Найти тему

Как мы воспринимаем информацию?

В насыщенном информацией мире мы постоянно потребляем контент: текстуальный, визуальный, аудиальный, полезный и развлекательный. Каждое мгновение — мультисенсорно: нам приходится воспринимать и осмысливать всё, везде и сразу. Возникает вопрос: как выделить главный поток информации? Возможно, если бы мы осознанно сформировали собственный метод восприятия, мы стали бы продуктивнее и успешнее? Но как тогда избегать сенсорных перегрузок от бесконечного потока информации? И что делает с памятью бессознательная игра в ассоциации? Давайте разбираться!

Виды информации

Прямо сейчас вы читаете эту статью, то есть текст. Это значит, что вы воспринимаете смыслы текстуально. Текстовая информация — как правило, конкретна. Исторически письмо создавалось, чтобы его было удобно воспринимать. В тексте всегда содержится прямой посыл, а системы смыслов подчинены единой структуре. Даже в поэзии и художественной прозе, не предназначенных для извлечения практической пользы, присутствует конкретика — само слово с регламентированным значением и орфографией. Большая часть медиаконтента состоит из текста или подкрепляется им. Новостные статьи, посты, рассылка, инструкции, мемы — всё базируется на тексте.

Ещё один вид информации, которую мы воспринимаем глазами — визуальная. Зрение, как доминирующий орган чувств в человеческом организме, доставляет в мозг огромное количество разнородных сигналов. Они могут быть связаны с необходимыми бытовыми действиями, например, — видеть, чтобы передвигаться; или с восприятием экстра-информации. Ежедневно мы поглощаем визуальный контент с образовательной, профессиональной, эстетической или развлекательной целью. Мы смотрим видео, фильмы, произведения живописи и других видов визуальных искусств, общаемся по видеосвязи и просто созерцаем.

Третий кит нашего восприятия — слух. Посредством слуха нам доступно вербальное общение и необходимая для самосохранения чуткость к индустриальному шуму, а также эстетическое удовольствие от пения птиц или шума прибоя. Аудиальный контент разнообразен: музыка, подкасты, радиоэфир, голосовые сообщения и даже обычный телефонный разговор.

Кроме того, большинство видео невозможно полноценно воспринимать без звука.

Слух задействован и в вербальном общении. Вербальная информация — это всё, что мы передаём словами: слушаем, говорим, отвечаем, высказываемся, болтаем. Отчасти все прямые эфиры —это вербальное общение, с условием, что «право голоса» имеет только одна сторона.

Кажется, всё. Но существует же ещё вкус, запах, тактильные ощущения! Интуиция в конце концов! Увы — пока обоняние, осязание и шестое чувство работают в фоновом режиме. Выделить им зону в медиапространстве довольно сложно. Даже на бытовом уровне, большинство не использует их в полной мере. А доступных технологий, передающих запахи и вкус виртуально, пока нет.

Однако все неосязаемые ощущения, так или иначе дополняют магистральный поток информации и вызывают сенсорно-эмоциональные ассоциации, создают атмосферу. Мы охотнее запоминаем момент по запаху или температуре, чем по объективному ходу событий.

На самом деле, и на бытовом уровне, и при потреблении контента, работают сразу все возможные органы и виды восприятия. Мультисенсорность ощущений и создаёт объёмный образ происходящего.

Осознанное восприятие

Разнообразие информационного поля сбивает с толку. Естественно, хочется, чтобы то, что мы впитываем приносило пользу. От чего же зависит качество восприятия информации? Может, секрет в индивидуальной предрасположенности к тому или иному способу восприятия?

Принято условно разделять людей на визуалов, аудиалов и кинестетиков. Визуалы смотрят, аудиалы воспринимают на слух, а для кинестетиков важно живое общение. Общие определения могут помочь, но их всё равно придётся подгонять под себя, потому что каждый способ восприятия вариативен. Например, лекции можно конспектировать в ноутбуке, печатным текстом, а можно записывать от руки. В результате обоих вариантов получится информация, выраженная текстом. Разница в том, что кому-то удобнее читать собственный почерк, а кому-то печатный текст

Наработанные привычки помогают в усвоении и запоминании информации. Также важно осознание, что информация действительно необходима. Если не абстрагироваться от информационного шума, качество запоминания снизится, а сенсорное самочувствие ухудшится. Поэтому, важно чутко относится к себе и не превышать пороги чувствительности.

Сенсорная память

А какой способ восприятия предпочитает ваша память? Как ни странно, но помнить можно всё: цвета, запахи, вкус, самочувствие. Это называется сенсорной памятью. Например, для памяти текст неотделим, от бумаги или экрана, на котором он написан. Каждое визуальное и аудиальное впечатление, дополняется сенсорно-эмоциональными ассоциациями и так и сохраняется в памяти — в одном файле с другими ощущениями. Всё как-бы цепляется друг за друга.

Иногда запоминать помогает синестезия – особый вид восприятия, при котором, один вид информации воспринимается посредством несоответствующего ему органа чувств. Например, присвоение цвета буквам или звукам — это синестезия. Способность к игре в ассоциации можно и полезно развивать. Распространённые архетипы и собственные образы помогают нам воспринимать и запоминать сигналы внешнего мира.

Восприятие медиа

Современные медиа заинтересованы в привлечение подписчиков, зрителей и покупателей. Поэтому они анализируют запросы пользователей и создают контент исходя из статистики. Например ещё несколько лет назад был рост видео. Разноформатные короткие и длинные видео составляли основной запрос аудитории. Сейчас тенденция к увеличению аудиоконтента: подкасты и аудиолекции набирают популярность. Даже интервью на ютубе, мы всё чаще только слушаем, а не смотрим. Медиа следят за такими изменениями в предпочтениях пользователей и создают новые формы контента.

Автор статьи — София Хамракулова