Найти тему
Правила жизни

22 лучших зарубежных фильма 2022 года

Оглавление

Сразу предупредим, что в списке кинокритика Егора Москвитина — только те иностранные картины 2022-го года, которые выходили в российский прокат или участвовали в российских фестивалях. Не добравшихся до нас лент из Канн и Венеции, а заодно стриминговых премьер в нем не ищите — как и второго "Аватара".

    22 лучших зарубежных фильма 2022 года
22 лучших зарубежных фильма 2022 года

22. “Смерть на Ниле” / Death on the Nile

Реж. Кеннет Брана

Не самый выдающийся английский детектив года (“Достать ножи 2” на Netflix заведомо интереснее), но важная веха для тех, кто ходит кино: “Смерть на Ниле” вместе с “Анчартед” стала последним голливудским блокбастером в российском прокате. Поэтому пусть этот анимированный музей восковых фигур мадам Кристи и сэра Кеннета Браны откроет наш список.

21. "Звоните Джейн" / Call Jane

Реж. Филлис Наж

Драма постановщицы Филлис Наж (сценаристки чудеснейшей “Кэрол”) о силе женской солидарности в сложные и страшные времена. В Чикаго конца 60-х нельзя сделать аборт, даже если беременность угрожает матери смертью. Столкнувшаяся с этой несправедливостью женщина, совсем как Нео в “Матрице”, узнает о существовании подпольного сопротивления. Простой и воодушевляющий фильм о сестринстве и обретении настоящей семьи в борьбе за свои права. Премьера была на “Санденсе”. В ролях Элизабет Бэнкс, Сигурни Уивер и Кейт Мара.

20. “Ведьма: Реинкарнация” / Mal de ojo

Реж. Исаак Эсбан

Несмотря на спекулятивное российское название (без которого артхаусному хоррору просто не выжить в здешнем прокате), этот мексиканский ужастик похож и на первые работы Гильермо дель Торо, и на пресловутые “Очень странные дела”. Две маленькие сестры отправляются в усадьбу к бабушке, которая с первых секунд кажется и им, и нам древней и очень злой ведьмой. Одна из девочек вдобавок неизлечимо больна. Трогательная забота старшей сестры о младшей и беспощадные скримеры создают странный эффект: это вроде бы сказка, но страшно до стыда. Фильм выйдет в прокат 2 февраля, но его премьера уже состоялась на “Хоррор Фесте” — и завершилась победой.

19. “Эмили” / Emily

Реж. Фрэнсис О’Коннор

Не в Париже, но тоже красиво: режиссерский дебют актрисы Фрэнсис О’Коннор, посвященный писательнице и поэтессе Эмили Бронте, чей “Грозовой перевал” знают все, а вот стихи — немногие. В главной роли — по-прежнему неразгаданная Эмма Маки из “Полового воспитания”.

18. “Род мужской” / Men

Реж. Алекс Гарленд

Вычурный, но эффектный пост-хоррор от Алекса Гарленда — режиссера “Аннигиляции”, шоураннера “Разрабов” и автора “Пляжа”. Раздавленная самоубийством мужа женщина едет в английское захолустье, чтобы прийти в себя. А в итоге приходят к ней — и начинается максимально неуютный ужастик, который исправно пугает, но перегибает с напыщенным символизмом. Несмотря на претенциозный сценарий, Джесси Бакли и Рори Киннер играют, как боги. Особенно Киннер, у которого тут с полдесятка ролей.

17. “Заговор в Каире” / Boy from Heaven

Реж. Тарик Салех

История о том, как две силы — бюрократизированное государство и духовный университет — борются за душу юного мусульманина. События происходят в старейшем университете Каира Аль-Азхаре, где в результате таинственных событий меняется власть. Режиссер Тарик Салех, которому уже пять лет нельзя въезжать в родной Египет, критикует слияние власти и религии, используя тот же инструмент, что и Умберто Эко в “Имени Розы”. Его фильм — конспирологический детективный триллер с убийствами, предательствами и двойными агентами. Это жанровое — по сути ремесленническое — отношение к сакральному вызвало много вопросов, но принесло фильму приз за лучший сценарий в Каннах.

16. “Дон Жуан” / Don Juan

Реж. Серж Бозон

Старомодная мелодрама о мечущемся ловеласе, снятая бывшим кинокритиком — и нацеленная, кажется, тоже исключительно на кинокритиков. Бельгийка Виржини Эфира и французский алжирец Тахар Рахим играют расставшихся у алтаря влюбленных, которых неизбежно снова сведет судьба — причем сведет на театральных подмостках. Но по пути домой современный Дон Жуан встретит много других женщин — каждую из которых, впрочем, тоже играет Эфира. Не “Сломанные цветы”, но близко.

15. “Корсаж” / Corsage

Реж. Мари Кройцер

Костюмная драма, которая окончательно коронует актрису Вики Крипс как императрицу европейского кино. Героиня строптивого и неконвенционального байопика — австрийская принцесса Сисси, историческая фигура не менее яркая, чем Мария Антуанетта. Крипс получила приз за лучшую женскую роль в секции “Особый взгляд” в Каннах, а фильм уже вошел в шорт-лист “Оскара”. И он и правда выгодно отличается от большинства костюмных драм своим остроумием, нахальством и стилем.

14. “Паранормальное явление: Дом призраков” / Deadstream

Реж. Джозеф Винтер и Ванесса Винтер

Еще один артхаусный хоррор, локализация которого не должна сбивать с толку: на самом деле фильм называется Deadstream и с дьявольским задором пародирует “Ведьму из Блэр”. Харизматичный блогер-экстремал, что-то вроде героя передачи “Сдохни или умри”, ведет прямую трансляцию из дома с привидениями. Делайте ставки, доживет он до утра или нет. И запомните двух блистательных режиссеров-дебютантов (один из них еще и играет главную и по сути единственную роль), которые совершенно точно еще не раз воспоют славный жанр.

13. “Полярная звезда” / Polaris

Реж. Керстен Кэртхью

Очень своеобразный канадский постапокалипсис, который оказался одинаково близок и предвзятым гурманам, ходившим на секцию “Дикие ночи” в рамках ММКФ, и жителям старшего возраста из Архангельска, которые увидели его на фестивале Artic Open. Это понятная история о северной судьбе, поэзии снега и ночи и слиянии человека с природой, но рассказанная очень специфическим образом. Во-первых, в будущем нет мужчин, а женщины охотятся друг на друга с арбалетами и алебардами, носят ржавые доспехи и ездят на снегоходах. Во-вторых, главная героиня — ребенок, которую разлучили с мамой, и под мамой тут подразумевается полярная медведица. В-третьих, это немое кино — точнее, в нем говорят, но на вымышленном языке из будущего и без субтитров. А в-четвертых, маленький ребенок тут только тем и занят, что вырывает у взрослых теть глаза. Такая вот смесь “Умки” и “Безумного Макса”.

12. "Не говори никому" / Gæsterne

Реж. Кристиан Тафдруп

До чертиков страшный европейский триллер о встрече двух семей — датской и голландской — на курорте. И о том, как одна из них начинает прощупывать границы дозволенного, унижая, третируя, запугивая и подавляя другую. Почти что “Забавные игры” одного серийного каннского лауреата — но с комической ноткой, как в “Форс-мажорах” другого. Это мы к тому, что у Михаэля Ханеке и Рубена Эстлунда теперь по две “Золотые пальмовые ветви” — и с этим сложно смириться.

11. “Преступления будущего” / Crimes of the Future

Реж. Дэвид Кроненберг

Слишком большая рыба для маленького пруда нового российского кинопроката — фильм Кроненберга с Леа Сейду, Вигго Мортенсеном и Кристен Стюарт про мир, где никто не испытывает боли и наслаждения и все одержимы членовредительством и хирургией. Брендон Кроненберг в своем “Антивирусе” превзошел отца еще десять лет назад и в омерзительности, и в изящности. Но возвращение патриарха все равно достойно аплодисментов.

10. “Голиаф” / Goliath

Реж. Адильхан Ержанов

Казахстанский эпос о борьбе нищего юродивого с криминальным авторитетом — то ли экранизация сюжета о Давиде и Голиафе, то ли соседский привет “Лавиафану”, то ли Гамлет в выжженной степи. Оба дуэлянта — и печальный тиран, и герой поневоле — изображены с восхитительной точностью, будто это не фильм, а “Осень патриарха”. А логика сюжета заставляет верить в победу добра. Только вот произойдет она тут не как в кино.

9. “Треугольник печали” / Triangle of Sadness

Реж. Рубен Эстлунд

Виртуозно исполненный, но лишенный смыслов “Квадрата” и “Форс-мажоров” анекдот. Двухчасовой. Да, блистательно смешной. Но двухчасовой. Вторая Золотая пальмовая ветвь шведскому плуту, кажется, все же досталась за дух времени, цепко ухваченный за его дьявольский хвост. Но в любом случае, это “Не смотри наверх” 2022-го года.

8. “Быстрый словарик любви" / A E I O U — Das schnelle Alphabet der Liebe

Реж. Николетт Кребиц

Самый драгоценный подарок этого Берлинского кинофестиваля — магический ромком о любви шестидесятилетней актрисы (неотразимая София Ройз) и ее двадцатилетнего ученика. Актер Милан Хермс, в персонажа которого осторожно влюбляется зрелая героиня, выглядит так, как будто у нейросети попросили нарисовать сына Джонни Деппа, Ривера Феникса и Киану Ривза. Так что неудивительно, что любовники теряют головы и начинают грабить ювелирные магазины на Лазурном берегу и голышом бегать по пляжу на фоне Каннского кинофестиваля. Пользуясь случаем, порекомендуем еще один фильм о том, что любви все возрасты покорны. Он называется Love Song и в России его, увы, не найти — но кто был на “Санденсе”, тот знает, что эта история о влюбленных стариках-бродягах кладет “Землю кочевников” на обе лопатки.

7. “Пассажиры ночи” / Les passagers de la nuit

Реж. Микаэль Херс

Идеальное французское кино — огромный семейный роман о парижанах, напоминающий, не смейтесь, сагу “Москва слезам не верит”. Только город другой, слез меньше, веры больше, в главной роли Шарлотта Генсбур, пленка состарена, а за кадром поет Джо Дассен.

6. “Три тысячи лет желаний” / Three Thousand Years of Longing

Реж. Джордж Миллер

Запредельная нежность от Джорджа Миллера — усердного исследователя мономифа и нестареющего автора “Безумного Макса”. Самый визионерский из доступных нам в этом году блокбастеров — и самый неожиданный ромком. Женщина-филолог покупает лампу с грустным джинном — и между ними вспыхивает лучшая любовная игра на свете: они рассказывают друг другу истории. А зритель до конца ломает голову, кто в этих “Тысяче и одной ночи” ревнивый царь Шахрияр, а кто — его хитрая жена Шахерезада.

5. “Решение уйти" / Hyeeojil gyeolsim

Реж. Пак Чхан-Ук

То ли корейское “Начало”, то ли корейский “Основной инстинкт”: история детектива, который влюбился в подозреваемую и оказался в лабиринте чувств, из которого не выбраться и за 138 минут. Но пролетят они незаметно — ведь за любовное настроение настоящего детектива отвечает режиссер “Олдбоя” Пак Чхан-Ук. Собственно за режиссуру этот удивительный фильм о том, что любовь — преступление, в Каннах и наградили.

4. “Хищники” / As bestas

Реж. Родриго Сорогойен

Еще один фильм, который выйдет лишь 2 февраля — но москвичи уже видели его на “Хоррор Фесте” и наградили призом зрительских симпатий. Это испано-французская социальная драма об образованной и обеспеченной паре, которая покупает участок земли в нищей деревне. Местные (испанцы) ополчаются на приезжих (французов), потому что те срывают сделку с компанией, которая хотела поставить на месте поселка ветряки. И разногласия соседей вдруг превращают бытовую драму в психологический хоррор, который истязает зрителя больше двух часов. За мелкими пакостями следует хамство, за хамством — угрозы, за угрозами — насилие, за насилием — трагическая развязка. А потом фильм идет еще целый час — и переворачивает собственные показания вверх дном. Искусное кино о том, что сегодня беспокоит всех.

3. “Все, везде и сразу” / Everything Everywhere All at Once

Реж. Дэн Кван, Дэниэл Шайнерт

Самый крутой, свободный, яркий, бескомпромиссный и глубокий супергеройский фильм этого года. Ладно, так получилось, что мы не видели остальные. Но переплюнуть китайскую сказку о леди из прачечной, которая странствует по десяткам параллельных вселенных и в каждой встречает себя, просто невозможно. Ни “Бэтмену”, ни “Морбиусу”, никому.

2. “Сверхъестественное. Знаки” / Something in the Dirt

Реж. Аарон Мурхед и Джастин Бенсон

Самодельная бюджетная фантастика от авторов, на которых давно положили глаз Disney, Netflix и CBS, но которые продолжают верить, что дружба и свобода важнее бюджетов. Два калифорнийских неудачника (их, по иронии судьбы, играют сами режиссеры) поселяются в грязном многоквартирном доме и становятся свидетелями чуда: в одной из комнат летает пепельница. Герои решают снять о своем открытии документалку и начинают строить теории одна безумнее другой. А невидимое зло продолжает их искушать, дразнить и проверять на верность друг другу. Удивительный фильм, которому удается все, везде и сразу: быть и трогательной историей дружбы, и умным хоррором, и изобретательной фантастикой, и безумной комедией, и трагедией о страхе успеха. Хорошо, что у самих Мурхеда и Бенсона этого страха нет.

1. "Остров пропавших девчонок" / Island of Lost Girls

Реж. Энн-Мэри и Брайан Шмидты

Уже составив список, мы обнаружили, что первая тройка этого года — фильмы, снятые дуэтами. Бенсон и Мурхед — верные друзья уже дюжину лет. Кван и Шгайнерт — соратники со времен фильма “Человек - швейцарский нож” и бессчетных короткометражек. Но режиссеры “Острова пропавших девчонок” — и вовсе муж и жена. А главные роли в фильме играют их чудесные дочери Скарлет, Авила и Отэм. Видимо, в этом году нам подсознательно хотелось говорить и писать о кино как о способе найти и сохранить своих — близких, друзей, семью. Но это все лирика, а “Остров пропавших девчонок”, который уже удивил всех на ММКФ и выйдет в конце января — это самое солнечное, яркое, согревающее, трогательное и бурное семейное приключение года. Три сестры бегут из детдома навстречу путешествиям и опасностям — открытому океану и мрачным гротам, диким островам и соленым ветрам, морским слонам и львам, каракатицам и чайкам. Причина побега — нежелание быть разлученными. Цель одиссеи — обрести свой дом. Ближайшие аналоги этого семейного чуда — “Моана”, “Проект Флорида”, “Королевство полной луны” и “Капитан Фантастик”. А Россия — первая в мире территория, на которой американо-мексиканский фильм выйдет в прокат. И велика вероятность, что через год он тоже будет на первом месте.