В статье «Задача или не задача?» https://dzen.ru/a/YgU23IOFImk9FzSf?share_to=link мы выбрали тексты, которые можно назвать задачей, и остались те, которые задачей не являются:
· Маша нашла 7 лисичек, а Миша – на 3 больше.
· На сколько больше марок у Пети, чем у Иры?
· На одной тарелке 3 огурца, а на другой – 4. Сколько помидоров на двух тарелках?
· В одной корзине 9 грибов. Сколько грибов в двух корзинах?
Пользуясь подсказкой (в рамочке), выясним, чего же не достаёт в этих текстах. Как из них получить задачу?
Рассуждаем так:
В первом тексте есть только условие, а вопроса нет. Поэтому, нужно добавить вопрос. Возможны два варианта вопросов, добавляя которые к условию, получим две задачи:
1. Маша нашла 7 лисичек, а Миша – на 3 больше. Сколько лисичек нашёл Миша?
2. Маша нашла 7 лисичек, а Миша – на 3 больше. Сколько лисичек нашли Миша и Маша вместе?
Второй текст содержит только вопрос, поэтому к нему нужно добавить условие, после чего получим, например, такую задачу:
У Иры – 4 марки, а у Пети – 7. На сколько больше марок у Пети, чем у Иры?
В третьем тексте условие и вопрос не согласованы, т.к. условие про огурцы, а вопрос про помидоры. Для согласования или в вопросе заменим слово помидоров на слово огурцов, или в условии – слово огурца на слово помидора. Получим задачи:
1. На одной тарелке 3 огурца, а на другой – 4. Сколько огурцов на двух тарелках?
2. На одной тарелке 3 помидора, а на другой – 4. Сколько помидоров на двух тарелках?
В четвёртом тексте есть и условие, и вопрос. Но на вопрос мы ответить не можем, т.к. не знаем, сколько грибов в другой корзине. Поэтому, добавив в условие недостающее данное, например, 10. Получим задачу:
«В одной корзине 9 грибов. В другой – 10. Сколько грибов в двух корзинах?»
Немного теории для вас, родители!
1) Первый текст мы преобразовали в задачу, используя приём постановки вопроса к данному условию.
2) Второй текст – используя приём составления условия для вопроса.
3) Четвёртый текст называют задачей с недостающими данными. Для его преобразования использовали приём дополнения условия.
Если вы работаете с ребёнком
Если ребёнок затрудняется сформулировать вопрос (к первому тексту) самостоятельно, то можете использовать приём выбора (вопроса), предложив, например, такие вопросы:
1. Сколько белых грибов нашла Маша?
2. Сколько лисичек нашёл Миша?
3. Сколько всего учеников в классе?
Сначала дайте возможность ребёнку без вашей помощи обосновать, почему вопросы 1 и 3 не подходят.
Работая со вторым текстом, тоже можно использовать приём выбора (условия). Не исключается и такой вариант, когда ни одно из предложенных для выбора условий не подходит к данному вопросу, например,
1. У Пети – 7 марок.
2. У Иры и Пети вместе 7 марок.
3. У Иры – 7 марок, а у Пети – 4
Каждое из условий (1-3) обсуждаем с ребёнком, выясняем, по какой причине оно не подходит к данному вопросу. После такого обсуждения многие дети догадываются, что в последнем условии можно поменять числа 7 и 4 местами: У Иры – 4 марки, а у Пети – 7. На сколько больше марок у Пети, чем у Иры?
Итак, сегодня мы научились преобразовывать текст в задачу, используя разные методические приёмы.
В следующей статье мы рассмотрим, как можно продолжить беседу с ребёнком (по последнему заданию) с целью развития его мышления.
Домашнее задание
Задание. Можно ли назвать эти тексты задачами и записать их решения? Если ДА, то запишите решение этих задач.
1) Сколько лап у двух собак?
2) Сколько хвостов у пяти кошек?
3) Сколько ног у трёх кур?
4) Сколько горбов у четырёх верблюдов?
Напишите, пожалуйста, чем была полезна эта информация.
Желаю успеха!