В биографии русского генерала Ибрагима Ганнибала правда и легенда переплелись настолько, что отделить одно от другого уже невозможно. Хотя над выяснением истины трудятся историки ТРЁХ стран: России, Эфиопии и Эритреи.
Но ведь легенда - это больше, чем правда, это - представление потомков об идеальности! Так что и роман Пушкина "Арап Петра Великого", и фильм "Про арапа" - совсем не случайность.
Сама по себе жизнь "арапчонка Ибрагимки" похожа на сказку. О своём детстве в царском дворце, о матери, о грозном отце, к которому полагалось являться не иначе, как со связанными руками, о пожаре - и страшном пути к морю, о сестре, которая плыла за кораблём, увозившим брата, пока не утонула - Ибрагим рассказывал так живописно, что ни у кого не возникало сомнения: воспоминания отрывочны лишь потому, что он был слишком мал. Но придумать всё это невозможно.
А в России начало "карьеры" - как у всех. Экзотический слуга в фантастическом одеянии.
Почему царь к нему проникся? Наверное, поначалу это был интерес экспериментатора: можно ли учить "неведому зверушку", как белого? А уже через несколько лет государь распекал нерадивых сыновей боярских: "Арап выучился - а вы не можете?!"
Выучился "птенец гнезда Петрова". И воевать, и строить. Только вот карьера, казалось, не задалась: пришлось затаиться и ждать воцарения Елизаветы Петровны. Не забыла друга детства.
Тёмным пятном в жизни Ганнибала считается первая женитьба. Гречанка Евдокия любила другого, и ничуть этого не скрывала. Но - родные настояли. Выдали.
Добрачная "вина" жены Ибрагима, очевидно, не волновала. Но вот когда она ему через год после свадьбы родила белую девочку... Да ещё и по глупости посовещалась со знакомыми, как бы и чем бы отравить мужа...
Сам её судьбу не решал, а после кулачного внушения сдал суду. Суд приговорил её к заточению.
Заточение - это документально, а вот о кулачных внушениях, едва ли не пытках, мы знаем только со слов самой Евдокии. Дескать, только многодневные избиения и побудили её себя оговорить. Впору заподозрить: не сговорились ли супруги? Ни в чём не пришли бы к согласию, но вот в этом могли: развод нужен был обоим!
После "отсидки на хлебе и воде" - отпускали на поруки, но как отпустят, ослабят надзор - Евдокия заведёт новый роман. И последствия не скроешь - снова беременна. Прямо беда от нежного сердца! А можно ли представить себе столь страстную натуру, которую не изменили бы одиннадцать лет жизни "на грани голодной смерти" и тюремные условия? Значит, они тюремными всё же не были?
В конце концов дело принял на рассмотрение Синод - и "блудодеицу" сослали в монастырь. Но до этого момента официально супругов не разводили! Хотя настаивала на разводе теперь уже и сама Евдокия.
И Ганнибал женился снова при живой жене. Жили ладно, детей куча. Но узаконить второй брак удалось лишь тогда, когда выросли дети.
А как же дочь Евдокии Поликсена? Та самая белая девочка?
По мнению "афро-русского", "ребёнок ни в чём не повинен". Поликсена выросла-выучилась и получила хорошее приданое стараниями Ганнибала.
Не только слово, но и дело.
И что ещё в корне противоречит "чёрному мифу" - это то, что Ганнибал запретил телесные наказания в своей Суйде. И не настаивал на каторжной барщине, а охотно отпускал мужиков на заработки в Питер - на оброк. Помещик он был толковый, хозяйственный, но всё же соседи не сразу поняли, почему у него и в голодные годы никто не голодает? В чём секрет?
А секрет был в невзрачном растении - "земляном яблоке". Картошке, которую именно в Суйде начали выращивать в качестве второго хлеба.
"Славные труды на благо России" - это действительно было. Форты Кронштадта, построенные этим "инженер-поручиком" грозно щетинятся до сих пор.
Ещё рассказы, не вполне документальные: