.
Перед серенадой Грин только упоминает читателю о ссоре Петлина с женой. А затем представляет ситуацию так, что герой ничего не знает о замысле своего друга и принимает все за чистую монету: ему кажется, что они идут на какое-то приключение и встретят сейчас «прекрасную незнакомку». Это как бы взгляд на то, что уже знакомо, новыми глазами — глазами человека, который действительно не знаком с этой женщиной.
Григорий помогает мужу и жене попасть в новую для них ситуацию, его присутствие и реакции позволяют им самим смотреть на происходящее так, будто все начинается сначала.
«- Спроси же, как ее зовут, неудобно»,
- шепчет он, стоя за Петлиным. Это вызывает перемену в настроении женщины: негромкий смех.
В картине мира Грина решающим является и факт, что помощнику двадцать лет — это молодой человек, не прожженный жизнью, который впервые оказывается в такой ситуации и сам еще не пел никогда никому серенад под окном. Григорий старается пока держаться в стороне от страстей и любовных переживаний.
«Зачем он портит мне настроение, говоря, что поссорились, ...вот эти неврастеники из самого веселого похождения выжмут грусть, а я человек цельный»,
- думает он про себя.
Женский образ. Рассказ называется Балкон. В одной из фраз Грин называет героиню балконом.
«- Я одна и буду одна, - ответил балкон. - Вы пели хорошо, но я вам не верю».
Балкон становится символом, обозначающим некую женскую ипостась, некое проявление, перед которым надо и хочется петь ночные серенады.
В который раз значительное место в рассказе Грина занимает пение и музыка. В конечном итоге сам герой и его пение решают ситуацию. Рассказчик так описывает свое впечатление, которое помогает ему почувствовать себя и свои желания:
«Я чувствовал силу томления, овладевшую ночной равниной; плавный звон струн, ритм песни и дерзость нашего поведения привели меня в полный восторг. В эти минуты мне было особенно ясно, что я молод, завидую Петлину и очень хочу выбиться».
***
В другом рассказе 1913 года, «Продавец счастья», герои тоже поют. Уже дуэтом: муж и жена, которым выпало счастье семейной жизни по билету, вытянутому попугаем. И именно это семейное счастье становится залогом их скромной материальной состоятельности: растратив последние деньги, развлекая зевак своими песенками о любви, они решают предложить другим людям купить у них билет счастья.
Примечательный для писателя поворот в этом рассказе связан с гриновской темой милостыни: до этого герой один; здесь он так же оказывается в очень близкой ситуации к тому, что просит милостыню, но с женщиной, женой - и иная тональность возникает у этого сюжета. Оба зарабатывают песней и своим семейным счастьем. И даже если это может прозвучать странно и аморально в каком-то смысле, интересно, как Грину удается представить этот в том числе метафорически окрашенный ракурс отношений с миром (ведь многие люди, весьма успешные, делают ставку на это).
Иллюстрация С.Бродского к рассказу "Продавец счастья", 1960-е
Автор: Орлова Ольга Анатольевна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru