Найти тему
ZDG

Музыка для компьютерной игры #2. Гармоническое поле

Предыдущая часть:

Мы остановились на том, что определили качества будущей музыки и назначили ведущую партию и инструменты.

Напомню, что наша типичная музыка состоит из следующих каналов (дорожек, голосов):

  • ударные
  • бас
  • гармоническое поле
  • соло

Наибольшие затруднения будет вызывать именно соло. Там находится мелодия – основное коммуникативное средство. С помощью мелодии вы разговариваете, с помощью всего остального просто мычите (хаха, шутка).

С чего начинать, вы решаете по своим ощущениям. Если вы хотите начать с мелодии, но ничего не выходит, выбирайте что-то другое.

Для каждого канала есть определённые приёмы, как создать первоначальный шаблон, из которого можно развиваться.

Я расскажу про каждый, но так как я в прошлый раз задумал сделать музыку для Minesweeper и выбрал основным гармоническое поле, то начну с него.

Это, пожалуй, самая простая часть, если они вообще бывают простыми.

Тональность

Сначала нужно выбрать тональность. Вы можете этого не делать и поступать чисто интуитивно, разницы не будет. Но если вы изучили основы теории музыки, то просто сэкономите себе время.

При интуитивных действиях вы скорее всего свалитесь в тональность ля-минор. Это происходит потому, что она наиболее гармоничная, и почти все ноты из октавы хорошо разрешаются в корневую "ля".

Я же хочу выбрать ре-минор дорийского лада. Это минор, но довольно светлый, ведь для Сапёра должна существовать надежда.

Прогрессия

Далее нужно построить прогрессию из четырёх тактов.

Это последовательность нот, которая которая звучит как некоторое развитие (прогресс) темы, то есть по факту мы пишем мелодию. Но в гармоническом поле нам не нужна мелодия как таковая, поэтому там будут всего 4 ноты, каждая нота будет длиться 1 такт, и первую и последнюю мы уже знаем. Как так?

Первая нота будет соответствовать корневой в выбранной тональности. Задача гармонического поля – погружать слушателя в нужную тональность. Поэтому мы и начинаем с корневой ноты. Это не жёсткое правило, но так проще для начала. Значит, первая у меня будет "ре".

Последняя нота находится перед первой. Так как музыка зациклена, то она будет переходить из конца в начало. Чтобы этот переход был гармоничным, последняя нота должна разрешаться в первую, корневую.

Для этого понадобятся знания о том, какие ступени в октаве устойчивые, а какие нет. В ноту "ре" можно разрешиться из ноты "до" или "ми".

Наконец, оставшиеся 2 ноты можно подобрать уже по вкусу, просто слушая прогрессию. Не забывайте, что это не любые ноты, а ноты из выбранной тональности. В моём случае это только белые клавиши. И вот я получил свою прогрессию:

Аккорды

Чтобы завершить гармоническое поле, нужно от каждой ноты прогрессии построить аккорд, принадлежащий текущей тональности. Так я получаю аккорды ре-минор, фа-мажор, до-мажор и ми-минор:

-2

Как видно, ноты в первой и второй паре аккордов совпадают на 2/3. Это хороший признак того, что прогрессия будет звучать хорошо.

Правда, второй и третий аккорд не совпадают совсем. Но у них есть общая нота "до" в разных октавах. Можно применить инверсию аккорда и перенести ноту "до" во втором аккорде на октаву вниз, либо в третьем на октаву вверх:

-3

Это формально не меняет аккорд, но делает переход в прогрессии более плавным.

На самом деле после прослушки меня всё устраивает, и это главный критерий, поэтому менять пока ничего не буду.

Инструменты

Заключительным этапом вы подбираете инструменты из числа имеющихся. Просто включайте прогрессию на повтор и методично перебирайте подходящие инструменты, проверяя, как они звучат.

Несмотря на то, что ноты одни и те же, разное звучание инструментов может дать совершенно непредсказуемые результаты.

Цель здесь не только в том, чтобы подобрать правильное звучание. В ходе этого процесса вы будете наталкиваться на звуки, которых и представить не могли. Например, некоторые инструменты настроены на игру в режиме арпеджио. Это значит, что при проигрыше одной ноты они автоматически будут играть несколько разных нот. Это в свою очередь радикально и неожиданно изменит вашу прогрессию до такой степени, что она покажется совершенно новым музыкальным произведением.

Всё это должно работать на то, чтобы у вас возникало больше идей. И они будут возникать.

Для иллюстрации приведу видео, где играет прогрессия сначала с одним инструментом, потом с другим. Почувствуйте разницу.

В этом видео также звучит барабанный трек, про который расскажу в следующей части.

Заключение

Как я уже говорил, я не музыкант. И музыка для Сапёра это скорее шутка, так как Сапёр – не очень подходящий кандидат для такого. В то же время я лишь хочу подчеркнуть, что это всё неважно. Если вы в поисках музы, и ещё вчера сидели без единой идеи, то посмотрите какой прогресс мы имеем сегодня. Это достаточно богатый материал, с которым можно работать дальше. И всего лишь требовалось выполнять пункт за пунктом по методике.

Читайте дальше: