27 декабря 2022 года/
К 1930 году в рамках богоборческой кампании власти разрушили две трети построек Симонова монастыря, на месте которых вырос Дворец культуры. Но несколько древних строений, помимо Тихвинского храма, сохранились. Это Старая трапезная, сушило, Казначейский корпус.
Старая трапезная (Келарский корпус, Южный братский флигель) датируется 1485 годом и является одним из старейших московских зданий. В глубоком подвале хранился годовой запас зерна, здесь же в пекарне выпекали хлеб. После возведения новой трапезной оба здания соединили переходом, так называемой галереей-гульбищем.
Современники не раз отмечали запущенное состояние старой трапезной - «весьма ветха и рушится», что не помешало советской власти после небольшого ремонта с пользой использовать помещения: первый этаж заняла контора и овощехранилище «Мосплодоовощ», а второй этаж перепланировали под коммунальное жильё. Кстати, всего в разные здания бывшего монастыря переселилось около 300 семей рабочих заводов ЗиС и «Динамо». Позднее в старой трапезной обосновались склад и цех завода «Сатурн», а затем - макетный цех объединения «Росмонументискусство».
Попытка провести полноценное исследование здания была предпринята в 1957 году, но для реставрации потребовалось бы освободить помещения. Специалисты нашли на стенах палат следы живописи, но восстановить фрески не представлялось возможным. Обнаруженные кирпичи с клеймами показали, что перестройка трапезной проводилась в XVII веке.
Пристройка 1978 года
Монастырская постройка XIX века
Сушило (1677-1680, архитектор Парфен Петров) предназначалось для хранения продовольственных запасов, сушки солода, зерна, фуража и других монастырских припасов - каждый из этажей представляет собой большое, просторное помещение, хорошо проветриваемое через открытые окна. Впрочем, споры о предназначении монументального здания и этапах строительства ведутся давно, так, в XIX веке предполагали, что здесь строился княжеский дворец, а исследователи изучили клейма на кирпичах разных этажей и предполагают, что здание изначально было двухэтажным.
Пожар 1812 года сильно навредил зданию, после чего был разобран свод над вторым двухсветным этажом с использованием кирпича на строительство нового здания у южной монастырской стены, а на первом этаже сушила обустроили конюшню. В тот же период были разобраны галерея и лестница, ведущая на второй этаж. В советское время первый этаж использовался под склады и мастерские, а другие этажи после монтажа новых перекрытий и перегородок превратились в общежитие рабочих автозавода. В шестидесятые годы монастырские здания оказались в аренде Промкомбината «Рыболов-спортсмен», специализировавшегося на производстве рыболовной снасти. В наши дни сушило, как и другие строения, находится в ведении Церкви и ожидает прихода реставраторов.
Казначейский корпус построен, предположительно, в 1630-1640-х годах. Историки ещё до революции отмечали неплохую сохранность некоторых деталей исторического облика, хотя и зафиксировали новые окна, исчезновение крыльца и перепланировку помещений. После современного ремонта в здании открылась воскресная школа.
Тяговая подстанция метрополитена (1943)
В старину монастырь славился садами, практически уничтоженными в советское время. Исторический садовый участок частично замощён бетонными плитами, но община, поелику возможно, старается возродить былую славу.
На месте разрушенных зданий Симонова монастыря и некрополя выстроен Дворец культуры Пролетарского района (1937, архитекторы Александр, Виктор и Леонид Веснины). Отвечая принципам конструктивизма, сооружение отличается строго логичной объёмно-пространственной композицией: найдено удачное соотношение и обеспечена удобная взаимосвязь зрелищных и клубных помещений. В театральном и клубном корпусах были предусмотрены театральный зал с фойе, лекционная аудитория, библиотека и читальный зал, выставочный зал, помещения для кружковой работы, научно-технические кабинеты, астрономическая обсерватория.
Во время Великой Отечественной войны попаданием бомбы были разрушены перекрытия театральной части. Послевоенная реконструкция нарушила конструктивистский стиль интерьеров чуждыми декоративными элементами, не были восстановлены мозаичные полы и подоконники, веснинский штукатурный потолок из концентрических кругов в зрительном зале. При этом были исправлены некоторые неудачные проектные решения тридцатых годов, такие как отсутствие кассового вестибюля, кондиционирования, операторских помещений, недостаточная освещённость, деревянные перекрытия.
Нынешний Культурный центр ЗИЛ – первый и самый большой дворец культуры в Москве, с богатой историей и уникальными площадками, студиями и кружками. Сегодня он преобразован в центр современной городской культуры, сохраняя лучшее, что появилось здесь в предыдущие десятилетия, и открывая новые пути развития.
Фотографии: Евгений Чесноков
Путеводитель - это алфавитный указатель всех публикаций «Город на память» с активными ссылками:
Интерактивная карта позволяет открыть любой фотоальбом, опубликованный на канале «Город на память»:
#городнапамять #москва #история #архитектура #симоновмонастырь #религия #православие