Тридцать лет своей жизни отдала армии Екатерина Степановна Новикова. А началось все в первые месяцы Великой Отечественной...
Когда она была маленькой девочкой (это было не так уж давно), она мечтала стать летчицей. А так как она знала, что летчики обычно рослые и здоровые люди, она изо всех сил старалась вырасти, делала какие-то упражнения, глотала пилюли «для роста» (кто-то посоветовал), но ничего не помогло. Она так и осталась невысокой. Крепкая, коренастая, но маленькая.
Когда началась война, она пошла к командиру одной воинской части, отправлявшейся на фронт, и попросила: «Возьмите меня с собой. Я могу быть дружинницей, санитаркой, пулеметчицей, поваром, прачкой».
Она стала дружинницей. Красноармейцы очень полюбили ее. А бойцы из соседнего полка говорили: «Переходи к нам, мы тебя из пушки научим стрелять». Все знали ее пристрастие к оружию.
Она шла в бой рядом с красноармейцами. На боку санитарная сумка, кружка — вот и все «вооружение». А Кате хотелось получить хотя бы револьвер. И она его получила.
Шел бой. Катя Новикова, как всегда, была вместе с бойцами.
— Комиссар... — крикнул кто-то, пробегая мимо.
Катя увидала недалеко от себя раненого комиссара. Катя попробовала его поставить на ноги, пусть обопрется на нее, и они пойдут потихоньку. Но комиссар не мог стоять.
Катя взвалила комиссара на себя и поползла. Комиссар был тяжелый, и кругом свистели пули.
Было очень тяжело, и она боялась: «Вдруг не доползу, вдруг фашисты! Что тогда будет с комиссаром!» О себе почему-то не думала, сама потом удивлялась.
Комиссар приходил в себя и говорил: «Брось меня, девочка, погибнешь ни за грош».
Он думал, что умирает, и ему было жалко девчонки, которая погибнет ни за что, хотя могла бы жить и жить.
Но она ползла вперед. Очень медленно, но вперед. Три с половиной километра — три с половиной часа тащила она комиссара. А когда их подобрала санитарная машина, комиссар отстегнул кобуру револьвера, дал ей и сказал: «Носи и помни». Комиссара вылечили. И Катя жива и здорова. В одном из боев ее контузило. Но она поправилась и снова хочет на фронт.
(1942)
☆ ☆ ☆
И очень скоро маленькая бесстрашная Катя отправилась на фронт.
За спасение комиссара, а также за то, что во время атаки шла впереди бойцов, была награждена орденом Красной Звезды.
И были еще ранения, после которых, оправившись, Катя возвращалась в строй. Уже не сандружинницей, а боевым офицером, командиром роты, с правительственными наградами за свои подвиги.
О смелости Катиной, о том, как водила солдат в атаку, на фронте складывали легенды. Однополчане утверждали, что именно в ее честь был назван «Катюшей» известный всем гвардейский миномет!
Уже после войны Екатерина Ивановна вспоминала, как встречала Новый 1943 год:
— Представьте себе лунную ночь в заснеженном лесу. Стоит на поляне елка, вся разукрашенная. Только вместо игрушек висят на ней гильзы, пулеметные ленты, какие-то фигурки, вырезанные из блестящих консервных банок...
И начинает тихонько, совсем тихонько играть гармошка... И выходят бойцы из землянок. Танцуем вальс! Все в валенках, в белых полушубках... Как в сказке! Меня приглашают по очереди: я одна тут девчонка в прифронтовом лесу...