Найти в Дзене
Работа. Карьера. Призвание

Почему HR не должен любить людей

Если вы любите людей и хотите помогать им, не становитесь HR-специалистом!

Именно эту фразу мне всё чаще в последние годы приходится повторять на консультациях своим клиентам, у которых запрос на профессиональное самоопределение, и они подумывают о переходе в HR-сферу. Как человек, который больше 18 лет назад сознательно и во взрослом возрасте пришёл в неё, тоже питая иллюзии служения людям, я знаю это изнутри. И дело тут вовсе не в том, что я хочу очернить всех эйчаров, отнюдь! Дело в глубинном понимании сути профессии.

А она, эта суть, следующая: HR-специалист должен играть на стороне бизнеса, защищая его интересы, а не сотрудника. Мы видим это обезличенное отношение даже в самом названии должности – human resources (человеческие ресурсы). Ключевые задачи специалиста по персоналу - не сделать людей счастливыми, а обеспечить компанию работниками и выстроить процессы так, чтобы их работа приносила максимально возможный результат. Все новомодные плюшки - удовлетворённость, вовлечённость персонала и т.д. - подчинены именно этой цели, если вы не знали. И даже психологическая помощь, которую в этот сложный период турбулентности оказывают своим сотрудникам продвинутые компании, нужна, прежде всего, для того, чтобы не проседала их работоспособность. Цинично? – да, но таковы законы бизнеса, тут не до сантиментов, особенно в наше время.

Поэтому, дорогие будущие HR-коллеги, если вы любите людей и хотите им служить, у вас будет несовместимость по ценностям с данной деятельностью. И вам лучше поискать себя в помогающих профессиях – психолога, врача, личного консультанта по каким-то вопросам и т.п., но не эйчара.

В работе специалиста по персоналу нередко бывают ситуации, когда ты должен выбирать – либо быть на стороне компании в лице её менеджмента, либо на стороне коллектива или отдельного работника. К примеру, нужно уволить очень хорошего человека, но при этом не самого эффективного сотрудника, чтобы на его место пришёл тот, кто даст бизнесу нужный результат. Или вполне себе результативного работника, которого выживает недалёкий начальник-самодур, но руководству компании этот начальник зачем-то нужен, поэтому расставаться придётся с сотрудником. Или кого-то сократить, а у него дети, ипотека и неработающая жена. И если ты искренне болеешь за человека, у тебя будет серьёзный внутренний конфликт, ведь руководству твоя адвокатская позиция явно не понравится, а ты зависишь от него.

И чем сильнее твоя любовь к людям, тем больнее тебе будет видеть такую вопиющую несправедливость, что в конечном итоге может привести к полному выгоранию.

Ситуации, когда владелец или гендиректор настолько продвинутый, что сам живёт по духовным законам и умеет выстраивать гармоничные отношения с миром и людьми, в нашем бизнесе, прямо скажем, пока большая редкость. Что бы там ни декларировалось с высоких трибун, для большинства организаций человек – не наивысшая ценность, а по-прежнему ресурс (наравне с материалами, оборудованием и т.д., а деньгам даже ещё и уступает по важности), который нужно использовать по максимуму. Поэтому эйчару нередко приходится нарушать и этические законы, и трудовое законодательство, выполняя волю руководства. И если он сам в душе бизнесмен или экономист, тогда всё ОК, а если – психолог, то долго там не продержится.

Я сама с этим когда-то столкнулась, когда перешла в HR-сферу и стала директором по персоналу. В душе я тогда уже была психологом и личным консультантом, но умом этого ещё не осознавала. И даже моё экономическое образование и привычка мыслить показателями эффективности не помогли. Периодически, когда я защищала кого-то из сотрудников, директор компании кидал мне упрёк: ты что – представитель профсоюза или личный адвокат? Почему ты играешь на стороне работника? Пыталась объяснить, что, поступая так, компания делает хуже и себе, к примеру, рискуя нарваться на санкции со стороны Трудовой инспекции, но меня не хотели слышать. Причём объявлять сотрудникам о самых непопулярных меры директор просил меня, выдавая их за мои инициативы, хотя это было целиком его решение, и я была против них;)

Находиться в системе и не играть по её правилам нельзя, поэтому я какое-то время терпела.

Но долго в таком внутреннем конфликте работать невозможно, если быть с собой в контакте и не предавать себя ради каких-то выгод. Именно поэтому однажды я окончательно разочаровалась в наших HR-технологиях и приняла решение уходить из найма, чтобы играть на стороне человека, а не организации. И сразу всё встало на место: и клиенты довольны, и я. Хотя иногда я по просьбе знакомых подбираю им персонал, но, во-первых, я сотрудничаю только с определёнными компаниями, чьи ценности мне близки, а во-вторых, я работаю как внешний рекрутер и консультант, т.е. не управляю внутренними HR-процессами, и мне не приходится никого увольнять и сокращать. А от коллег узнаю, что работодателей, исповедующих в отношениях с сотрудниками принцип win-win, по-прежнему не очень много.

Кстати, сотрудники и кандидаты на работу, примите к сведению, что профессиональный эйчар не должен вас любить и помогать вам найти работу/удержаться на ней, у него другие задачи.

В сухом остатке. Менеджер по персоналу – не психолог и не профсоюз, он – один из руководителей компании, который должен заботиться об интересах бизнеса. Персонал для него - лишь ресурс и инструмент достижения целей организации. Поэтому тем, кто хочет служить людям, чтобы не разочароваться и не выгореть, лучше поискать другие способы самореализации.

Заходить в интересные нам сферы и профессии можно с разных сторон, главное – понять, кто ты, чего хочешь, и кто твой клиент/потребитель. А для этого нужно быть честным с собой и хорошо слышать себя. И так - не только в HR-сфере.

Галина Бобкова, карьерный психолог/консультант, коуч по самореализации www.ccgb.ru

Соцсети и каналы: