Заинтересовался историей бритья после своего же поста. И, конечно, мгновенно попал в царство барбершопов. Сейчас у нас они, как мне кажется, медленно сползают в обычные парикмахерские, только с высокими ценами. А жаль, потому что это старая добрая и хорошая традиция. Классический барбершоп - это и гостеприимное место, и проверенный временем храм мужских ценностей, и носитель традиций живого общения. Я вот с удовольствием еду полтора часа в барбершоп, чтобы пару часов покайфовать в кресле, поболтать с барбером обо всем и ни о чем или подремать, пока барбер скребет шаветкой по горлу :) Выпить опять же виски или кофе с шоколадкой , если за рулем.
И чуть ли не впервые я прошу вас обратить внимание на картинки. Они редкие, я их перефоткал из разных книг и журналов.
Барбершопы и их облик за последние сто лет менялись под воздействием технологии и моды, но они всегда впитывали в себя окружающий их дух города и людей. Но всегда барбершоп - это место для отдыха от шума и суеты. Чисто мужской клуб, где можно приятно пообщаться в непринужденной обстановке.
На входе в барбершоп всегда вращается цилиндр - всемирный знак, символ, знакомый каждому. Пошла эта традиция из средневековой Англии, когда барберы-цирюльники были ещё и дантистами, и хирургами. Ну а над входом старались вывесить какой-то знак, дающий неграмотному en mass народу понять, что им предложат внутри.
В 1540 году английский король Генрих VIII, на минутку отвлекшись от отрубания голов своим жёнам, объединил Союз цирюльников и Гильдию хирургов. Зачем, спросите? Подозреваю, для удобства управления. Так вот Генрих VIII принял закон, по которому барберы обязаны демонстрировать публике сине-белый цилиндр, а хирурги - красный с шаром наверху, который символизировал чашу для сбора крови.
После чего история довольно долго барберами не интересовалась. До тех пор, пока в США не начали вывешивать перед входом трехцветный цилиндр. Есть подозрение, что делали они это безо всяких символических и исторических аллюзий, а просто чтоб красиво было. Ну или совпадало с цветами звездно-полосатого флага. В Америке же любят такой лобовой патриотизм. А ещё Америка известна загадочным свойством - что бы там не удумали, во всем мире потом с восторгом имитируют. Короче, теперь мы с вами и почти весь мир ходим в барбершопы под трехцветными цилиндрами. Хорошо если ещё шар остался.
Ещё одна старинная многовековая традиция оформления барбершопов - витрины с рекламой товаров для мужской красоты. Самыми ранними упоминаются фирмы Brylcreem, Jeris и Wildroot (существующие и сегодня), которые додумались дарить барбершопам жестяные таблички с рекламой своей продукции вместо самой продукции. Ну а барбершопы выставляли их в витринах.
Остановлюсь, чтобы не утомлять вас чрезмерно перед новиготом. Попозже про барберское кресло, мойки и зеркала, берберские инструменты и принадлежности и, конечно, про сами бритвы с помазками.