Найти в Дзене

Городские легенды Петербурга. ОСОБНЯК ИРЭН АДЛЕР

Этот особнячок вы наверняка узнаете по отечественному «Шерлоку Холмсу», в фильме он значился домом Ирэн Адлер. Но история его настоящей хозяйки не менее интересна и загадочна.

Дача Гаусвальд на Каменном острове — образец любимого нами модерна. Где-то даже вычитали, что она считается первым произведением «нового стиля» в Петербурге, что весьма сомнительно, кстати, ибо …кто считал порядковые номера. Тем не менее, архитектура дома воплотила многие характерные черты стиля - подчеркнутую асимметрию, изломанные линии портала и крыши (прототипом послужила архитектура английских коттеджей). А свое название здание получило благодаря фамилии первых владельцев — оно было построено для жены булочного мастера Евгении Карловны Гаусвальд.

В этом доме вы не найдете мужского кабинета и зала, на первом плане должна была быть столовая, и в одно с ней - бильярдная. На втором этаже - две комнаты для гостей. Здание сейчас отреставрировано. Буквально только-только. И мы поспешили увидеть его таким, каким оно задумывалось! И крышу с черепицей, и башню, и шпиль около входа... Некогда при даче имелись: конюшня на 4 лошади, сарай и служебный флигель, прачечная, комнаты для кучера, конюха и дворников. Что интересно, к даче сразу же был проведен водопровод, для чего на чердаке помещен бак на 250 ведер воды.

«Вся стоимость дачи составила 44 795 руб. 22 коп. Насыпь и садовые работы в эту сумму не входят, равно как линолеум, которым покрыты все полы, за исключением паркетных; на все это израсходовано, сверх приведенной общей суммы, около 4500 руб. Арх. В. Шене». (с) «Зодчий», 1900, Вып. 12, С. 170.

Вот так дом выглядел раньше:

-2
-3

В 1918 году в особняке Гаусвальд разместили детскую колонию. Потом долгие годы в нем находился санаторий-профилакторий Ленинградского металлического завода (им. XXII съезда КПСС). В 1990-х продали частной компании, и долгое время дом угасал и рушился на наших глазах. Но историческая справедливость восторжествовала!

И ведь здание представляет собой не только историческую, но и кинематографическую ценность. В этом особняке Ян Фрид снимал
«Дона Сезара де Базана» по пьесе Ф. Дюмануара и Д'Эннери и «Летучую мышь» по одноимённой оперетте Иоганна Штрауса, а Игорь Масленников, как уже говорили, — один из сюжетов своего «Шерлока Холмса и доктора Ватсона».

Но не менее интересной оказывается
история хозяйки дачи, «жены булочного мастера». Передаем ее в изложении сотрудника Музея истории Санкт-Петербурга Наталии Цендровской. Скажем честно, прочитали эту историю у нее на страничке в ВК. Лучше Наталии Ксенофонтовны никто не расскажет. Она — автор многих интереснейших пешеходных экскурсий по непарадным местам Петербурга, кладезь городских легенд.

***

Гаусвальды не то, чтобы совсем ниоткуда взялись, но они — по их положению в обществе — были, кажется, довольно простыми людьми, совсем не из тех, о ком пишут в мемуарах. Муж Евгении Карловны, тот самый булочный мастер Густав Гаусвальд, саксонский подданный. Непонятно, когда кто-то из его предков переселился в Россию, но в 1849 году булочник Гаусвальд уже содержал свое заведение в доме Тура в Симеоновском переулке, сегодня это дом 5 по улице Белинского. И в адресной книге 1868 года был показан Карл Иванович Гаусвальд, который жил в том же доме в квартире 9 и содержал булочную. Должно быть, будущий свекор Евгении Карловны.

Регулярно адресные книги начали издаваться в Петербурге с 1892 года…

Евгения Карловна, или, как она в те годы представлялась в адресных книгах Женни-Мария Карловна Гаусвальд ни разу не упоминается живущей на Симеоновской. На 1893 и 1895 годы ее адрес в доме 185 по Фонтанке, где когда-то жил Пушкин, а в те годы жил Вильгельм Карлович Гаусвальд, золотых дел мастер, державший дело на Невском, 44. Должно быть, сын и брат Гаусвальдов-булочников. Около 1893 года Женни-Мария Гаусвальд стала владелицей немаленького доходного дома на Екатерингофском проспекте, 20, в Коломне, сразу за Крюковым каналом (это теперь проспект Римского-Корсакова). Там значатся Евгения Карловна и Мария Карловна Гаусвальд и у обеих помета об этом домовладении. Сёстры замужем за братьями? Жена и свекровь? Просто сестры? Самый естественный для немцев вариант с двойным именем так нелепо трансформированным в адресной книге?

Булочник Густав Гаусвальд исчез из адресных книг не просто так — в выпуске на 1896 год Евгения Карловна отрекомендовалась вдовой саксонского подданного. Тут-то и начались события, которые фактически обессмертили ее имя.

К концу XIX века Каменный остров все еще оставался парком Каменноостровского дворца, участки в котором сдавались в аренду под строительство дач. В 1897 году последовало высочайшее разрешение на отдачу в аренду новых участков в глубине парка, в районе Большого канала, и вскоре Е.К. Гаусвальд подала прошение об аренде участка у пересечения Большой и 2-й Березовой аллей. Авторами проекта стали архитекторы В.И. Чагин и В.И. Шене. Строительство дачи началось и завершилось в 1898 году, в 1899 уже занимались благоустройством территории вокруг.

Архитектурную сторону этой истории мы тут обсуждать не будем. Но хочется проследить стремительно разворачивающуюся биографию хозяйки. Поражают ее развороты. Тут и на роман с продолжением, и на сериал историй хватило бы. Тем более на фоне такой дачи.

Но нет, с дачей что-то явно не задалось, а, может быть, и не планировалось. Когда разглядываешь план этого невероятного строения, невольно возникает мысль: для кого и для чего она строилась? Кабинет в круглой башне, большая столовая с биллиардной, детские комнаты окнами в парк. Для себя ли это строилось? Может быть, для сдачи в аренду? Или для продажи?

Здесь надо сделать отступление. Совершенно не лирическое, но почти мистическое. Петербургские адресные книги рубежа веков содержат совершенно невероятный объем сведений, некоторые из которых повторялись из года в год, иные десятилетиями. Но адреса некоторых жителей, их торговых заведений, мест службы, членство в разных обществах менялись каждый или едва ли не каждый год. Объем работы у редакции справочника был чудовищный. Кому приходилось держать в руках эти тома, тот представляет их огромный размер и вес. Какие-нибудь «Желтые страницы» со старым «Всем Петербургом» просто смешно сравнивать. Но работали над этим справочником в издательстве Суворина в Эртелевом переулке живые люди, поэтому без ошибок не обходилось.

...Над нынешними персонажами словно что-то такое витает, какой-то колдун запутывает всё и вся: имена, адреса, само присутствие людей в городе. То есть буквально нет ни одного выпуска, в котором бы не было перепутано что-нибудь. Правда, и героев в этой истории все прибавляется и прибавляется, некоторые двоятся и троятся, и даже более того, другие вдруг появляются из ниоткуда и туда же исчезают почти мгновенно. Происхождение некоторых ошибок понятно: немцы, привыкшие, живя в России, в разных ситуациях использовать то полностью свои двойные и тройные имена, то только одно, иногда русифицированное, иногда нет, то обходиться без отчества, то добавлять его. Конечно, у Акакиев Акакиевичей, сидевших у Суворина за перепиской, головы шли кругом. Но если бы только это...

Около 1895 года Евгения Карловна овдовела, в 1898 году, когда строился дом, она все еще носила фамилию Гаусвальд. Невольно вспоминается Гаусвальд, золотых дел мастер, но нет, он исчез из адресных книг одновременно с умершим братом-булочником. Вот и Валентин Скурлов, который знает, кажется, все о петербургских ювелирах, пишет, что Вильгельм Гаусвальд кончил работать в Петербурге в 1894 году. Но нет, он снова появляется через два года, по тому же адресу на Фонтанке и опять с пометой «мастерская золотых изделий», но в разделе, где прежде был адрес этой его мастерской, теперь о ней ни слуху, ни духу. Призрак? Или кто-то в Эртелевом переулке случайно поставил старую карточку в новый ящик? Через два выпуска тень исчезла бесследно. Тогда же мелькнул новый персонаж, тоже Гаусвальд — Леопольд Карлович, вероятно, брат булочника и ювелира. Появляется не где-нибудь, а по тому же адресу, что и Евгения Карловна, на Екатерингофском, 20. Это как раз выпуски на 1897 и 1898 годы, когда начались хлопоты об участке на Каменном острове. Может быть, это новый муж, с которым была задумана новая жизнь? При его имени есть помета о том, что ему принадлежит этот самый дом на Екатерингофском. Но нет, булочной у Леопольда Карловича не показано, да и сам он через два выпуска исчез, как не было.

Может быть, это она сама запутывала следы? Фоном волшебных появлений проходит некое виртуальное чередование домовладелиц: то Евгения Карловна Гаусвальд, то Мария, то обе вместе. Около 1901 года дача Е.К. Гаусвальд обрела нового владельца, им стал Анатолий Павлович Демидов, князь Сан-Донато. То ли сбылась мечта хозяйки о выгодной спекуляции, то ли рассыпалась ее же мечта о счастливой жизни на Каменном острове с избранником. Но не такова была эта дама, чтобы опустить руки.

Во время блужданий по «Всему Петербургу» все время натыкаемся на расположенную чуть выше Гаусвальдов фамилию Гау. Да, кроме известного портретиста, были в Петербурге Гау-ювелиры. Отец, Александр Гау из Ревеля с 1840-х годов держал в начале Невского магазин, где торговал золотом и бриллиантами. Теперь, с начала 1890-х годов, сын, Иоганнес Георг Александрович продолжал его дело в своем магазине на Невском, 12. Это был еще старый дом, в котором в 1820-х жил петербургский военный губернатор М.А. Милорадович, а не тот, в котором мы еще застали знаменитое ателье «Смерть мужьям». (Хе-хе! Случайно думаете?)

Просматривая «Весь Петербург на 1903 год», встретили на своем месте и Евгению Карловну и Марию Карловну Гаусвальд, да, обе на Екатерингофском, 20, с одним телефонным номером на двоих — 2113. О, и у Иоганнеса Георга Гау теперь тот же адрес, и у какой-то Марии Карловны Гау тоже. В общем, понятно, конечно, кто была эта Мария Карловна, одна уже не из двух, а из трех теней нашей героини. Вот и в справочнике, который ежегодно выпускала Петербургская купеческая управа читаем, что у купца 2-й гильдии И.-Г.А. Гау, торговавшего золотыми и бриллиантовыми вещами, была жена по имени Женни-Мария. Этот справочник вышел в 1906 году, когда у Гау с женой уже были разные адреса. А в следующем, 1907 году у него была уже другая жена. Но у Евгении Карловны тоже были новости: мы встречаем ее во «Всем Петербурге на 1907 год» и под старой фамилией Гау, и под новой. Ее новый муж Карл Фридрих Горн, или по-русски Карл Августович, тоже купец 2-й гильдии и торгует по соседству со старым мужем, на Невском проспекте, 14, но — галантерейным товаром.

Вскоре, около 1910 года, Евгения Карловна Горн исчезла из «Всего Петербурга» со всеми своими фамилиями и именами, а купец Горн стал с тех пор владельцем ее дома на Екатерингофском. Умерла? А, может быть, вышла замуж еще раз, подарила старому мужу на прощанье дом, а сама затерялась под какой-нибудь фамилией, о которой нам вовек не догадаться.

***

…А потом началась Первая мировая и пришел 1917-й. Такое началось, что иные из живых позавидовали мертвым. Вот вам и дача Гаусвальд. Какая там Ирэн Адлер...

А вот так дача Гаусвальд выглядела совсем недавно, до реставрации. Фото из открытых источников.

-4
-5

Особняку вернули исторические цвета (зеленая гамма), что очень не нравится поклонникам стиля фахверк с его контрастной отделкой.

Оставайтесь с нами! С нами интересно!

Сайт "Путешествия с собаками"
Дзен (Подписывайтесь!)
YouTube
Фото хозяйки
СМИ о нас