Кофе, мандарины, икра… Чего только не предлагают с рук дешево и сердито. О качестве, понятно, спросить не с кого. Что показал рейд сотрудников милиции и отдела торговли администрации Заводского района по точкам нелегального торга, выяснила корреспондент газеты «Минский курьер».
Штраф? И не такое видали!
Станция метро «Партизанская». За тремя большими столами, аккуратно застеленными клеенкой, хлопочет «хозяюшка» — надо быстро разложить товар: шапки, шарфы, снуды, перчатки тканевые а-ля кожаные, болоньевые штаны… Часть вещей еще остается в коробках. Занятая делом продавец не особо присматривается к двум потенциальным покупательницам, которые копошатся возле брюк, пытаясь определить на глаз, будут ли те впору. «Хорошие штанишки, берите», — лишь коротко бросает она, сосредоточенная на своих заботах.
Завидев людей в форме и человека с фотоаппаратом, нашего фотокорреспондента, несостоявшиеся покупательницы откладывают «хорошие штанишки» и спешно удаляются, а продавец, глубоко вздохнув, начинает запаковывать товар обратно в коробки. Даже не отворачиваясь от вспышек фотокамеры, женщина спокойно продолжает свое дело. Затем по телефону сообщает хозяину, что вновь пришла проверка и на нее составляют протокол.
— Это наш постоянный «клиент», — поясняет главный специалист отдела торговли и услуг администрации Заводского района Юрий Пырьев. — Летом она торгует овощами и фруктами, зимой ассортимент меняется. Это типичный пример нелегального бизнеса: есть хозяин, продавец, регулярные поставки товара и даже склад. Согласно части 8 статьи 13.11 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, торговля лицом, не осуществляющим предпринимательскую деятельность, в неустановленном месте влечет наложение штрафа в размере от 5 до 50 базовых величин. Продавец должна будет выплатить максимальную сумму, так как протокол на нее составляли не единожды.
Юрий Пырьев показывает и склад «магазина»: два припаркованных рядом автомобиля.
— Татьяна Николаевна, вы же знаете, что осуществляете противоправную деятельность. Давно пора ее прекратить, — отмечает представитель отдела торговли.
Женщина улыбается и молчит. Покончив с оформлением бумаг, сотрудники милиции ее отпускают.
— Где гарантия, что продавец снова не выйдет «на работу»? — задаю вопрос.
— Ее нет, — разводит руками Юрий Пырьев.
Словно по волшебству
Едем на станцию метро «Могилевская». На входе, разложив на грязной картонке шоколадные яйца, грецкие орехи, икру, стоит очередная торгующая. Заметив нас, продавец немного теряется, но по просьбе сотрудника милиции называет свои имя и фамилию.
— Не надо меня фотографировать, — просит она нашего фотокорреспондента. — Лицо не будете показывать? Всё равно не хочу. Смотрите, как я волнуюсь, даже руки дрожат.
— И эта женщина вам знакома? — уточняем мы.
— Конечно, — отвечает Юрий Пырьев. — Уже не раз попадалась. Получает свой очередной штраф и опять выходит на точку.
Идем дальше. На «рабочих местах» уже сидит народ, предлагая прохожим разнообразный товар. Однако, как только мы начинаем приближаться к торгующим, все исчезают, будто по мановению волшебной палочки. Вдруг растворяются продавцы легинсов и очков, а перчатки, полотенца и даже праздничные трусы с изображение Деда Мороза на причинном месте остаются сиротливо лежать на голых картонках.
— Где продавец? Штаны почем? — громко спрашивает потенциальный покупатель, однако ответа так и не слышит. Сообразив, в чем дело, женщина просит сотрудников милиции: «Подождите, дайте я брюки куплю».
Не повезло лишь торговке мягкими игрушками. Не спеша запаковав зайчиков и мишек обратно в пакеты — продавать-то всё равно придется, — она отправляется с правоохранительными органами для составления протокола.
— Каждому разъясняем, где и как можно осуществлять торговлю на законных основаниях. Но для многих продажа в переходах — это уже образ жизни, — говорит Юрий Пырьев. — Как правило, торгующие — люди неагрессивные, но бывает, что и в драку пытаются лезть, и «крепкого здоровья» желают. Нам здесь больше делать нечего: сарафанное радио сработало, и на этой точке никого не найдем.
Мистер «Омывайкин»
Едем по кольцевой автодороге, чтобы выяснить, торгует ли кто-либо стеклоомывающей жидкостью.
В машине тепло, а у меня, признаться, зуб на зуб не попадает: замерзла на улице. Как целый день сидят в этом «холоде и голоде» нелегальные торговцы?! Завидное здоровье нужно иметь, выходя изо дня в день на промысел.
Юрий Пырьев рассказывает, что все эти торговые точки специалистам давно известны, но продавцы исправно возвращаются на облюбованные места и даже мусор после себя убирают, боясь, чтобы по нему не вычислили «магазин».
А вот и очередной нарушитель. Сгрузив прямо в снег пятилитровки со стеклоомывателем, деловито похаживает женщина и поджидает клиентов. Несколько упаковок вскрыто, видимо, что-то уже реализовано. Одна бутылка лежит пустая, другая — заполнена не до конца. На разлив, что ли, продает?
Неохотно назвав милиции свои данные, Елена Павловна, 1968 года рождения, поведала, что торгует только второй день. На вопрос о стоимости ее товара буркнула: «Не знаю. Сейчас приедет хозяин, с ним и разбирайтесь». На Елену Павловну тоже составляют протокол. На первый раз ей грозит штраф 5 базовых величин.
Проведя в рейде 2,5 часа, мы возвращаемся.
— Сегодня не самый рыбный день, — шутит Юрий Пырьев. — Основная торговля разворачивается в выходные или перед праздниками. А в ягодный и грибной сезон нам вообще можно жить в этих переходах, но, думаю, и тогда несанкционированную продажу остановить будет сложно.
Продолжаем разговор в кабинете начальника отдела торговли и услуг администрации Заводского района Ольги Прокотень. Она рассказывает, что с 1 января по 1 декабря текущего года проведено более 100 подобных рейдов, в ходе которых составлено 234 протокола. Нарушители должны государству около 78 тысяч рублей, но из этой суммы погашено чуть более 10 тысяч.
— Например, у нас есть гражданин, который обязан выплатить 50 базовых величин. То же самое должны сделать и два его продавца, — говорит Ольга Прокотень. — Этот творческий человек регулярно снимает видео и выкладывает их в TikTok. В одном он показывает свою выручку, выложенную веером, а на другом просит угадать, сколько мелочи в горочке. Давшему правильный ответ — приз 100 рублей. Зарегистрирован гражданин где-то в далекой деревне в покосившемся домике, а в Минске снимает квартиру. По этой причине приставы не могут с него ничего взыскать: нет имущества. И таких историй много. Люди хотят ходить по чистым асфальтированным дорогам, лечиться бесплатно, однако при этом не считают нужным работать честно и платить налоги.
Фото Алексея Столярова