Джон Тёртлтауб - режиссёр далеко не самый важный голливудский режиссёр и в России он совершенно неизвестен, хотя его работы и пользуются нехилой популярностью в нашей стране, намного больше, чем на западе. Карьеру Тёртлтауба фактически можно поделить на две части, которые удобно разделяют 20 век и 21. Работы режиссёра в 20 веке - это довольно крепкие вещи, которые любят в России в узких кругах, но не на западе. Сразу 4 из 6 фильма Тёртлтауба имеют рейтинг в 7,5 из 10 на КиноПоиске. В 21 веке постановщик ушёл в массовое кино с большими бюджетами, где сначала снял с Ником Кейджем и Джерри Брукхаймером пару успехов, а потом всё уничтожил провал "Ученика чародея". Потом режиссёр попытался как-то остаться в премьерах для кинотеатров, а в 2018 у него случился кассовый успех про противостояние Джейсона Стэйтема и мегалодона. На 2023 вроде как готовится выходить вторая часть, где Тёртлтауб не останется править балом. Насчитывает же карьера постановщика 11 фильмов. Я решил расставить все фильмы режиссёра от худшего к лучшему, но объективно, использовав 4 крупнейших сайта о кино - КиноПоиск, IMDb, Rotten Tomatoes и Metacritica. Последние два - сайты критиков, которые часто недооценивают или переоценивают фильмы, так что формула расчета будет выглядеть так: (КП+IMDb+(RT+M)/2)/3
11. Три ниндзя (1992), (62+52+(32+36)/2)/3=49.83
В 90-ые выходило много достаточно дурацких фильмов про детей, которые дают отпор суперзлодеям, что не нравится западной аудитории, но иногда может даже понравиться КиноПоиску. "Три ниндзя", собственно, мало кому понравились, так что это ещё один пример дебюта, который стал для режиссёра худшим в карьере. Мне же кажется, что эта картина может понравиться, только если её впервые посмотреть в детстве, когда такой может зайти на ура. Я вот посмотрел только сейчас и мне было дико скучно. История про то, как дети учатся быть ниндзя на попечительстве у дедушки, который когда-то давно учил учил мудака, который и станет главным злодеем. "Три ниндзя" - эта такая классическая бэшка из 90-ых, в которой есть моменты чего-то лампово-приятного, но в целом кино очень не очень. Местами было что-то забавное, но примерно каждая сцена экшена между детьми и тренированными бойцами у меня появляется испанский стыд. С одной стороны, снят этот бред даже немножко интересно, но это так тупо смотрится, что происходит примерно все полтора часа. Главный злодей тоже сошёл с конвейера проходных киллеров-недоносков, которые всё равно проигрывают, даже если у них есть целая армия наёмников. Антагонист кажется метаироничным, как будто бы искреннее веселясь над своими же тупыми поступками, что технически очень может будь, потому что кино скорее комедийной направленности, но стыдно за происходящее всё равно периодически становится. На мой взгляд, это крайне блёклый несколько пародийный комедийный экшен, который скорее дурацкий, нежели чем иронично хороший, 5 из 10.
10. Мег: Монстр глубины (2018), (59+56+(46+46)/2)/3=53.66
Фильмы про акулу-убийцу, из раза в раз атакующую невензунчиков-ученых, были популярны очень давно. Крест на этом поджанре положило “Глубокое синее море” и прочие бэшки из начала 00-ых. Но последние несколько лет Голливуд начал активно возвращаться к некогда популярным идеям, которые в лучшие годы становились самыми кассовыми за год. “Мег: Монстр глубины” имеет книжный первоисточник, получил бюджет блокбастера средней величины в 130 млн долларов, а также непрошибаемого Джейсона Стэйтема на главную роль. Если посмотреть на карьеру титульного актёра, то можно заметить, что в последнее время он не только появляется в одном и том же образе, но и фильмы получают совсем уж скромные оценки. Единственным исключением стал только лишь “Гнев человеческий” Гая Ричи. Но за постановку Мега отвечал Джон Тёртлтауб, который ничем особым, кроме дилогии “Сокровище нации”, не отметился. Мег представителем самого обычного графонистого экшена, который в чем-то хорош, но в целом на годноту не тянет. Я могу сказать, что некоторые эпизоды получились удачными. Мегалодон жрёт людей красиво, но не эффектно. Всё-таки PG-13, никакой крови. Ещё положительные стороны у фильма, в общем-то, закончились. Было где-то 2-3 забавные сцены, местами неплохой экшен, на этом всё. Из-за Стэйтема фильм слишком предсказуем, и Монстр глубины - это вовсе не мегалодон, а главный герой в исполнении непробиваемого Джейсона, который выплыл со дна бутылки. Ещё нарисованная акула своим CG отталкивает. Мне одному кажутся визуал и графика в целом пресными? По-моему, в целом получился максимально стандартный блокбастер, который лучше бы пропустить. Слишком уж всё стерильно, обыденно и однообразно, 5,5 из 10. Хотя, к 2023 запланирована вторая часть, вдруг будет виден прогресс?
9. Ученик чародея (2010), (69+61+(40+46)/2)/3=57.66
Сейчас все уже воспринимают как данность, что Николас Кейдж напостой снимается во всяком независимом треше. Но ещё 10 лет назад он оставался звездой для блокбастеров, черту под которой подвёл "Ученик чародея". "Ученик чародея" - это очередное игровое кино Disney от продюсера Джерри Брукхаймера, которому немного не повезло выйти в тот период карьеры, когда талантливый продюсер решил, что ему всё можно, ведь его фильмы приносят огромные суммы в прокате. Ученик же не стал провалищем уровня "Одинокого рейнджера", но убытки в районе 100 млн долларов студии однозначно принёс. Возможно, будь его качество немного лучше, а бюджет остановись в сдержанных рамках, сейчас Николас был бы коне, а режиссёр Джон Тёртлтауб тоже снимал бы что-нибудь блокбастерное. Но так на западе кино никому особо не понравилось, то и на его продвижение тратили небольшую сумму. В России же Ученика полюбили чуть больше, он даже подойдёт для звания середняка. Мне удивительным образом "Ученик чародея" тоже пришёлся по вкусу. Я был уверен, что будет очень плохо, но на деле было даже весело и вполне интересно. Окей, сюжет - штука очень вторичная. Снова есть избранный, способный спасти мир от надвигающейся угрозы, но он как всегда не при делах и совершенно ни в зуб ногой о том, что нужно делать. У него естественно есть наставник, за которого тут Николас Кейдж, который ему помогает. А ещё есть клишированное зло, настолько никчёмное, что диву даёшься. И до финального месилова мне всё даже нравилось. Не то чтобы всё было прям очень хорошо - скорее, просто весело. Колдун-Кейдж - чертяка харизматичный и даже забавный. В дубляже с голосом Станислава Концевича это прям очень харизматичный персонаж, которому не хватает раскрытия и нормальной проработки, но за ним просто интересно наблюдать. Ещё экшен был достаточно неплох. При бюджете в 150 млн встаёт вопрос: на что потратили такую сумму, потому что Ученик не выглядит и на 100. Здесь есть концептуально и немного визуально интересный экшен. К примеру, более менее все магические стычки между Молино и Кейджем мне показались эффектными и несколько забавными. Ещё погоня с зеркалами была изобретательной. Но вот графен в целом и финальное противостояние мне уже не понравились. "Ученик чародея" в целом - забавное одноразовое приключение. Мне было весело - кино классно развлекло и не бесило клише или условностями. Да, со сценарием и всем прочим у ленты есть проблемы, но это нормальный одноразовый блокбастер на вечер, 7 из 10.
8. Инстинкт (1999), (75+65+(27+43)/2)/3=58.33
В карьере Джона Тёртлтауба есть четыре фильма, при виде оценок которых так и хочется спросить: какого чёрта? Фильмы 90-ых - это буквально отдельная тема для сравнения между КиноПоиском и IMDb. В 90-ые вышло запредельное количество фильмов, которые в нашей стране ценятся невероятно, хотя запад принял их куда как менее благосклонно. Возможно, дело в том, что именно с этого периода в Россию начал по-крупному поставляться зарубежный контент, который все полюбили за новшества, но многие режиссёры, которые начали свой путь в 90-ые ( вроде Гая Ричи, Майкла Бэя, М Найта Шьямалана и т.д.) ценятся в нашей стране намного больше, чем в Голливуде. Теперь к таковым можно приписать и Джона Тёртлтауба, у которого все фильмы на КиноПоиске оценены выше почти что на балл - а это действительно очень много. Я же, возвращаясь к ностальгии, почти все работы постановщика посмотрел для этой статьи, так что по ходу просмотра ничего такого моё детское сердечко не освещало. Лично мне "Инстинкт" понравился намного больше схожих в этом плане "Феномена" или "Малыша", хотя в восторге уровня КиноПоиска я не остался. Это весьма вторичная история, которая совершенно не стесняется клише, но что-то притягательное в ней есть. Наверное, это милый персонаж Энтони Хопкинса, для которого эта роль не станет и близко лучшей, но всё-таки он ленту вверх тащит. Но за главного героя тут скорее Кьюба Гудинг-младший, который тоже довольно милый. Развивается всё действие не лучшим образом, а многие повороты сюжеты совсем затёрты до дыр, но как бы фильм в целом работает. Драма Хопкинса с обезьянами и дочерью рабочая и мне не показалась неестественной или что-то в этом роде. Для фильма из 90-ых, который был уничтожен критиками за вторичность, это довольно ламповое кино, даже с расчётом на то, что его глянуть сейчас. На мой взгляд, это вполне крепкие 7 из 10.
7. Малыш (2000), (72+61+(49+45)/2)/3=60.0
У Брюса Уиллиса есть много плохих по мнению запада фильмов, которые тем не менее заходят российскому зрителю. "Малыш" - это ещё одно игровое кино от Disney с хорошей для Брюса зарплатой и не менее солидным процентом. Только если "Армагеддон", "Шестое чувство" и "Неуязвимый" приносили отличную кассу и были успешными в оценочном плане, то вот "Малыша" ждал полный разгром и провал в прокате. Возможно, дело в сюжете вот этих мило-безобидных фильмов с рейтингом PG. Когда компания переживала не лучшие времена к концу 90-ых-середине 00-ых, то многие её очень детские ленты интересовали очень малый процент аудитории, так что их провал не кажется чем-то удивительным, даже если звезда вроде Уиллиса в касте появляется. И хотя в России кино, пусть и в малых кругах, но завоевало зрительскую любовь, я не особо понимаю, что в нём такого хорошего. Довольно простой сюжет, где сталкиваются угрюмый взрослый и беззаботный ребёнок. Да, тут это немножко обыграно тем, что взрослый и ребёнок являются одним человеком, что рождает юмор и немного более глубокое вовлечение Брюса Уиллиса, но в целом это всё равно довольно стандартный и скупой на неожиданные моменты фильм. "Малыш" - это правильное кино с хорошим посылом, но оно мне кажется просто слишком приторным и обычным. Я не особо проникся драмой главного героя, но в целом обставлена она неплохо. Я как бы понимаю, почему зрителю КиноПоиска история пришлась по душе, но я придерживаюсь холодного западного мнения, поэтому поставлю лишь 6 из 10.
6. Starперцы (2013), (69+66+(46+48)/2)/3=60.66
Я ещё могу понять, как "Public Enemies" превратились в "Джонни Д.", "Cinderella man" в "Нокдаун", "The Hangover" в "Мальчишник в Вегасе", да даже "Terminal" в "Конченную", но вот как "Last Vegas" при локализации сделался вдруг "Starперцами", я не понимаю. В оригинальном названии не то чтобы была непереводимая игра слов ( перевели бы как "Последняя поездка в Вегас", по-моему, лаконично звучит), но я бы не сказал, что русский вариант прям завлёк бы меня в кино - скорее наоборот. Русское название будто бы говорит, что зрители сейчас увидят похабную сортирную комедию про мерзких стариков. И я бы, наверное, сейчас не уделял бы столько времени плохой адаптации, если бы "Last Vegas" мне не понравился. Фильм не то чтобы очень оригинальный, в нём не то чтобы какая-то заумная мораль, офигенный уровень юмора, великая драма. Это довольно клишированная история, но при этом такие истории снимать всё же нужно. Мне картина показалась безумно трогательной и сентиментальной. В ней четыре главных героя устраивают поездку в Вегас на мальчишник, где распрощаются с безбрачной жизнью и свободой персонажа Майкла Дугласа. Объединение квартета топовых старожил Голливуда в духе "О чём говорят мужчины" и шутки про жалких старпёров не то чтобы намекали, что в картине будут хотя бы намёки на нормальную драму. И в стиле комедии и не более того "Last Vegas" двигается довольно долго. Только Роберт Де Ниро бурчит там себе что-то под нос. Но в какой-то момент я поймал себя на мысли, что на меня сработал вот этот юмор про не молодеющих старцев, куда даже заложена своя мысль. Ну и ветка отношений между Дугласом и Де Ниро. Я был уверен, что их совместный конфликт разрешится довольно нелепым и не особо мотивированным образом. На деле же их катарсисовый диалог в финале по крайней мере меня прям очень тронул. "Last Vegas" будто бы похож на ромком, где за романтическую составляющую выступает крепкая дружба четвёрки. Вот честно, не знаю, как точнее описать это словами, но фильм мне показался весёлым, сентиментальным, жизнеутверждающим и попросту душевным, за что готов поставить даже 8 из 10.
5. Сокровище нации: Книга тайн (2007), (75+65+(36+48)/2)/3=60.66
Disney знаменит тем, что в случае успеха своего игрового фильма обязательно должен запилить к нему сиквел. По части кассовых сборов прогресс был знатный, а по качеству рейтинг сместился всего на пару баллов, даже удивительно, что триквел еще не сняли. И хотя мне дилогия своеобразного Индианы Джонса в исполнении Николаса Кейджа нравится, но Книга тайн слишком уж сильно попахивает посредственным сиквелом. В оригинальной картине Бен и Эбигейл стали парой, но при этом во второй части они расстались, чтобы под конец снова сойтись. Это очень ленивый сценарный ход, "Люди в Черном 2" не дадут соврать ( хотя там девушку Джея так и не вернули). Еще злодей в исполнении Эда Харриса получился значительно интереснее Шона Бина из оригинала. А так в остальном Книга Тайн осталась верна первой части. Картина тоже наполнена юмором, и юмором весьма удачным. Николас Кейдж аналогично разговаривает, вплетая во что ни попадя термины или события из истории прошлого. Экшен снят весьма изобретательно. Приключенческая составляющая все так же на месте. Много и весьма живописных локаций, декораций, совмещенных с красивой операторской работой. В этот раз еще и география съемок расширилась. Действие перетекло из США еще и во Францию с Великобританией, что неплохо разнообразило визуальную составляющую. Но в целом приключением Бена Гейтса чего-то недоставало. То ли приключением было достаточно примитивным, то ли Николас Кейдж был слишком заумным, я бы поставил ровно 7 из 10, но не больше.
4. Феномен (1996), (75+64+(49+41)/2)/3=61.33
Я действительно не понимаю, каким таким образом работает карьера Джона Тёртлтауба. Его никогда не любили критики, ведь более менее тёплого приёма дождалось только два фильма. При этом IMDb к творчеству поставщика тоже равнодушны - всего один фильм на сайте переходит через серую зону, и то по струнке (лишь 7,0 из 10). При этом КиноПоиск усыпал режиссёра хвалебными отзывами вплоть до "Сокровища нации: Книга тайн", до которой в серую зону Тёртлтауб вступил лишь с дебютом. То есть, в России постановщик очень даже хороший, хотя у меня такого впечатления не сложилось. "Феномен" не то чтобы мне не понравился - я уже и вовсе забыл его содержание. Максимум, на что меня хватило - я помню, что Траволта получил какие-то сверхспособности, но вот что он делал, какая у него мотивация - этого я не помню. Помимо немного занятной завязки, как мне помнится, меня больше ничего в картине не зацепило. Там была какая-то любовная линия, но особой химии Джона Траволты с кем-либо я не обнаружил. Он просто полфильма развлекался со своей феноменальной силой, за что в конце его вроде бы не на руках носили. Он поспорил с жителями города, распетушился с ними, но в конце, кажется, всё улеглось. Мне "Феномен" показался довольно пустым и скучным фильмом. Кино, скорее, не плохое, а просто никакое. Тут всё, кроме идеи в целом, на меня не сработало. "Феномен" похож на обычный фильм из 90-ых, в котором ничего такого, за что он получил на западе, но КиноПоиск его принял. Я бы поставил ещё одну шестёрку.
3. Сокровище нации (2004), (77+69+(46+40)/2)/3=63.0
"Сокровище нации" с Николасом Кейджем - это смешение сразу двух приключенческих франшиз. Сразу же в глаза бросается схожесть с "Индианой Джонсом", а вторым менее заметным в некотором смысле источником вдохновения стала трилогия Рона Ховарда о Роберте Лэнгдоне - "Код да Винчи", "Ангелы и Демоны" и "Инферно" ( да, я знаю, что трилогия эта вышла чуть позже "Сокровища нации", но у франшизы был первоисточник в лице книг Дэна Брауна. Конечно, адаптация многое переиначила, но все же, тем более вторая часть вышла уже после "Кода да Винчи"). И смешение, надо сказать, весьма удачное. "Сокровище нации" смогло завлечь интересной и захватывающей историей, приправить это не самым тривиальным развитием событий, в итоге создав весьма качественное приключение. Единственным существенным минусом для меня стали отношения Бена с Эбигейл, потому что это ну слишком заплесневелое клише. Ну и злодей из Шона Бина такой себе, ему даже времени практически не уделили. А главным плюсом я бы назвал юмор. Было очень много удачной самоиронии, весьма забавных диалогов от троицы главных героев, которые буквально тащат кино вверх. Ну и весьма ироничной шуткой стал для меня дубляж. Как я говорил, "Сокровище нации" заимствует некоторые схожие ходы из "Кода да Винчи" и пр., где главного героя в исполнении Тома Хэнкса озвучивал Станислав Концевич. А Станислав Концевич еще и является официальным голосом Николаса Кейджа, соответственно, в этом фильме Концевич тоже его озвучивал. И когда Кейдж начал рассказывать различные тонкости истории, заведя речь об иллюминатах, я засмеялся прямо в голос, поскольку с ними была связана основная сюжетная линия "Ангелов и Демонов". В итоге я не сказал бы, что из "Сокровища нации" получился очень удачный развлекательный фильм. Местами он казался вторичным, а где-то было откровенно скучно, но в целом кино смогло развлечь и действительно повеселило меня. Заметно лучше всей трилогии режиссера Рона Ховарда, однозначно.
2. Крутые виражи (1993), (76+70+(76+60)/2)/3=71.33
И ещё один фильм Джона Тёртлтауба, получивший признание на КиноПоиске, да и даже на западе вместе с критиками, но который меня тоже как-то не зацепил. Вроде бы интересная спортивная история с изюминкой в виде бобслея. Я не помню больше ни одного фильма, где главные герои участвовали в этом виде спорта, разве что "Эдди Орёл" отдалённо напоминает. Моя главная проблема с "Крутыми виражами" в том, что это комедия. Я не очень люблю вот такие комедии из 90-ых, где всё на кривляниях и излишнем переигрывании. Ещё слушать такое кино невозможно. Как и в "Я хочу держать тебя за руку", тут прям всё очень плохо с переводом. Здесь слишком много народу вопиюще кричит, в то время как закадр пытается что-то говорить, что для меня перерастает в непонятный бутерброд из всего и вся. Я не понимаю, что все эти персонажи говорят, потому что меня отвлекает постоянный ор, который прямо бьёт по ушам. Ещё комедийная история тоже не пришлась мне по вкусу. Я вроде как неплохо разбираюсь в комедиях с Джоном Кэнди и примерно всегда получается одна хурма. Странные клишированные комедии с редкими вкраплениями драматизма, где мне нравится персонаж Кэнди, но не нравится сюжет, другие персонажи и более менее всё остальное. В случае с "Крутыми виражами" всё случилось аналогично. Мне не было смешно, не особо интересно, а четыре основных героя меня то и дело раздражали. Опять же, фильм в целом мне не не понравился, он просто очень средний и достоин 6 баллов из 10.
1. Пока ты спал (1995), (75+67+(81+67)/2)/3=72.0
Я всегда питал слабость к различным ромкомам из 90-ых, потому что они всегда были такими душевными и милыми. В этом плане мне нравятся многие фильмы с Сандрой Буллок, у которой в этом жанре было много крутых фильмов. "Пока ты спал" - ромком прежде всего с очень интересным сюжетом. Девушка, влюбившаяся в брата своего якобы жениха, который на самом деле является просто прохожим, неудачно потерявшим память. Сама идея звучит очень круто, и, благо, реализация тоже не подкачала. А фильм даже единственный раз удостоился однозначно тёплого приёма от критиков в карьере Джона Тёртлтауба. Мне же "Пока ты спал" тоже понравился, и даже очень. Тут трудно выделить какие-то конкретные плюсы ( ну кроме сюжета). Весь фильм воспринимается очень душевным и тёплым. Это просто приятное кино, которое даже ругать не хочется. Мне понравился сценарий. Диалоги душевные и не пропитаны фальшью, а все персонажи приятные и чуть ли не родные. Актёры тоже отлично вписались. Дуэт Сандры Буллок и Билла Пуллмана получился на редкость приятным и тёплым. Актёрам удалось нащупать химию друг с другом, что сделало ромком очень чувственным. Лично мне "Пока ты спал" действительно очень понравился. Это один из лучших ромкомов, пересмотреть который было приятно. Ну и это однозначно лучший фильм Джона Тёртлтауба, 8 из 10.
Подводя итог, можно сказать, что Джон Тёртлтауб, как и буквально каждый режиссёр со стартом карьеры в прошлом веке, начал постепенно скатываться. Если раньше хотя бы КиноПоиск ставил режиссёру хорошие оценки, то сейчас и того нет. Ну и я всё равно не понимаю, каким таким образом он заработал себе много хорошей критики, хотя имя постановщика кому-то вряд ли что-то скажет. На мой взгляд, истории, что он выбирает для своего нового проекта, слишком просты и обыденны, поэтому столь холодные рецензии от критиков объяснимы. Мне же Тёртлтауб запомнится только дилогией "Сокровище нации", "Пока ты спал" и "Last Vegas`ом". Следующее От худшего к лучшему будет по популярным романтическим комедиям.