Найти в Дзене

Об индийской киноцензуре. Часть 2: как резали фильмы в эпоху Британской Индии

Это - вторая часть серии статей о киноцензуре в Индии. Если ещё не читали предыдущую часть, приглашаю ознакомиться: Большинство зрителей как у нас, так и за бугром, индийское кино представляется сплошь целомудренным и полным символизма. И не без оснований, так как цензура в кино Индии по праву считается одной из самых строгих в мире! Так что лучше стоит в целом рассказать об истории противостояния свободных художников с чиновниками с ножницами. И начну я с эпохи Британской Индии, до появления Центрального совета по сертификации фильмов (далее - CBFC). Вместо предисловия Зайду немного дальше точки начала повествования и сделаю экскурс в историю такого явления, как сертификация фильмов. Можно было бы подумать, что она изначально появилась с целью регулирования контента, но как бы не так. А появилось это из-за того, на что снимались и на чём хранились фильмы в прошлом веке - нитратная плёнка. Да-да, нитроцеллюлоза легко воспламенялась, и после многократных случаев возгорания в 1909 году
Оглавление
Это - вторая часть серии статей о киноцензуре в Индии. Если ещё не читали предыдущую часть, приглашаю ознакомиться:
Об индийской киноцензуре. Часть 1: предъявите справочку
Поясни за танцующих слонов! Индийское кино наглядно5 декабря 2022
Бен Кингсли в фильме "Ганди" (1982)
Бен Кингсли в фильме "Ганди" (1982)

Большинство зрителей как у нас, так и за бугром, индийское кино представляется сплошь целомудренным и полным символизма. И не без оснований, так как цензура в кино Индии по праву считается одной из самых строгих в мире! Так что лучше стоит в целом рассказать об истории противостояния свободных художников с чиновниками с ножницами. И начну я с эпохи Британской Индии, до появления Центрального совета по сертификации фильмов (далее - CBFC).

Вместо предисловия

Зайду немного дальше точки начала повествования и сделаю экскурс в историю такого явления, как сертификация фильмов. Можно было бы подумать, что она изначально появилась с целью регулирования контента, но как бы не так. А появилось это из-за того, на что снимались и на чём хранились фильмы в прошлом веке - нитратная плёнка.

-2

Да-да, нитроцеллюлоза легко воспламенялась, и после многократных случаев возгорания в 1909 году в Британии был принят первый в мире закон о кинематографе, направленный на повышение стандартов безопасности путём выдачи кинолицензий.

Но позже власти воспользовались законом как возможностью регулировать то, что на плёнку снималось. Так в 1912 году был создан Британский совет киноцензоров (ныне - Британский совет по классификации фильмов, BBFC).

Зарождение киноцензуры в Индии. ICC

В Британской Индии цензура фильмов появилась в 1918 году. Цензурный закон 1918 года давал право окружному магистрату (в Индии так называется сотрудник Индийской административной службы (IAS), который отвечает за сбор доходов от земли и поддержание правопорядка) право выдавать лицензии прокатчикам, а правительству - назначать инспекторов для проверки и сертификации фильмов как «пригодных для публичной демонстрации». Но этим они, судя по всему, не занимались. Окончательно порядок цензурирования был утверждён в 1920 году, когда в Бомбее, Мадрасе, Калькутте и Рангуне были созданы цензурные советы.

«Никаких общих и строго применимых правил цензуры не может быть установлено». - именно с этих слов начинались общие принципы Бомбейского совета киноцензоров. Что-то на свободном, верно? Как бы не так. По факту существовали 43 недопустимых элемента в кино. К слову, велосипед изобретать не стали, а скопипастили из списка 1917 года, составленного вторым президентом Британского совета кино Т.П. О'Коннором, т.н. O'Connor's 43.

Да-да, за "целомудрие" в индийских фильмах скажем спасибо этому парню.
Да-да, за "целомудрие" в индийских фильмах скажем спасибо этому парню.

Уже тогда вырезали сцены насилия, непристойные танцы, демонстрацию женского белья и так далее (что до поцелуев, то на них мы ниже поподробнее и остановимся 😉). Не пропускали и что-то более насущное, например, согласно пунктам 21 и 22, к показу запрещали, дословно: «сцены, демонстрирующие высмеивание или презрение к королевской форме» и «темы, касающиеся Индии, в которых британские или индийские офицеры предстают в одиозном свете». Пункт 40 не допускал сцены тюремного заключения. Видимо, чтобы народ не триггерило из-за и так непрекращающихся по всей Индии арестов недовольных. Но к 1920 году, когда движение за независимость Индии перешло к завершающей стадии, тюрьмы были уже переполнены.

Британцам, помимо своих забот в Индии, надо было попутно следить ещё и за телодвижениями стран "оси". Поэтому они решили вручить важную цензурную миссию Индийскому кинематографическому комитету (ICC) 1927-28 гг. во главе бывшим судьей верховного суда Мадраса Т. Рангачариаром. Этот был первый в стране комитет с полной властью цензурирования и сертификации кинолент, что являлось признанием британцами растущей популярности кино в Индии. И несмотря на то, что тогда больше половины показов приходилось на голливудские новинки, именно свои родные фильмы по-настоящему интересовали публику. В своем отчете комитет писал: "Толпы, которые стекаются посмотреть популярный индийский фильм (а многие из них популярны), действительно впечатляют".

Уже тогда ICC предлагала создать что-то вроде центрального совета цензоров, систему апелляций и классификации фильмов - U и A (о них я писала в первой части), но всё это не получилось претворить в жизнь. Однако комитет регулярно получал мнения и отзывы как от кинематографистов, так и политиков. Например, из них было известно, что борец за свободу Лал Ладжпат Рай не любил Чаплина, а великий Махатма Ганди и вовсе не жаловал кино, как искусство.

Отзывы уже тогда давали представление о силе влияния кино на индийский народ. "Кинотеатр обладает всеми прелестями реальной жизни", - написал в ICC судья из Лакхнау Бхагват Прасад. “Мы оказываемся среди людей на экране и начинаем интересоваться ими. Всё выплёскивается наружу - и наши слёзы, когда мы горюем за героев, и наши слёзы радости за их успехи. Эффект, производимый в наших умах, мгновенен и не скоро стирается".

Винтажный снимок калькуттского кинотеатра "Globe Cinema"
Винтажный снимок калькуттского кинотеатра "Globe Cinema"

Now kiss!

Да, уже в 1920-1930-е годы кинематографисты почувствовали на себе всю силу карающих ножниц, но нельзя сказать, что оно было настолько строгим.

❗ И, пожалуй, уже с этого момента я могу начать разрушать миф о якобы официальном запрете поцелуев в индийском кино. Подобного закона не было и нет! Чиновники что тогда, что сейчас, выносят требование вырезать такие сцены по своему усмотрению. В большинстве случаев такое требование всё же выполняется. Но отдельного закона под поцелуи никогда не существовало.

В фильме Hamara Hindustan (Father India, 1930) была интимная сцена с Сулочаной и Джалом Мёрчантом. Такое было и в Zarina (1932), и в фильмах режиссера Франца Остена Shiraz (1928) и A Throw of Dice (1929). Не оставим без внимания и поцелуй в Karma (1933). Про него есть городская легенда, что он якобы длится аж 4 минуты, хотя по факту там и двух минут нет. Поцелуй в сцене был скорее не актом любви, а попыткой героини Девики Рани вернуть к жизни любимого.

И любые случаи такого проявления чувств на экране ортодоксальные верующие воспринимали не иначе как разврат. Пожалуй, возмущения и даже протесты верующих масс - это одна из причин, по которой и по сей день чиновники идут навстречу целомудрию в фильмах, даже вопреки сюжету.

❕ Факт: часто сцены поцелуя в A Throw of Dice и Karma преподносят как первые в индийском кино, но по факту это было сделано в бенгальском фильме Bilat Ferat (1921).

Искусство и символизм - оружие свободы. Первый запрещённый фильм в Индии

Но не поцелуи волновали британцев, а угроза того, что их власть может в любой момент пасть. Упоминания партии Индийского национального конгресса, самоуправления или даже революции в других странах было достаточно, чтобы ваш фильм порезали или вообще отправили на полку.

Но главным объектом цензуры в кино был тот, кто сам это искусство считал тратой времени - Махатма Ганди. Кинохроники с его участием часто запрещали к показу.

-6

А ещё Ганди был скрытой темой первого запрещённого фильма в Индии - Bhakta Vidur (1921). Видура, главный герой фильма — в узнаваемой кепке и одежде из кхади (ткани ручной выделки, в основном из хлопка, которую популяризовал Махатма в одном ряду с ручным трудом) — очевидно был основан на образе идеолога индийской свободы, пусть и являлся персонажем из Махабхараты. Тамильскую драму Thyaga Bhoomi (1939) постигла та же участь, ведь главный персонаж был очень похож своим образом жизни на Ганди. Также вроде как в фильме были и кадры из кинохроник с Махатмой, что также не приветствовалось, хоть такая практика и участилась со временем.

Индийским режиссёрам пришлось искать способы рассказать о борьбе за свободу, не упоминая ее прямо. Вот тут на помощь приходит друг любого индийского режиссёра - завуалирование и символизм. В фильме Kismet 1943 года (о нём я упоминала здесь) есть песня Door Hatho Ae Duniya Walo. Можно было бы подумать, что текст посвящён индийской армии, защищающей страну во время Второй мировой войны, но нет. Это было тайное послание британцам, чья власть падёт спустя четыре года.

С текстом можно ознакомиться здесь.

В интервью 1970 года сценарист-режиссер Х.А. Аббас упоминает исторические фильмы, такие как Umaji Naik (1926) и Udaykal (1930) (ранее назывался Swarajyacha Toran, что значит "флаги свободы", но и тут цензура вмешалась, потребовав сменить название), где под британцами подразумевались другие вражеские силы, и социальные фильмы Khuda Ki Shaan (1931) и Apna Ghar (1942), чей сюжет был секретным посланием индийцам. "По всей стране шло брожение, - вспоминает Аббас, - и это нашло отражение в искусстве и кино".

В 1940-х годах цензура ужесточилась. Статистика говорит сама за себя. В 1943 году из 1774 фильмов, просмотренных бомбейской цензурой, в 25 требовали внести предварительные правки. К 1948 году это число возросло до 464 (из 3099 фильмов).

Благодаря отчету Комиссии по исследованию фильмов 1951 года, мы получаем представление о цензуре того времени. Порядка в этой системе не явно было. Сразу несколько комитетов рассматривали фильмы отдельно, и у каждого был свой собственный набор правил и местные рычаги давления. Часто кинокартина, которую одобрила одна комиссия, была отклонена другой. Кроме того, правительство — Индии или отдельного штата — могла отказать в выдаче сертификата даже фильму, прошедшему проверку.

В это десятилетие под нож постоянно шли сцены с поцелуями. И давили этим настолько, что ещё очень долго их не рисковали вставлять в фильмы. По словам кинокритика и историка Б.Д. Гарги, "Поцелуи исчезли с индийского экрана не из-за распоряжения цензоров, а из-за давления, вызванного социальными и религиозными группами". Это был знак того, что цензура фильмов в свободной Индии будет зависеть не только от официального указания сверху, но и от одобрения общества.

Британцы уехали, цензура осталась

Арпан Банерджи в своём эссе Политическая цензура и Индийские кинематографические законы писал: "Закон 1918 года был отменен, но позже он был заменен другим, не отличающимся по объёму". Это был Закон о кинематографии 1952 года, основа киноцензуры в Индии по сей день. Годом ранее был создан Центральный совет киноцензоров (CBFC, переименованный в 1983 году в Центральный совет по сертификации фильмов), региональные комиссии были упразднены, а U и A были приняты в качестве категорий.

Но об этом - уже в новой части. Ставьте лайки, комментируйте и подписывайтесь, если хочешь узнать больше об индийском кино ✨

-8

Третья часть уже есть! Скорее читай!

Об индийской киноцензуре. Часть 2: как резали фильмы в эпоху Британской Индии
Поясни за танцующих слонов! Индийское кино наглядно7 января 2023

Источники:

100 years of film censorship in India
Censorship in Media - Causes, Effects and the Indian Laws | UPSC - IAS EXPRESS
A Look At The History Of ‘Sanskaari’ Film Censorship In India

https://mrandmrs55.com/2015/01/04/the-history-of-kissing-in-bollywood-timeline-of-a-taboo/

https://www.cinemaazi.com/industry-information/committee-reports-the-film-enquiry-committee