Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Мне скучно или что делать с подростковой неуспеваемостью в школе

Знать и понимать причины подростковой неуспеваемости — это одно. А что же дальше? Что же можно с этим сделать?

Во-первых, важно участие двух сторон воспитательного и учебного процесса — родителей и педагогов. Учителя, со своей стороны, должны меньше уделять внимание оценкам, а обращать на качественную часть образовательного процесса. То есть, не надо делать оценки (четвёрки и пятёрки) эталоном успешности. Конечно, совет, на первый взгляд, стандартный, но все ли им пользуются? Каждый ли педагог оценивает ученика по его знаниям и способностям?

Из первого совета вытекает второй. Оценки так или иначе выставлять приходиться. От этого никуда не деться. Но здесь важно не делать из оценок рейтинговую систему: чем больше хороших и отличных отметок, тем выше у подростка успешность в школе и среди сверстников.

Некоторые педагоги любят похвалить отличника и рассказать о неуспевающем ребёнке при всём классе. С одной стороны, демонстрировать неуспехи подростка не стоит, но с другой, если пубертат любит демонстративные проявления, это может сыграть на руку. Демонстративного подростка можно и нужно похвалить при всём коллективе даже за малейшие успехи.

Третья рекомендация касается тех учителей, кто любит сравнивать детей друг с другом. Не следует этого делать. Лучше сравнивать только успехи ученика. Например, можно сказать, что он сегодня отвечал эффективнее, чем вчера или пару дней назад.

Подростки — те же дети. Им нравится активность. Поэтому, учителя, для того, чтобы пубертатам было интереснее учиться, могут использовать на уроках активные методы обучения. Играми, анализом ситуаций, поисковой активностью пробуждается не только интерес, но и развиваются познавательные способности.

В прошлый раз мы говорили, что причиной неуспеваемости как младшего школьника, так и подростка могут быть наследственность и родительские установки. Возможно, родители сами не были отличниками, задания выполняли кое-как, не любили читать и так далее.

Кроме того, в семье не формируется ценность знания культуры. А ещё некоторые родители смотрят свысока на школу, учителей и на людей вообще. В семье не принято также трудиться, не ставятся и не достигаются цели. «И что же делать?» — Возникает резонный вопрос.

Конечно, прошлое нельзя изменить. Родителей нельзя вернуть обратно в детство. Тут уж ничего не поделаешь. А вот изменить отношение к людям и школе, при желании, родители способны. А ещё возможно поменять семейные установки. Родители, если захотят, научатся сами и привьют культурные ценности ребёнку и подростку. Кроме того, семья может повлиять на отношение учителей к пубертату. Важно разговаривать с ними, принимать активное участие в школьных делах.

Помните, что навыки, познавательный интерес, адаптация к учёбе проходит первые три года учебной жизни ребёнка. Дальше можно действовать, опираясь на интересы и поисковую активность детей и подростков. А недовольство неуспеваемостью лучше на время спрятать. Вашим помощником будет наблюдение. Оно подскажет, чем подросший ребёнок увлекается, к чему у него есть склонности. Его хобби и интерес можно использовать в учебных целях, придумывая разные занятия на эту тему. Причём придумывать могут и педагоги, и семья, когда подросток находится дома, и ему нужно выполнять задания учебной программы.

Конечно, заставить пубертата быть прилежным учеником практически невозможно, но вот мотивировать его вполне по силам и семье, и школе.

Автор: Ларионова Екатерина Марковна
Тренинговый групповой аналитик

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru