Итак, королева Серсея Ланнистер, помимо того, что является вдовствующей королевой-матерью, становится еще и леди Кастерли Рок. Правящей леди, все, как полагается - «по собственному праву.
Странные дела у Джорджа Мартина творятся с семейством Ланнистеров – концы никак и нигде не сходятся, есть противоречия, собственно, действующим правилам мира. Становление Серсеи леди Утеса, несколько противоположено ситуации с Тирионом. То есть, Тирион, до своего обвинения был очевидным наследником, но никто его таковым не считал. Серсея так же как и младший брат – наследницей никогда и никем тоже не считалась, но при этом и очевидно не была таковой, однако внезапно ей стала и … никого это совершенно не смутило.
Серсею не считал наследницей и сам Тайвин. Об этом можно сделать вывод на основании двух фактов. Первый – родовая вотчина и дедина Кастерли Рок, для Тайвина нечто сакральное, никого кроме Ланнистера, он, очевидно, на месте лорда представлять в мыслях в будущем, просто не в состоянии. Второй – у него есть идея-фикс выдачи Серсеи замуж повторно.
«…Раз уж речь о брачных делах, почему я ничего не слышу о будущем замужестве моей сестры? Насколько я помню…
– Мейс Тирелл отказался женить своего наследника Уилласа на Серсее.
– Как? Он отверг нашу прелестную Серсею? – Это значительно поправило настроение Тириона.
… Запомни, Тирион: предложения не было.
– О каком предложении вы говорите? – Тирион подозревал, что лорд Тирелл еще пожалеет о своем отказе.
– Так или иначе, твоя сестра выйдет замуж. Вопрос в том, за кого? У меня есть кое-какие мысли…»
«Буря мечей», глава Тирион IV
И ведь это не первый разговор о замужестве Серсеи. В первом мелькало еще и имя Оберина Мартелла. И основное противоречие с миром саги здесь в следующем. Постоянно говорится (и есть примеры) о наследовании по женской линии. И пресловутое (прошу прощение за постоянный повтор) – «дочь идет впереди дяди». Но в том-то и дело, что Тайвин Ланнистер ведет себя так, как будто он о женском наследовании не знает. И о переходе права наследования по женской линии. Не вообще (были же подобные прецеденты и в его роду – безымянная дочь Герольда III и Сирелла Ланнистер), но, как минимум, в случае подобном с его дочерью. Ну, или не то чтобы не знает, а игнорирует такие вещи.
Недавно на «Форуме Семи королевств» вернулись к обсуждению этого вопроса и мне ответили вот в каком ключе: дескать, если Сирелла Ланнистер обошла своего дядю Герольда и стала правящей леди, как единственный ребенок своего отца Тибольта, и никого это не смутило, то точно таким же образом и Серсея стала леди. Вместо Кивана Ланнистера (своего первого по старшинству дяди) – почему это кого-то должно смущать? Она и должна быть леди (при том, что её родные братья, оба без прав – каждый на свой лад), а не дядя – лордом, так же, как и Сирелла.
Но в том, то и суть, что не «так же». В случае с дочерью Герольда III и Лидденом (также приводимом в пример достаточно часто) не было вообще никаких иных вариантов – все Ланнистеры вымерли. При раскладе с Сиреллой – в виду того, что она не замужем (и вообще ребенок), ничего еще не говорит об уходе Кастерли Рок какому-то другому дому. Злодейство Герольда Ланнистера по отношению к племяннице, пока всего лишь «внутренняя теория» саги, вопрос можно было бы решить мягче: браком Сиреллы и сыном Герольда, и следующий лорд Утеса – опять законный Ланнистер.
Но Серсея … С нею ситуация складывается вовсе особенным образом. Можно вспомнить, как король Визерис носился с Рейнирой – он-то точно планировал передавать власть через дочь, плюнув и на сыновей, и на собственную фамилию. Но Тайвин – не Визерис, для него дочь просто тупо - «товар». И если Оберина, Тайвин упомянул скорее всего для того, чтобы поставить дочь на место, то вот за Уилласа Тирелла он сватал Серсею всерьез.
Но тогда надо признать, что Тайвин был не против того, чтобы ребенок от этого брака (а ведь он мог быть), с фамилией Тирелл получал бы права на Кастерли Рок. А вот в это поверить очень трудно. Пусть и не в первую очередь Тиреллы становились наследниками, пусть даже и за Джейме (которого Тайвин до последнего надеялся «вытащить» из гвардии), но такое допущение для Тайвина должно быть просто неприемлемым. Даже «по мелочи», Тайвин – потомок древних королей, а Тиреллы – просто удачливые выскочки в его глазах.
Касательно прожекта замужества Серсеи за Тиреллом интересны еще парочка нюансов. Почему Уиллас до сих пор не женат? И почему Тайвин был более-менее уверен, что ему ответят согласием? Последнее противоречит как раз опять же миру саги – как будто такие союзы не очень распространены. Но вот в реальном Средневековье, феодалы вполне охотно женились на знатных вдовушках с детьми, невзирая на разницу в возрасте, скажем, лет в десять. Здесь важным считался не только статус невесты, но и само наличие у неё детей – надежный вариант для получения уже собственного наследника.
Джордж Мартин, как будто спохватившись, начинает вводить такие браки только в «Пламени и крови». Но для основной саги – проект выглядит странноватым.
В общем, на основе книжного же текста, можно сделать вывод, что Тайвин – не считал Серсею своей возможной наследницей, ни при каких обстоятельствах. Все его поведение говорит об этом, но вот только странным образом игнорируется после гибели последнего безусловно законного лорда Утеса.