Найти тему
8,6K подписчиков

Гаражный Мандельштам: история проспекта 60-летия Октября в стихах и бараках

Гаражная и Дунайская

До второй половины 1930-х на месте проспекта не было вообще ничего. Если верить путеводителю по Хабаровску от 1933 года, город к тому моменту уже перебрался через Транссиб, но самую малость. Последние дома стояли примерно там, где теперь фитнес-клуб «Urban 210» (проспект 60-летия Октября, 210).

Застраиваться территория нынешнего проспекта начала с района Хабаровск-2 в 1934-1937 годах. Там соорудили сортировочную станцию, вокзал и начали возводить жилье для железнодорожников. Причем первые бараки были такого качества, что до наших дней не дожили. Вместо них в 1950-х годах построили новые, более комфортабельные. Те самые, которые сейчас сносят.

   Застраивать будущий проспект начали от района Хабаровск-2
Застраивать будущий проспект начали от района Хабаровск-2

Со стороны Карла Маркса будущий проспект стал развиваться лишь после войны. Часть территории до нынешней швейной фабрики отдали под индивидуальную застройку, там же решили расположить крупнейшую в городе автобазу. Новую улицу назвали незатейливо - Гаражной.

Развитие ускорилось поле того, как в 1960 году соорудили путепровод через Транссиб, и транспортное сообщение между западной и восточной частями города перестало зависеть от движения поездов.

Интересно, что одновременно с сооружением путепровода на Гаражной вдоль железной дороги стали строить новые двухэтажные деревянные жилые дома с печным отоплением, большинство из которых предназначалось для переселенцев из трущоб Чердымовки и Плюснинки (их как раз стали сносить, чтобы оборудовать бульвары). На тот момент эти двухэтажки считались вполне достойным жильем.

В результате в начале 1960-х годов та часть будущего проспекта, что ближе к Карла Маркса, называлась Гаражной. В районе Хабаровск-2 это была улица Дунайская. Между ними шел безымянный технологический проезд вдоль Транссиба. Он же продолжался за Вторым Хабаровском в сторону еще непостроенного Южного.

   Строящаяся швейная фабрика на Гаражной
Строящаяся швейная фабрика на Гаражной

Очень хорошо улицу Гаражную начала 1960-х описал поэт Михаил Асламов. Вообще-то мы стихов не печатаем, но в данном случае небольшое исключение надо сделать. Тем более стихи без рифмы, белые.

- Гаражная — негромкое названье, А потому оно вполне подходит Для улицы рабочей, без реклам.Живут на этой улице шоферы, Суровые и прочные, как МАЗы(А в сущности, нежнейшие ребята, Особенно с сынами на руках);И есть на этой улице рабочей Поднявшийся над прочими домами Остроугольный стооконный дом Из кирпича, железа и стекла...Когда погасят люди в окнах свет (А это значит, что шоферы спят И вскрикивают, если им приснится Инспектор, делающий на правах прокол);Тогда тот дом походит на корабль Неясных форм, загадочный, и мнится: Из будущего в этот старый город. Опережая время, он плывет, - описывал Михаил Асламов улицу.

Не Мандельштам, конечно, но свое очарование в данном произведении есть. Оно длинное, там дальше речь о том, что швейная фабрика, сданная в 1961 году (а стооконный дом - именно она, смотревшаяся громадиной среди окружающей застройки), работает в ночную смену, и пока шоферы спят, веселые девушки шьют спецовки для них и распашонки для их детей.

   Цех швейной фабрики
Цех швейной фабрики

Кстати, упоминает Асламов и о том, что на Гаражной, среди прочих, «проживают журналисты, упрямые, как факт передовицы». Этот факт говорит о том, что район на тот момент считался престижным и перспективным. Журналисты тогда были немногочисленной и привилегированной категорией граждан, и куда попало их не селили.

Появление проспекта

В 1962 году началось строительство Первого микрорайона, в ходе которого на Гаражную вывели через Транссиб развязку с уже уложенными рельсами под будущий трамвай, который в итоге так и не поехал.

   Первая в городе полноценная развязка - из Первого микрорайона на будущий проспект
Первая в городе полноценная развязка - из Первого микрорайона на будущий проспект

После того как во второй половине 1960-х началась массовая застройка Южного, вся транспортная артерия стала наконец единым целым, правда, разномастным. И это касалось не только названий. Большая часть была в грунтовом исполнении, но значительный отрезок от улицы Суворова был выложен домовыми панелями. Это сделали ненарочно. Просто выяснилось, что обычные дороги не выдерживают тяжелых машин с новым на тот момент стройматериалом - бетонными панелями. Пришлось сначала из них же делать дороги, по которым потом шел транспорт на стройплощадки.

Согласно генплану Хабаровска от 1967 года здесь была предусмотрена «продольная скоростная магистраль, соединяющая все районы города, с выходами на севере в промышленный район, на юго-западе в пригородную зону и на юге на Владивостокское шоссе».

   Памятник летчикам на своем первоначальном месте - в районе ДОСов. Теперь здесь развязка с Ленинградской
Памятник летчикам на своем первоначальном месте - в районе ДОСов. Теперь здесь развязка с Ленинградской

Собственно, так и получилось, только непонятно, почему городские власти так долго, почти 10 лет, тянули с официальным объединением разных дорог, и почему это сделали именно в 1977-м. Возможно, долго клали асфальт на всем протяжении. А может быть, никаких реальных успехов не было, а рапортовать о чем-то к юбилею революции было надо. Вот и отрапортовали, что в Хабаровске теперь есть новый проспект, названый в ознаменование 60-й годовщины Октябрьской революции.

Отметим, что готовя новый генплан, власти отказались от массовой жилой застройки вдоль будущей магистрали. Например, перспективный участок у новой развязки из Первого микрорайона был отдан под индивидуальное строительство (при этом построенные ранее частные дома в районе швейной фабрики было решено снести под завод «Продмаш» и базу плодовощторга). Именно поэтому вдоль трассы мало жилых микрорайонов, а те что есть, ДОСы и Хабаровск-2, изначально были ведомственными.

   Вместо бараков обещают прогулочные зоны, но кто там будет гулять - большой вопрос
Вместо бараков обещают прогулочные зоны, но кто там будет гулять - большой вопрос

Проспект в итоге получился довольно странный. Под общее правило, гласящее, что проспект - это прямая дорога, ведущая с окраины к центру, он вроде подпадает. Но его отличие от других собратьев в России в том, что здесь практически нет жилья - либо пустыри, либо промзоны, ныне полузаброшенные. И жилых домов становится все меньше. Новых здесь не строят, бараки потихоньку сносят, а возводить на их месте по новым нормам ничего толком нельзя, поскольку слишком близко железная дорога. Власти обещали сделать там какие-то прогулочные зоны с велодорожками. Но если на Втором Хабаровске есть кому идти гулять, то где взять гуляющих в районе бывшей швейной фабрики, больше известной теперь как ТЦ «Сингапур», - большой вопрос.

Пальцы подвели

Ну а теперь немного о том, в чью честь предлагается переименовать проспект и о том, был ли он там. Если кто не в курсе, Осип Мандельштам - это знаменитый советский поэт 1920-1930-х годов. Его неприятности начались после того, как он в 1933 году придумал стихотворение про «кремлевского горца»: «Мы живем под собою не чуя страны». Он его даже записывать не стал, а прочитал буквально десятку знакомых. И, конечно, кто-то донес.

Гаражная и Дунайская До второй половины 1930-х на месте проспекта не было вообще ничего.-7

Товарища Сталина, когда ему доложили о крамольном стихотворении, больше всего взбесила строчка «его толстые пальцы как черви жирны». Дело в том, что руки у него были постоянно влажные - такое свойство организма. Об этом, конечно, мало кто знал. Одним из осведомленных был другой знаменитый поэт 1920-1930-х годов - Демьян Бедный. И он несколькими годами ранее попал в опалу и вылетел из квартиры в Кремле за то, что болтал об этой сталинской особенности с кем попало. Скандал только забылся, как пальцы снова всплыли, да не где-нибудь, а в стихах одного из лучших поэтов страны. В итоге Демьяна окончательно перестали печатать и выгнали из партии. Ну а для Осипа все закончилось гораздо хуже - безымянной могилой у пересыльной тюрьмы на Второй Речке во Владивостоке.

Причем различные краеведы уже лет тридцать настойчиво пытаются найти свидетельства того, что поэт по пути во Владивосток провел пару дней в октябре 1938 года в Хабаровске. Сначала говорили о пересыльной тюрьме в районе нынешнего института культуры, теперь - про отстойник на станции Хабаровск-2, на месте будущего проспекта. Но никаких доказательств этого как не было, так и нет. Вся аргументация сводится к формуле: «так могло быть, а значит, было».

Отметим, что попытки переименовать проспект уже случались. Так, в 90-е годы предлагалось назвать его Купеческим. Но инициатива не обрела популярности и быстро забылась.

Напомним, пока одни улицы и проспекты появлялись в Хабаровске, другие исчезали. По одной такой улице в самом центре города, от которой не осталось почти ничего, прогулялся DVHAB.ru.

Иван Васильев, новости Хабаровска на DVHAB.ru

Фото: Госкаталог музейного фона РФ