Не решалась рассказать об одном своем ученике. Уж больно высоко он взлетел. Но ведь можно просто изменить имя, вам же не это важно.
Как у моего героя получилось закончить среднюю школу, получить высшее образование и в конце концов найти своё дело?
Вот этим просто необходимо поделиться. Понятно, что у каждого своя дорога. Но люди существа социальные, проложенный однажды путь вполне может стать хотя бы тропинкой для другого.
Встретились мы со Стёпой не слишком рано, ему было почти 5 лет. Развитие его речи можно легко описать по учебнику, открыв главу "Ранний детский аутизм". Просто по пунктам перечислю, как мы двигались.
От чего ушли и к чему пришли в речевом развитии:
- мутизм (молчание);
- выход на отставленную эхолалию;
- огромное количество слов-штампов;
- отсутствие обращений в речи;
- несостоятельность в диалоге;
- позднее появление в речи личных местоимений, особенно "Я" (только после 8 лет);
- чрезмерное (до буквальности) сужение толкований слов;
- нарушение грамматики;
- нарушение звукопроизношения;
- нарушение тембра голоса, ритма и темпа речи;
- ну и в дальнейшем, вплоть до старшей школы, особенности всей динамики речевого развития.
Так сложилось, что я учила Стёпу дольше всех моих учеников. Поэтому у меня была возможность "вылепить" его речь. Но это просто логопедия. Была обычная для меня программа по преодолению речевых проблем у детей с алалией и аутизмом.
Вам важно услышать, как ему удалось обратить свои особенности, связанные с аутизмом, в достоинство.
Тут у меня нет никаких сомнений, что "вытащила" Стёпу его мама. Конечно, она не боролась за мальчика одна. Вся семья была на её стороне (это один из сильнейших факторов успеха!). Мы много разговаривали и думали с ней, каким образом найти для Стёпы хоть какую-то среду общения. Ведь он боялся всех! До сих пор помню, как я стояла у окна и наблюдала маму с сыном, идущих ко мне на занятие. Стёпа шёл, крепко вцепившись в мамину руку и спрятав лицо в полы ее пальто. У меня сердце щемило от этой сцены.
Но я упоминала в начале статьи, что было и есть у Стёпы огромное, несомненное достоинство. Та-дам! Не угадаете!
Это - абсолютная, безусловная, на фундаментальном уровне заложенная любовь к животным!
Стёпа их понимал без переводчиков, а уж звери его не просто обожали, они готовы были раствориться в нём. На тот момент у меня дома жили кот и собака. Я до сих пор думаю, именно они его убедили, что говорить - это здорово! Только открывалась дверь, мой большой пёс (извините, но это правда) писался от счастья. Кот забирался к Стёпе на колени и благоговейно смотрел ему в лицо всё занятие. Стёпа не бегал и не скакал, потому что не мог себе позволить согнать кота.
Вот на этой любви к братьям нашим меньшим мы с мамой решили построить психологическую реабилитацию мальчика. Мама завела двух(!) сенбернаров. Благо площадь квартиры позволяла.
Это было гениальное решение. Стёпа просто слился с собаками, валялся на них, катался верхом, общался с ними.
Все диалоги, которые мы слышали, были обращены к животным. Мама не ограничилась двумя большими лохматыми друзьями. Вскоре в квартире появились игуаны, варан, попугай, кот. Такая тенденция не могла продолжаться бесконечно. Папа Стёпы имел возможность кардинально изменить положение дел. Он сказал: "Нужны животные? Много и разных? Будут!" Он приобрел зоомагазин жене. Рядом с домом. Большая часть животных переехала туда, собаки, безусловно, остались дома.
А между тем, нужно было дать мальчику образование. После раздумий, остановились на варианте экстерната. Стёпа учился у частных педагогов и ходил сдавать предметы в школу. Русский и литературу преподавала ему я. Поэтому наше общение так затянулось!
В 6 классе произошло событие, которое развернуло Стёпу лицом к людям.
Родителям необходимо было уехать на 3-4 дня. Сына оставляли с бабушкой. Но так как бабушка была совсем старенькая, то пришлось дать какую-то резервную сумму денег Стёпе. Подробно проговорив с мальчиком, как распределить эту сумму на 4 дня, мама с папой уехали. Стёпа поскучал часик дома и вышел на улицу. Ноги сами принесли его в кафе-мороженое. Там за столиком сидели мальчишки. Не знаю почему, но они позвали Стёпу в свою компанию. Спросили, есть ли у него деньги на мороженое. Нет, дальше никакого криминала. Просто ребята хорошо посидели и наелись мороженого от души! Стёпа сам предложил заплатить за всех. Понятно, что никто не отказался. Да, они прожили с бабушкой 4 дня без молока и хлеба. Но это пустяки, по сравнению с тем, что услышали мама и папа по возвращении.
Стёпа вышел к родителям и сказал: "Я не хочу дружить только с собаками!"
Понятно, что сразу не стало всё хорошо. Нет, у Стёпы не появилось много друзей. Но один мальчик из той веселой компании стал заходить к Стёпе домой, а затем и в их сказочный зоомагазин. Пожалуй, это можно было назвать дружбой. И она стала первой в жизни Стёпы.
Наша учеба со Стёпой завершилась, когда он был в 8 классе. Нужно было думать о подготовке к выпускным экзаменам. А для успеха в подготовке к ним, необходимы более формальные отношения. Меня Стёпа воспринимал, как члена своей семьи. Мы поговорили с мамой и решили, что нужен незнакомый педагог. Такого нашли, и Стёпа пошел в старшую школу.
В итоге, он получил два высших образования. У него свой бизнес. Даже не нужно гадать какой. Конечно же, связанный с животными! Он их по-прежнему чувствует и понимает.
Никого не призываю устраивать дома зоопарк. Невозможно повторить в точности чей-то путь. Но всегда прошу родителей думать, много думать, помогая своему ребенку найти именно его дорогу!