На рабочем столе предпринимателя Ахмета Абдуллина из села Индерка Сосновоборского района лежит нераспакованный комплект мужского термобелья — явно лишний предмет рядом с привычными канцелярскими принадлежностями и ноутбуком.
Ахмет Алиевич перехватывает мой взгляд и хочет что-то сказать, но я опережаю его вопросом, догадавшись, что эту экипировку он приготовил не для зимней рыбалки:
— В зону спецоперации для наших?
— Да, — кивает он. — Жена моя передала. Завтра завезу на пункт сбора гуманитарки. Теплые вещи в окопах лишними не бывают.
Общее дело
Первую крупную партию гуманитарной помощи в зону СВО: продукты питания, питьевую воду, предметы первой необходимости, бытовую химию — индерцы собрали еще летом, до начала частичной мобилизации, и отправили с конвоем от регионального отделения партии «Единая Россия».
Инициаторами стали члены местной общественной организации ветеранов боевых действий, председателем которой и является Ахмет Абдуллин, полковник запаса, прошедший горячие точки Северного Кавказа.
— Многие индерцы воюют на Украине с начала спецоперации — кадровые офицеры, солдаты-контрактники, — рассказывает Ахмет Алиевич. — У меня душа болела за земляков, хотелось хоть как-то им помочь. Самому хочется взять в руки оружие, да возраст уже не позволяет.
Такие же чувства испытывали и другие ветераны, и не только они: в организации состоят и неравнодушные односельчане, кто непосредственно в боевых действиях не участвовал, но служил срочную. Не задавались вопросом «зачем?» и не утешали свою совесть отговорками вроде «армия и так их всем обеспечивает».
— Испокон веку те, кто остался в тылу, помогали фронтовикам чем могли. И деньгами, и вещами. Победа — это общее дело, никак нельзя от него в стороне оставаться, — убежден Абдуллин. — Знаете, как ребята благодарят, когда получают подарки из родных мест! Звонят, когда есть возможность, говорят: «Когда знаешь, что о тебе дома помнят, и воевать легче…»
Когда объявили мобилизацию, под которую подпали и несколько индерцев, мужчины активизировались. Нашли в селе помещение под пункт сбора гуманитарной помощи, создали группу поддержки в Телеграм, к которой за час присоединились более 1000 жителей Сосновоборского и других районов Пензенской области, земляки из соседних регионов.
Через четыре дня вещей и продуктов набралось на целую фуру. Активисты во главе с предпринимателем, бывшим моряком Ильясом Аделовым организовали транспорт. Ильяс — опытный водитель — вызвался сопроводить груз в Ростовскую область. Фура добралась благополучно, гуманитарку затем доставили по месту дислокации одного из подразделений, где служат пензяки. В благодарность индерцам бойцы записали видеообращение: «Спасибо, что не остаетесь в стороне. Мы это очень ценим. За мир, за Россию!».
Доброе сердце
Во время нашего разговора с Ахметом Абдуллиным в кабинет заглянул сам Ильяс — крупный, энергичный, доброжелательный, с улыбкой на лице. Пришел, чтобы обсудить очередную отправку груза:
— Через несколько дней опять собираемся. Уже в другое место. До границы, а там груз заберут военные. Конечно, хочется, чтобы его передали землякам, но это непринципиально, ведь все бойцы — наши. В любом случае пензенские парни без поддержки не останутся, вся область помогает.
Ильяс рассказал, что к сбору с каждым днем присоединяется все больше индерцев, и молодых, и старых, независимо от материального положения. Жертвуют сколько могут: кто 500 рублей, кто 5 тысяч. На днях пожилая односельчанка перечислила большую часть своей месячной пенсии — 14 тысяч рублей. Сказала, мол, купите, что нужно, а мне самой хватит перебиться, Аллах не оставит.
Понятие милосердия у местных жителей в крови. Если у кого-то случается беда — сгорел дом, умер родственник, — на помощь приходит все село. Заботятся они и о братьях наших меньших.
Некоторое время назад мне в Интернете попалась любопытная информация о том, что прошлой зимой житель Индерки спас сбитую на дороге косулю. Он в сумерках на машине возвращался в село с родника, когда заметил впереди лежащее животное. Остановился, подошел. Оказалось, что это косуля — вся в крови, но живая. Рядом валялись осколки автомобильной фары. Кто-то сбил бедняжку и скрылся с места ДТП.
Мужчина вызвал полицию, охотоведов. Спецалисты оказали животному первую помощь и определили, что самочка беременная. Отпускать ее обратно в лес было нельзя — в таком состоянии она могла погибнуть.
И спаситель косули решил забрать ее к себе. Поселил в загоне около дома, назвал Даной. Выхаживал до весны, а потом отпустил на свободу.
Я тогда не запомнила имени героя публикации. История всплыла в разговоре с Ахметом Абдуллиным и Ильясом Аделовым. Каково же было мое изумление, когда выяснилось, что герой — не кто иной, как Ильяс!
И доброе слово
Ветераны-индерцы не забывают и о родственниках военнослужащих, как никогда нуждающихся в моральной поддержке. Порой приходится выступать в роли психологов.
— Понятно, что мамы и папы боятся за своих сыновей, постоянное ощущение тревоги, неизвестность сводят с ума. Иногда мысли черные в голову лезут, — говорит Ахмет Алиевич. — Когда встречаю родителей воинов, они делятся со мной переживаниями, иногда на работу ко мне заходят, я всегда готов их выслушать. Объясняю, как могу, что да, война — это страшно, все там может быть, но у каждого своя судьба. Говорю: посмотрите на меня, я воевал, но выжил, перед вами сейчас стою. Надо верить, что и ваши дети вернутся живыми и невредимыми, там, на фронте, им ваша вера очень нужна!
Как-то мать одного мобилизованного солдата расплакалась: сын не подает о себе вестей третью неделю. Абдуллин успокоил ее: значит, нельзя пока звонить, это опасно, враг может засечь сигнал мобильного телефона и направить удар в эту точку. Надо набраться терпения и ждать.
Спустя несколько дней сын позвонил домой и сказал, что у него все в порядке.
Своими воинами Индерка гордится, здешние ребята, по словам Ахмета Алиевича, никогда, за редким исключением, не пытались «косить» от армии, считая для себя честью послужить Родине. Многие выбрали офицерскую стезю.
— И сегодня на фронте — лучшие наши односельчане! Ждем их с победой!