Найти тему
242 подписчика

Пробуем отечественный софт. Astra Linux первый опыт

227 прочитали

Приветствую тебя авантюрист. В связи с последними геополитическими событиям актуальность операционных систем семейства Linux растет с каждым днем. Всё и по всюду «импортозамещается». Где-то абсолютно бездарно, где-то более менее приемлемо. Программное обеспечение все это безобразие не обошло стороной. И вот, как только всеми известная компания ушла с рынка РФ, в госучреждениях возникла зияющая дыра, в которую просто хлынули отечественные вендоры программного обеспечения. В первую очередь конечно же создатели отечественных операционных систем. Если ты посмотришь рынок, то думаю к своему удивлению, увидишь там довольно много различных продуктов. Среди них, например: Alt linux, Astra Linux, Rosa linux, OSнова, RED OS и т. д. Все они имеют довольно разные корни. Кто-то разработан на основе debian, кто-то на основе open suse, кто-то из такого дистрибутива как Mandriva (когда-то году в 2006 я именно с него и начинал знакомство с Linux, к слову). Но что на самом деле можно при помощи них «импортозаместить»? Действительно ли они хоть на что-то способны? За все конечно я тебе не отвечу, а вот по поводу Astra Linux уже могу поделиться своим опытом.

Данный материал исключительно ознакомительный (не реклама). Никаких конкретных гайдов и инструкций здесь не будет. Я просто хочу поделиться своим опытом.

Немного о юридических вопросах

Итак, согласно указку № 166 «Указ о мерах по обеспечению технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры» от 30 марта 2022 года в РФ к 1 января 2025 году не должно остаться иностранного программного обеспечения в принципе. Мы не будем вести дискуссии по поводу того, что вообще такое отечественный софт, если он состоит из библиотек явно не отечественных и т. д. Это дискуссия затянется на пару десятков страниц. На самом деле для организаций вопрос решается просто, если программа, которую вам надо, есть в реестре российского ПО, то она российская… Все просто. Ну, а как она туда попала и как она реально работает, нас как, конечных покупателей, интересовать не должно. Посмотреть реестр можно вот тут https://reestr.digital.gov.ru. Я имею опыт работы со всеми вышеперечисленными системами, поэтому выбор для своей организации я сделал довольно быстро - это Astra Linux. Это не реклама данной операционной системы. Это сугубо мое СУБЪЕКТИВНОЕ мнение. Я не утверждаю, что она лучшая из всех вышеперечисленных. Просто, почему-то мне она зашла больше остальных. А так как настраивать ее буду именно я, то за мной и было последнее слово.

Отношение к клиентам

Первое что порадовало - это общение с менеджерами по продажам. Всё показали, всё объяснили. Сопровождали на протяжении всего процесса приобретения. Более того, помогли, а точнее заступились за нас, выделив своего юриста для урегулирования некоторых вопросов. За что им огромное спасибо. Стоимость для клиентских машин у них примерно такая же как и у других продуктов. Отличия в плюс минус пол сотни рублей. При покупке вам заводят личный кабинет, в котором вы можете увидеть всю нужную информацию, ну, и само собой, скачать сами дистрибутивы. Что в целом стандартно, уверен у других продуктов реализовано все так же. Кстати, доступ к личному кабинету нам дали заранее, не смотря на то, что покупка у нас была оформлена на дату, до которой был еще месяц. Благодаря этому мы смогли начать процесс миграции заранее. Пару раз довелось общаться с техподдержкой. Здесь могу отметить сообщения бота о том, что ваш вопрос прочитан и в работе, что довольно удобно. Обязательно нужно сказать про astra.wiki! Данный дистрибутив обладает довольно хорошей документацией. Все что мне довелось настраивать я делал по документации. Там прописано если не все, то почти все.

Первое впечатление

Не смотря на то, что опыт работы с данной ОС у меня уже имеется, полностью с нуля настраивать ее не доводилось. Итак, моя первая задача была настроить сервер для виртуальных машин. На нем по планам будут крутиться 5-6 систем. Установка прошла без проблем. Так как Astra прямой потомок debian, то там мы видим привычный нам debian-installer и что-то там комментировать не вижу смысла. После установки системы сервер перезагружается и начинает загружаться сама система. Тут я ожидал увидеть некий рабочий стол, но почему-то я увидел мигающий в уголочке прочерк (каретка ввода). Перезагрузившись пару раз, я понял, что не стартует графическая оболочка FLY. Ну в целом это первый косяк. Исправлять я его пока не стал, нет времени, да и в целом он не особо критичный. Дальше я уже работал с рабочего места, так как ssh сервер поднялся без проблем. Конечно, первым делом надо обновиться. Но тут меня ждал второй сюрприз - адрес репозитория, прописанный в source.list был… нерабочий. И, собственно, рабочий я нашел на каком-то форуме, благо почти сразу. Так что этот косяк то же не особо критичный. Обновившись, я поднял службу RDP и подключился к серверу уже по RDP. Все завелось с полуоборота.

Настройка виртуальных машин

Здесь мне на самом деле вообще нечего написать. Средства виртуализации были установлены из коробки. QEMU и virt-manager были настроены, мне осталось только запустить графическую оболочку и мышкой протыкать все что мне нужно. Ну, предварительно создав мост из сетевого адаптера, чтобы виртуальные машины могли между собой общаться. Здесь отмечу один момент - это то, что машины мигрировали с HYPER-V от Microsoft и на QEMU они работают ощутимо быстрее (мое сугубо субъективное мнение). На данный момент у меня настроено 4 виртуальные машины, которые отлично работают и трудятся на благо человечества =)

Интерфейс графической оболочки FLY Astra Linux. QEMU. Virt manager.
Интерфейс графической оболочки FLY Astra Linux. QEMU. Virt manager.

Итог

Как говорится, не так страшен черт, как его малюют. В качестве серверной ОС Astra отлично справляется со своими обязанностями, и на данный момент я пока серьезных проблем не встретил. Да, было пару проблем, но одну я решил на месте, вторая особо не повлияла на процесс настройки. Работы предстоит еще очень много и конечно будут трудности, но ведь не зря мы платили за техподдержку? =) Очень интересно как получится настроить рабочие места, принтеры и прочее оборудование. Но, забегая вперед, скажу, что чуток пробовали. В целом 1 компьютер настроить удалось. Надеюсь информация по миграции будет полезна системным администраторам организаций и их руководителям. Я постараюсь по больше описывать как миграция проходит у нас и какие проблемы мы встречаем. Ну, а тебе, авантюрист, как обычно, удачи.

Источник: https://vk.com/@easy_linux-probuem-otechestvennyi-soft-astra-linux-pervyi-opyt