Найти тему
Субъективный путеводитель

Дом Аарчи. В Якутске есть шаманский храм?

Одно из самых загадочных зданий Якутска - Центр духовной культуры "Аарчи" (2002):

Ведь одна из важнейших граней этой духовной культуры - религия айыы. Своя вера, не искажённое мировыми религиями, но адаптированное к местным реалиям тенгрианство, у якутов дорусской эпохи и правда была. И даже успела выйти на тот уровень, когда белые шаманы (алгысчиты) превратились в настоящих жрецов, а чёрные шаманы (ойуны и удаганки) держались в стороне от молебнов (алгысов).

Дальше алгысчита полностью вытеснил священник, а ойун продолжил существовать в роли знахаря, которого хоть и тайком посещали, но все. Крестились многие якуты просто чтобы не спорить с теми, у кого ружьё, а то и вовсе за льготы по ясаку (для крещёных ставшему по сути обычным налогом), и потому христианство легло здесь хоть и всеохватным, но крайне тонким слоем.

Сохранив язык, якуты помнили сказания, песни и приметы, обычаи и суеверия, а по следам миссионеров шли этнографы, коих спонсировали купцы - вдруг да найдут какой-то ключ, который позволит эффективнее торговаться с якутАми?

По якутской культуре был собран столь обширный материал, что когда в 1980-х изучавшие его в архивах независимо друг от друга Лазарь Афанасьев - Тэрис и Владимир Кондаков объявили о создании в Якутске уже не просто этнокультурных, а религиозных организаций "Кут-Сюр" и "Аар Айыытэгхэлэ" соответственно, их учения не совпали лишь в деталях.

Религия айыы стремительно распространилась по народу саха, и успех её в том, что в ней почти нет нарочитого родноверия: Кондаков и Тэрис просто нашли название, связующую нить и эстетичную форму для того, что и так знал и чувствовал каждый не потерявший связи с корнями якут.

-2

Дом Аарчы мне казался чем-то вроде городского храма:

-3

И в своих круглых залах с Аал-Луук-масом (Мировым древом) и головами коней действительно напоминает храм:

-4

В интернетах про него пишут разное, и где-то - ругаются, что развели тут клинику маргинальных околомедицинских услуг и гадания. В здание мы заходили со странной смесью опасения и предвкушения.

-5

Охранник пропустил нас без вопросов, а между залами нашёлся небольшой офис, где за компами сидело несколько симпатичных молодых якутов. Со мной разговаривать они вежливо, но недвусмысленно отказались, сославшись на нехватку времени, и подумав "муть какая-то", мы пошли к выходу...

-6

...но буквально в дверях встретили Ладу Евсееву, известного якутского гида, так же связанную с проектом "Живое наследие" (под эгидой которого, при поддержке администрации Республики Саха и депутата Госдумы РФ Сарданы Авксентьевой, я сюда и приехал).

-7

Она сказала нам, что среди якутян есть фраза "Я не настолько стар, чтобы посещать дом Аарчи!" - как я понял с её слов, в первую очередь это именно что центр национальной культуры, где играют в якутские настольные игры, учатся вырезать чорон, играть на хомусе или танцевать осуохай, и лишь изредка и без лишней помпы тут всё-таки проходит подлинный алгыс.