Франзен патетически многословен, он дотошно обращает взгляд на каждую деталь, в «Поправках» можно буквально ощутить шероховатость дна каждой тарелки, которую берут в руки герои. Сначала эта непривычная избыточность может сбить с ног, но с каждой следующей страницей она кажется все больше притягательной. К концу книги начинаешь задумываться: «а что, можно писать как-то иначе?»
Так перенесемся же для начала на Средний Запад, в дом Инид и Альфреда. Это пожилая чета, чьи дети уже давно разъехались по всей стране. Инид — домохозяйка, уставшая, зависящая от мнения окружающих, скучающая по детям, но плохо скрывающая свое разочарование от того, что они выбрали свои жизненные пути. Альфред — железнодорожник на пенсии. Возраст и наступающая болезнь его замедлили, а потеря любимой работы весьма отразились на характере.
Книга начинается с тихой войны. О нет, это не муж с женой друг друга раздражают, это все дом затеял против них тихую, партизанскую войну! Каждая вещь, даже сами стены передают атмосферу, царящую в этой семье.
Гари — их старшенький, самый успешный герой в глазах общества. Он женат на красивой женщине, у него есть дети и большой дом, хорошая, уважаемая работа. Да только его, словно ржавчина, съедает депрессия. Для него семья — это раздражающая обязанность, повинность. Он смотрит на родителей со смесью сарказма и презрения, а на брата и сестру — с высоты своего извечного неодобрения.
Чем хорош Интернет? Рассылаешь сшитые на живую нитку фальсификации и даже об орфографии не заботишься. Доверие клиентов Сети на девяносто восемь процентов обусловливается тем, насколько клево и классно выглядит твой сайт.
Чип — человек «творческий», в поисках себя. Он пишет сценарий, который никак никому не придется ко двору, рушит карьеру, ввязывается в весьма сомнительные предприятия. Он толком и не думает о родителях, у него другие приоритеты.
Жизнь, на взгляд Дениз, походила на бархат с его отливами: посмотришь на себя с одной стороны, и увидишь нечто скверное, но наклони голову по-другому, и вроде бы все в порядке.
Дениз — папина дочка. Они с Альфредом всегда были близки, ценили общество друг друга. Пожалуй, она единственная, кто искренне пытается заботиться о родителях, хотя и ей не чужды раздражение и усталость. Дениз — отличный повар, шеф в элитном ресторане. Однако за успешным внешним видом кроется запутавшаяся и уставшая девушка.
Для Альфреда любовь означала не близость, а умение соблюдать дистанцию.
Герои настолько живые, что даже вызывают отторжение. Мы же любим тех, о ком можно судить категорично — хороший, злодей, предатель. А тут же персонажи барахтаются в своей жизни, думают свои мелочные мысли, капризничают, требуют к себе внимания. Есть ощущение, что сидишь на застолье с дальними родственниками, а встать не можешь.
Не упускает Франзен возможности насладиться телесностью, возводя ее в изощренный фарс. Галлюцинации о фекалиях, разговоры с ними же, отказывающее, больное тело. Честно, жестоко, отталкивающе.
Я дочитывала книгу в сочельник, и именно тогда семья наконец-то собралась вместе. И, пожалуй, это были самые сложные, самые грустные страницы. Отношения в семье — сложная,неоднозначная наука. И Франзен заставляет посмотреть на семью и на каждого отдельного ее члена без каких-либо прикрас. И именно поэтому эмоции, которые испытывают дети по отношению к своему умирающему отцу, такие колкие — они слишком правдивы.
Я не могу осуждать героев, ведь разбери жизнь любого под таким писательским микроскопом — мало не покажется. Но я могу их понимать, им сочувствовать. Я могу им не симпатизировать, но все равно переживать за них, будто за давних знакомых, с которыми потеряла связь, но они все равно дороги сердцу.
Ну а сами «Поправки» стоит поставить на полку важных, лучших книг этого года.
Проходите, располагайтесь, Книжный Енот вам всегда будет рад и расскажет о самых уютных, захватывающих и интересных книгах.