Найти тему
Вдумчивый сибиряк

Чем интересно и уникально метро Новосибирска: 10 занимательных фактов

Оглавление

Метро столицы Сибири успело прославиться далеко за пределами города и даже России. Например, одним из самых известных фактов является то, что его частью является самый длинный в мире крытый метромост. А вот то, что зимой он становится короче почти на полметра, знают далеко не все.

"Царьград Новосибирск" собрал 10 необычных и/или малоизвестных фактов о новосибирском метро.

Фото: "Спецтрансстрой"
Фото: "Спецтрансстрой"

В 2022 году новосибирской подземке стукнуло 36 лет. За эти годы поезда метро суммарно перевезли больше двух миллиардов пассажиров, а сама система стала одним из самых востребованных видов транспорта в городе. И хотя в последний раз новая станция в ней появлялась более десяти лет назад, в перспективы подземки продолжают верить и новосибирцы, и руководство региона. В Новосибирске ждут не дождутся открытия станции "Спортивная", которое всё переносится и вот-вот должно произойти.

1) Под пассажирской платформой станции "Площадь Маркса" есть лестница

Когда метро в Новосибирске было ещё на стадии проекта, предполагалось что темпы строительства новых станций останутся высокими на долгие годы. Поэтому линии проектировались и строились с прицелом на будущее. Станция "Площадь Маркса" должна была стать пересадочной на "Кировскую" линию метро. Планировалось, что тоннели пройдут на большой глубине и дойдут до отдалённых жилмассивов, таких как Затулинка и Северо-Чемской.

Поэтому ещё при строительстве станции заранее был подготовлен выход из будущего перехода. К сожалению, сегодня перспективы у этого перехода туманны – вместо третьей линии метро власти обещают жителям отдалённых микрорайонов левого берега городскую электричку. Уже появилась станция "Пригородный простор". Не исключено, что продлят и Ленинскую линию на левом берегу. Только вот как долго этого ждать?

2) "Спортивная" - последний задел на будущее, оставшийся с советских времён

Среди станций новосибирского метро, открытых после развала СССР, нет ни одной, построенной "с нуля". Все стройки, в той или иной степени, начались ещё в советские времена и были до поры заморожены.

Станция "Спортивная" хоть и не стояла десятилетиями в виде открытого котлована, была заложена ещё в середине 80-х. Правда тогда от её строительства решили отказаться, поскольку не увидели в ней срочной необходимости. "Задел" же представлял собой пару кирпичных построек, которые были снесены, когда станцию принялись строить всерьёз к МЧМ-2023 по хоккею. Теперь, как мы знаем, из-за санкций его у России забрали.

3) Поезда ходят очень тихо (по меркам поездов метро)

Новосибирское метро первым в мире решило проблему нежелательных вибраций, возникающих при движении составов. В Москве и других городах они были причинами не только ужасного грохота, но и повреждения зданий, стоящих над тоннелями.

Новосибирские инженеры разработали новую конструкцию путей с резиновыми прокладками, которые гасят почти 100% колебаний. Благодаря этому открытию прокладывать тоннели вблизи жилых домов стало безопасно, а уровень шума снизился в несколько раз, по сравнению с более старыми подземками в других городах.

Со временем ноу-хау переняли и внедрили в Москве, а затем по всей России и не только в метрополитене.

Фото: Царьград Новосибирск
Фото: Царьград Новосибирск

4) Часть тоннеля между Октябрьской и площадью Ленина – квадратная

Точнее на участке, который проходит вдоль эстакады на улице Кирова. Саму эстакаду, кстати, строили одновременно с метро.

Всё дело в том, что в этом месте тоннели метро проходят над спрятанной в подземный коллектор Каменкой. Из-за этого грунт, в котором пришлось работать, очень влажный и насыщенный грунтовыми водами. Проходить тоннели щитом, как это было сделано для остальных станций, было слишком сложно, поэтому переезд между станциями строился открытым способом: в котловане из сборных железобетонных конструкций. Которые, в отличие от традиционного тоннеля, имеют квадратное сечение, а не круглое.

5) В Новосибирске нет ни одной станции глубокого заложения

В отличие от Москвы и, тем более, Санкт-Петербурга в Новосибирске грунт очень устойчивый и не требует уходить на большую глубину при сооружении подземных объектов. Самая глубокая станция в Новосибирске – "Сибирская" – уходит вниз всего-то на 15 метров. Для сравнения станции глубокого заложения в столичных городах и Екатеринбурге имеют глубину от 20-40 до 60-80 метров. А в некоторых случаях – ещё больше.

6) Новые станции метро нельзя использовать как бомбоубежище

Вопреки распространённому мифу, далеко не каждая станция метро рассчитана быть ещё и убежищем на случай чрезвычайной ситуации. По большей части этот стереотип касается старых станций глубокого заложения, построенных в первой половине и середине прошлого века.

Новосибирское метро начали строить в 1979 году, а открыли в 1986. По воспоминаниям строителей, станции первой очереди, от "Красного Проспекта" до "Студенческой", действительно оборудованы необходимой инфраструктурой. Но вот на новых станциях, в частности на открытых в нулевые "Маршала Покрышкина", "Берёзовой роще" и "Золотой ниве" нет даже гермостворок при входе. У последней и вовсе электроподстанция вынесена на поверхность и находится в 50 метрах от самой станции.

Фото: Царьград Новосибирск
Фото: Царьград Новосибирск

7) В метро Новосибирска впервые появились телевизоры в вагонах

Хотя идея устанавливать экраны на станциях к тому моменту уже была реализована в Москве и во многих зарубежных городах, повесить телевизоры прямо в вагонах новосибирцы додумались первыми. Или одними из первых.

В феврале 1998 года в вагонах новосибирского метро стали появляться небольшие "пузатые" телевизоры, прикрученные к потолку. Они показывали местные новости, прогноз погоды, курс валют и другую полезную информацию. И, разумеется, рекламу.

8) Уникальная станция

"Речной вокзал" - единственная в своём роде среди всех станций всех метрополитенов России. Уникальность её в том, что она, будучи крытой, одновременно находится и под землёй и над землёй.

Западная часть станции, которая выходит на метромост, нависает над тротуаром улицы Большевистской. В то же время восточная часть станции утоплена в холме и расположена под автомобильной дорогой.

Фото: Царьград Новосибирск
Фото: Царьград Новосибирск

9) Третий, четвёртый, пятый

Новосибирский метрополитен третий в стране по пассажиропотоку, четвёртый по числу станций и пятый по суммарной протяжённости линий. Готовящаяся к открытию станция "Спортивная" никак не поменяет расклад. Ведь она не увеличит протяжённость линий, а по количеству станций впереди Новосибирска (13 станций, 15,9 км) среди региональных подземок будет Нижний Новгород (15 станций).

По длине путей – снова Нижний Новгород (21,8 км) и Казань (16,7 км). Зато по числу перевезённых в год пассажиров (84,5 млн человек) впереди Новосибирска только Москва и Санкт-Петербург, чьи метрополитены насчитывают на порядок больше станций и тоннелей, чем новосибирский.

10) Самое дешёвое метро в России

Несмотря на то, что в декабре 2022 года проезд в новосибирской подземке подорожал до 30 рублей, это всё равно самый низкий тариф на метро в России. В остальных городах дороже, от 32 рублей и выше.

Исключение составляет разве что метротрам в Волгограде – транспортная система, выполненная по стандартам метро, но в качестве подвижного состава использующая трамваи. Там проезд стоит также 30 рублей.