Украинец Николай Захарович Выдриган появился на свет в селе Казацкое на Херсонщине в 1920-м году. Обычная рабочая семья, парень отучился в школе 7 классов, и, как и многие такие же, как он, отправился работать на завод в городе Херсоне. В 19 лет его призвали на срочную службу в Красную армию. Там-то его и отправили учиться летному делу в Армавир.
Начало боевого пути
На фронт Выдриган попал в 1942-м году. Начинал с Юго-Западного фронта, потом воевал под Сталинградом, освобождал города Донбасса, Крым, и успел повоевать в Европе.
Уже весной 43-го количество его боевых вылетов составило 65, под Сталинградом в группе успел сбить два вражеских самолета. Интересно, то, что за все это время его самолет ни разу не смогли повредить. Тогда же он получил назначение командовать звеном авиаполка.
На фронте очень важна аэроразведка в тылу врага, чем Николай в основном и занимался, когда советские части освобождали Донбасс и Ростов-на-Дону. 128 вылетов всего лишь за два месяца – это очень много. Причем он успел за это время поучаствовать почти в двух десятках боев, и лично сбил один вражеский самолет.
Разведчик
С осени 43-го по весну 44-го Выдриган совершил уже 207 вылетов. 128 из них были разведывательными полетами. Летчик составлял карты расположения немецких группировок живой силы и техники, отмечал, где находятся вражеские аэродромы.
Все это у него была возможность тут же передавать по связи в штаб, а там уже принимали решения о разгроме фашистов. В 44-м году Николай воевал за Крым и освобождал Севастополь.
Тут у него было 42 вылета с целью разведки, а кроме того, он смог сбить два немецких штурмовика. Кажется, что все это обычные цифры, если только не вспоминать, в каких условиях эти полеты совершались, и какой отвагой нужно было обладать, чтобы выполнять подобное.
Благодарности от командования полка следовали одна за другой, и в его наградном листе полностью перечислены заслуги аса. В нем отмечалось, что гвардии старший лейтенант проявил себя, как умелый разведчик, который выполняет задание в любых условиях. Кроме того, если ему в воздухе приходилось сталкиваться с противником, то он отважно бросался в бой.
Для Выдригана практически не важно было, какие существовали метеоусловия. Даже если они были плохими, задачу он все равно выполнял с честью. К тому же, чаще всего небо было насыщено вражескими самолетами, что тоже не пугало храброго летчика.
Фоторазведка – дело не простое, и в этом деле тоже нужен талант, чем Выдриган обладал в избытке. К тому же в воздушных боях он ни разу не потерпел поражения, а это означает, что пилотирование у него тоже было на высшем уровне. В апреле 44-го немцы отступали из Крыма, и Владимира послали наблюдать за тем, как фрицы отходят с занятых ими прежде позиций.
А уже через десять дней его самолет и еще пять «яков» отправились вместе с бомбардировщиком производить фотосъемку вражеских аэродромов, которые располагались на Херсонесе.
В районе Севастополя им пришлось столкнуться с мессерами. Их было шесть, и советскому бомбардировщику грозила смертельная опасность.
Но Выдриган открыл огонь, сумев при этом уничтожить одного из немецких асов, немцам пришлось ретироваться. А уже в начале мая 44-го года при разведывательном полете над Северной бухтой Николай смог сбить еще одну вражескую машину.
Осенью того же года советский ас прибыл в Европу, и принял участия в боях за Чехословакию, Венгрию, Югославию. Он получил множество наград, а 1946-м Выдригану присвоили звание Героя Советского Союза.