Найти в Дзене

Каким должен быть психолог? Эмоциональная зрелость психолога.

Теория, методология и практика консультирования. МИП

Морозова Елена Анатольевна

https://inpsycho.ru/
https://inpsycho.ru/

Лекция 1. Тема: Психологическое консультирование (ПК).

Вопросы:

  1. Определение ПК
  2. Виды ПК
  3. Цель ПК
  4. Формы ПК
  5. Типы, уровни и методы
  6. Решение проблемных ситуаций в процессе ПК
  7. Базовые навыки специалиста в процессе ПК клиентов.

Консультирование — процесс и результат взаимодействия с клиентом, который приводит к определенному действию. Рассчитано на психологически здоровых людей.

Определние Корвасарского: Консультирование — это профессиональная помощь человеку ( группе людей)в поиске путей разрешения или решения трудной или проблемной ситуации.

Алешина: Психологическое консультирование — работа с людьми, направленная на решение разного рода проблем и принятии решений относительно разных сфер его жизни с целью усовершенствовать себя и качество своей жизни, где основным средством воздействия является беседа.

Третье определение (лицензионаая комиссия США): совокупность процедур направленных на помощь и поддержку в поиске решения проблемной или экзистенциальной ситуации клиента и направленная на решение жизненной задачи, на совершенствование личности и межичностных отношений.

Лидерс А.Г. : психологическое консультирование (ПК) — это сообщение человеку психологической информации о нем и его отношениях с другими людьми, необходимой и достаточной (иногда) для принятия личных решений.

Итого:

ПК — это высокопрофессиональная помощь и поддержка в поиске решения проблемной жизненной ситуации клиента. ПК нацелено на психологически здоровых людей, находящихся в не простой жизненной ситуации либо стремящихся усовершенствовать свое качество жизни.

Кризисы по Эриксону, это актуальная психотерапевтичекая тема, копинги.

ВИДЫ ПК по типу проблемы:

Индивидуальное консультирование ( личностный рост, внутренние конфликты, травмы, межличностные отношения), супружеское консультирование (секс, развод), семейное консультирование (родственники с детьми, воспитание, здесь количество людей не ограниченно), профконсультирование (профессилнальный рост, смена работы), организационное ПК (подбор персонала, мотивация, повышение производительности труда).

По количеству ПК делится на индивидуальное и групповое.

Олиферович «Индивидуальное ПК. Теория и практика»

Варга, Столин, Боуэн — семейное консультирование.

Алешина: Основная цель ПК:

  • выслушивание клиента с целью расширение представления о себе и окружающих
  • облегчение эмоционального состояния
  • принятие ответственности
  • помощь в определении того, что и как можно изменять в ситуации

Алешина: Задачи консультирования:

  • сориентироваться в проблеме, найти направление, где выход из затруднительной ситуации, открываются новые возможности в решении проблем, способствующие изменению поведения. Уходя от вас клиент может еще не понимать, что вы ему что-то дали.
  • Цели психологического консультирования:

1. Способствовать изменению поведения, чтобы жить продуктивнее, испытывать удовлетворенность жизнью, несмотря на некоторые неизбежные социальные ограничения.

2. Развивать навыки преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами и требованиями.

3. Обеспечить эффективное принятие жизненно важных решений

.4. Развивать умение завязывать и поддерживать межличностные отношения.

5. Облегчить реализацию и повышение потенциала личности.

6. Развивать способности контролировать свое окружение и свои реакции провоцируемые окружением.

Формы ПК:Формы ПК ( индивидуальное консультирование)

  • однократные / многократные взаимодействия: сколько будет идти работа?(до 30 сессий, клиент устает и то с перерывами).
  • с тестированием / без тестирования
  • с методом коррекции (сам изменяется, сам своими состояниями начинает управлять и потом в других ситуациях уже легче новое применять) / без метода коррекции (просто выслушать: испытать облегчение и понять решение)
  • изолированная (работа в одном направлении, школе, методе) / комбинированная (несколько направлений сочетать в работе)
  • по личному обращению, по направлению, по вызову (на дом)

.Формы ПК по характеру задач: информационное, проблемное, кризисное.

Типы и уровни ПКТипы ПК: зависят от возраста, пространства (очное, заочное), сферы приложения (школьное, профессиональное, семейное, супружеское, личностно-ориентированное).

Принцип показаний (в зависимости от показаний): развивающее консультирование (мы на пол шага впереди клиента), экспрессконсультирование в ситуации кризиса.

Уровни ПК зависят от степени вмешательства психолога в жизнь клиента или группы: индивидуальное развитие и изменение (диагностика и коррекция отсюда оптимизация жизнедеятельности), межличностное (групповая консультация с элементами тренинга), организационное развитие (управленческое консультирование).

Иллюзии клиента: терапевт доступен 24/7, знает ответы на все вопросы, отсюда пытается задержаться на консультации. Это нарушение границ.

Методы психологического консультирования (способы взаимодействия): беседа, интервью (заготовленные вопросы) наблюдение, активное и эмпатийное слушание.

Эмпатийное слушание: вид слушания содержанием которого является точное отражение чувств собеседника через особые приемы подразумевающие активное выражение собственных чувств. Эмпатия — чувства человека понимаю как свои. Может вести к выгоранию, но без нее нельзя.

Методы психологического консультирования (способы взаимодействия):

- метод консультирования фокусированный на решении

- метод когнитивного консультирования

- метод личностно-центированного консультирования

- метод экзистенциального консультирования

- метод поведенческого консультирования

Запросы: явные, скрытые, глубинные.

Где взять тесты? Олива пост издательство или «Золотой фонд психотерапии».

Проблемная ситуация — стресс, фрустрация не имеющая однозначного решения, соотношение обстоятельств и условий, в которых разворачивается деятельность индивидуума или группы.

Рола Мей: наличие проблем — нормально.

Жалеть клиента ошибка. Надо найти решение.

Что делать, если травматизация — твоя и клиента совпадает?

Старшенбаум: книга о нашей личностной проработке.

Базовые навыки необходимые психологу

1.Подробное изучение проблемы клиента имеющей противоречие и не имеющей однозначного решения соотношение обстоятельств и условий, в которых развивается жизедеятельность клиента.

  1. Исследование запроса: а). обозначение результата консультирования: что хочешь? Что это вам даст? б). определение границ эффективности работы консультантов с клиентами: как поймете, что есть результат? По каким признакам?
  2. Прояснение проблемной ситуации (открытые и максимально осмысленные вопросы о проблеме: рамки проблемы, цикл проблемы, исключения из проблемы)

Лекция 2.

Рассмотрим вопросы:

  1. Базовые навыки специалиста в процессе консультирования клиентов
  2. Различия психотерапии от консультирования.
  3. Критерии эмоциональной зрелости психолога и клиента по Вильяму Меннингеру
  4. Зрелость по Гордону Олпорту.
  5. 16 элементов эмоционального здоровья по Ненси Маквильямс.
  6. Специфика обращения клиентов. Специальные проблемы клиентов.
  7. Анализ и решение клиентских запросов и клентских случаев.

Базовые навыки терапевта.

  • отражение собственных чувств
  • отражение чувств клиента
  • учить клиента управлять своими чувствами.
  • перефразирование (повторение своими словами высказывание клиента): помогает правильно ли вы его поняли, услышать дополнение, он сам лучше осознает себя и свои слова, побуждение к подробному рассказу, поможет клиенту установить приоритеты
  • создание условий безопасности и доверия. Важность принятия по Роджерсу: Если я искренне и тепло отношусь к человеку, то он:реализует самобытность, интегрированность, похож на того, кем ему хочется быть....
  • Различие ПК от психотерапии: 1. разделение по проблемам клиента 2. различие в диагностике 3. в длительности 4. в типах клиентов 5. в подготовке
  • Разница в запросах: в ПК клиент часто видит проблему в поведении других людей. В терапии - «я не могу справиться»
  • В диагностике: настоящее и недалекое прошлое (ПК), бессознательное и далекое прошлое в психотерапии.
  • В принципе работы: меняем установки на других и поведение (ПК), в психотер апии - это анализ отношений с терапевтом перенос/контрперенос
  • По длительности: ПК и 3-4 года может быть, но оно дробное. Психотерапия часто и долго и постоянно.
  • Тип клиента: конс — все, психотер: невотики с высоким уровнем самонаблюдейния успешные
  • Обучение: психологу нужен диплом, психотерапевту нужно много дополнительного обучения.Психологическая зрелость терапевта и клиента:
  • Мненингер: способность сублимировать: направлять враждебную импульсивную энергию в творчество. Удовольствие отдавать, адаптация к изменениям, управление тревогой и профилактика писхосоматики

Умение любить. Конструктивное взаимодействие с реальностью, умение контактировать и сотрудничать.

Признаки психологически зрелой личности:

  • аутентичность (самобытность) три признака: осознание настоящего момента жизни, самостоятельный выбор способа жизни, принятие личноной отвественности за данный выбор.
  • Открытость собственному опыту (принятие своих чувств).
  • развитие самопознания
  • сила личности иденичность
  • умение выдержать неопределенность
  • принятие личной отвественности
  • глубина отношений с другими
  • постановка реалистичных целей
  • чувство эмпатии к другим

Чтобы успокоиться — безопасное место — себе делает психолог прямо на консультации.

Зрелость личности по Гордону Олпорту.

Созревание человека длится всю жизнь.

  1. Зрелый человек имеет зрелые границы «Я»Сможет посмотреть на себя со стороны.
  2. Зрелый человек способен к теплым, сердечным социальным отношениям. Это дружески-близкие отношения( любовь к семье без ревности и собственничества) и сочувствие (терпимость к различиям, общность со всеми людьми).
  3. Зрелый человек демонстрирует эмоциональную неозабоченность и самопринятие: терпим к разочаровывающим и раздражающим явлениям и своим недостаткам и ошибкам не озлобляясь и не ожесточаясь. Они справляются со стрессом и с собственными чувствами не разрушая благополучия окружающих.
  4. Зрелый человек имеет реалистичное восприятие реальности, опыи и реалистичные притязания. Может сдержать личные импульсы ради завершения важного дела.
  5. Зрелый человек обладает способностью к самопознанию и чувством юмора
  6. Зрелый человек обладает цельной жизненной философией. Набор неких ценностей помогает ему выделять главное в своей жизни и идти к этой цели.«Жизни требует от нас знания худшего, чтобы делать из него лучшее.» Олпорт.

16 элементов эмоционального здоровья по Ненси Маквильямс.

1. Способность любить: принимать с недостатками, открываться, отдавать2. Способность работать: создавать и творить

3. Способность играть: метафоры, иносказания, образы.

4. Безопасные отношениям: ощущение причастности, возможность выражения чувств и мыслей и желание вернуться

5. Автономия: личные и социальные границы, сепарированность, понимание себя, что хочу.

6. Постоянство себя и объекта или концепция интеграции: способность находиться в контакте со всеми своими сторонами: хорошим и плохим. Я сейчас, в детстве и через 10 лет.

7. Способность справляться со стрессом ( сила эго).

8. Реалистичная и надежная самооценка.

9. Система ценностных ориентаций ( гибкая)

10. Способность вносить накал эмоций ( не отключая мыслей и здравых действий).

11 . Рефлексия: взгляд на себя со стороны.

12 Ментализация: принимать других другими, их право на инаковость. Понимать разницу между тае, что я чувствую себя обиенным и тем, что меня сознательно хотели обидеть.

13. Шировая вариативность механизмов защиты и гибкость из использования.

14. Баланс того, что делаю для себя и других. Не быть эгоистом, но и не быть использованным. Заботиться о себе и своих интересов.

15. Чувство витальности: чувствовать себя живым, чувство радости жизни.

16. Принятие того, что нельзя изменить. Разрешение себе грустить.

Ливенхуд: 1. Ум созрел в мудрость. 2. способность к контактам переросла в мягкость и снисходительность. 3. самопознание в доверие.

Специальные проблемы психологического консультирования:

  1. тревожные клиенты
  2. при раекциях страха и фобии
  3. врждебно-настроенных и агрессивных
  4. «немотивированных» клиентов
  5. предъявляющих звышенные требованиямипри переживании вины
  6. плачущих клиентов
  7. истерических личностей
  8. асоциальных личностей
  9. обессивных личностей
  10. при паранояльных расстройствах
  11. шизоидных личностей
  12. при агкоголизме
  13. при психосоматических расстройствах
  14. с депрессией и суицидальными расстройствами
  15. у утратами
  16. сумирающими пациентами
  17. при сексуальных проблемах

Консультативное интервью:

1.Восьмишаговая модель Э. Хайм

2. Десятишаговая модель Б.Д. Карвасарскому

3. Шестишаговая модель Г.С. Абрамова

4. Пятишаговая модель А.Айви

Литература: Нельсон Джус Р. Теория и практика консультирования

Генадий Владимирович. Старшенбаум: Работа психолога над собой: практика внутренней супервизии. Федоров А.И. 50+психологических техник на каждый день.

Глубоко о психологии

Узнать об этой теме можно здесь