Святитель Нектарий Эгинский, отрывки из труда "о бессмертии души"
«Я Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Бог не есть Бог мертвых, но живых» (Мф. 22, 32).
Эта истина, которую открывает нам Священное Писание, есть первое учение, в которое должен уверовать человек, чтобы познать себя: кто он, какова цель и цель его существования в этом мире и каково его предназначение. Без богооткровенной истины человек не способен познать самого себя; ибо недостаточное знание богооткровенной истины приводит человека к ложным теориям и неверным учениям, а те, в свою очередь, ведут к нелепым выводам. Потому что ум сам по себе не способен проникнуть в тайны.
Откровение — это свет, который просвещает и направляет человеческий разум в его исследованиях, приводя его к истине. Держась за этот свет, мы логически докажем, что у человека есть бессмертная душа...
Чтобы философия могла прийти к истинным выводам, философствование должно быть основано на Откровении. Философ должен верить, что он получил живую душу от Бога, чтобы быть в состоянии познать ее. На самом деле он уже знает, что в нем есть что-то отличное от материи, но не знает, что это [конкретно]. Чтобы это озарение стало знанием, необходима вера в истину, явленную Богом. Тот, кто философствует, должен сначала поверить в духовную природу, которая делает его и познающим, и предметом познания, чтобы только тогда он мог стремиться к полному познанию этой природы.
Существование живой души — неоспоримый факт для верующих, но и сокровенная тайна для неверующих. Вера есть око души, через которое душа постигает себя и проникает в невидимое и сокровенное.
Бог открыл человеку его возвышенное происхождение и дал возможность человеку познать бессмертие своей души, чтобы привлечь его к Себе, возбудить его к добродетели и поднять по лестнице самосовершенствования.
Отвергнуть богооткровенную истину — значит отвергнуть указание и назначение мира, о чем свидетельствует Сам всезнающий Творец, Который не создал ничего бесцельного.
Совершенство человека, которое в случае отсутствия живой души было бы и бессмысленным, и невозможным, необходимо с точки зрения целесообразности мира, ибо без него сотворение человека было бы несправедливой бесцельной игрой.
Поэтому пусть никто не говорит, что человек велик из-за своего эгоизма. Потому что он поистине великий и духовный человек, созданный по образу Своего Творца и Бога. Следовательно, он богоподобен и боговдохновлен и восприимчив к откровению Божию, а потому, благодаря своему возвышенному происхождению, господству своей природы и характеру своей души, он выше всей сотворенной природы.
Дух человека восходит к Богу, просвещается светом Божиим и, рассеивая туман материальной тьмы, познает то, «чего не видел глаз и не слышало ухо, то и на сердце человеку не приходило» (1 Кор. 2, 9).
Бог обитает и действует в человеке... Тот, Кого не может вместить даже вся вселенная, таинственно обитает в сердце микроскопического человека. Это звучит странно, но это правда. Путь мистический, и Откровение Божие проявляется через свои собственные следствия.
Бог бесконечен, и вселенная лежит у Него на ладони, а человек — горсть праха. Что ж, тем не менее человек возвышается над вселенной и над Небом, и мысленным взором созерцает величие творения, разумом исследует и исследует мир, открывает законы, управляющие вселенной, измеряет огромные расстояния и размеры мира, небесных тел, узнает об обособленном весе, плотности и количестве элементов, из которых состоят небесные тела, и, вообще говорит, об их природе, о притяжении и отталкивании громадных планет в космических просторах.
Просвещенный светом Божиим, разум человека восходит к Творцу мира, изучает Его особенности и формулирует утверждения о Его свойствах... Просвещенный светом Божиим и укрепляемый благодатью Божией, человек возвышается над всеми неразумной природой и, хотя и облачается в земную тело, соревнуются с природой небесных Ангелов...
Премудрость Божия сотворила человека главой творения, чтобы он мог понять и познать своего Творца и Бога... Человек есть причина сотворения мира. Да, человек, Бог сделал тебя богом на земле.
Грех и отпадение от Бога лишает нас этого знания. Грех и отпадение от Бога омрачили твой разум, созданный для созерцания Бога. Сбили тебя с пути и низвергли в бездну страсти, которая затемнила свет лица [Божьего в тебе]. Да знай, что ты по образу и подобию Божию, и что имеешь бессмертную душу, которой суждено жить вечно по благодати [Божией]. Исследуй себя, чтобы увидеть и убедиться, сколько наших дел и поступков свидетельствует о бессмертии души.
ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЕССМЕРТИЯ ДУШИ
1. Деятельность души как доказательство бессмертия души
Разумная душа человека занимается процессом мышления, ищет причину своего существования, восходит к идее Бога и необходимости существования Бога. Эти идеи, будучи мыслью, также должны иметь причину мысли. Эта мысль-причина должна быть совершенно отличной от чего-либо материального. А так как мир, в котором живет человек, материален, то необходимо связать происхождение разумной души с другим, нематериальным миром. Это, в свою очередь, обязывает нас признать бессмертие души как таковой, ибо смерть властвует только над телесностью материального мира, а душа, поскольку она не создана из материи этого мира, смерти не подлежит.
Ум поднимается к пониманию нематериальных вещей. Если бы разум был материален по своей природе, он не смог бы постичь идеи нематериальных вещей. Разумная душа человека обладает не только силой поиска идеальных по своей природе вещей, но и способностью идеализировать вполне материальные вещи, освобождая их от материальной оболочки и видя в них абстрактные идеи, а также [душа человека обладает] силой восхождения к универсальным идеям посредством интуитивного мышления.
Душа осознает себя и осознает свое понимание. Душа проникает и стремится познать не только внешние предметы, но и познать себя и свою деятельность, рассуждать о себе и предъявлять претензии к качеству своих действий и поступков.
Душа не только получает обилие истин, но и становится сокровищницей многих понятых истин: она понимает ценность этих истин и действие этих истин на себя. Кроме того, душа чувствует естественную склонность к сверхъестественным истинам и стремится жить в духовном мире этих истин. Это свидетельствует о бессмертии души.
Философы говорят: все самодействующее и вседействующее бессмертно. Следовательно, душа, будучи всемогущей сама по себе и сама по себе, бессмертна.
2. Стремления души как свидетельство бессмертия души
У разумной души есть сверхъестественные, бесконечные стремления. Если разумная душа зависит от тела и умирает вместе с телом, то она необходимо должна была бы подчиняться телу и следовать за ним во всех своих желаниях. Независимость [души от тела] противоречила бы в таком случае как законам природы, так и законам разума, ибо нарушила бы гармонию между телом и душой.
Если бы она зависела от тела, то душа подчинялась бы телу и следовала за ним во всех его желаниях и стремлениях, тогда как, напротив, душа управляет телом и навязывает ему свою волю. Душа подчиняет и обуздывает желания и страсти тела и управляет ими по своей воле.
Это явление известно всякому разумному человеку, и кто сознает свою разумную душу, тот сознает и господство души над телом. Послушание тела душе, когда последняя приводит его к самоотверженной жертве во имя своих высоких идей, есть доказательство господства души над телом.
Власть души [над телом] и жертва душой своим телам вплоть до смерти во имя своих принципов, идей и установок были бы совершенно непонятны, если бы душа умирала вместе с телом.
Смертная душа никогда не могла бы подняться на такие высоты и никогда не могла бы предаться смерти вместе с телом во имя бессмысленных абстрактных идей, ибо для смертной души никакая возвышенная идея и никакая возвышенная смелая мысль не имели бы тогда никакого значения. Следовательно, душа, способная на такие вещи, должна быть бессмертной.
3. Историческое доказательство бессмертия души
О бессмертии души свидетельствует всеобщая вера всех народов в ее бессмертие. Исторические факты показывают, что весь человеческий род верит в жизнь после смерти.
Эту надежду мы встречаем как у варваров и дикарей, так и у цивилизованных народов. Тот факт, что люди всех времен, везде и на каждой ступени развития принимали идею жизни после смерти и возлагали на нее надежду, является доказательством глубочайшей веры человека в бессмертие собственной души.
Эта надежда на бессмертие превращается в твердое убеждение и развивается до такой степени, что вся нравственная деятельность человека начинает исходить из этого убеждения. Это явление было бы невозможно, если бы вера в бессмертие души была простым выражением эгоистического желания человека, если бы она не основывалась на самой природе человеческого духа и не исходила бы из недр человека.
Мудрецы всех веков говорят о бессмертии души. Здравая философия всегда отвергала учения тех философов, которые в разные эпохи сбивались в эпикуреизм. Отрицать бессмертие души — значит приписывать чрезвычайно серьезное заблуждение Премудрости Божией, запечатлевшей такую иллюзию, такую фантазию в сердце человека. Если бы человек не был бессмертным, у него не было бы разумной души и он вообще не мог бы вообразить себе бессмертие.
4. Умозрительное [или духовное] доказательство бессмертия души
Бессмертие души доказывается исследованием сил и особых свойств души. Простота души и нематериальность ее природы указывают на ее бессмертие. Кроме того, ее самосознание, ее сила свободного выбора и самоосознание, а также ее свобода познания указывают на принадлежность души к духовному миру. Тогда ее стремление приблизиться к бесконечно совершенному Бытию, присущая ей от природы целеустремленность и непрестанная деятельность ее духа показывают, что душа есть живая сущность, не имеющая в себе причин умирать, рассеиваться или исчезать.
Все это, таким образом, свидетельствует о том, что душа продолжает жить и после своего отделения от тела и что она бессмертна.
Платон доказывает бессмертие души, прежде всего, ее простотой и невещественностью ее природы. А в связи с уходом души из этого мира Платон поясняет, что при смерти человека умирает его смертная часть, и что его бессмертная часть удаляется от смерти, оставаясь целой и нерушимой: «Нет сомнения, что душа бессмертна и нерушима».
5. Теологическое доказательство бессмертия души
Разумная душа человека, будучи простой и [состоящей] из нематериальной природы и обладающей такими свойствами для своего развития, совершенствования и достижения конечной цели, должна быть бессмертной.
Если душа человека смертна, то для чего же тогда человек имеет такие возвышенные качества, такие нравственные силы, такую восприимчивость к возвышенному, такие бесконечные стремления и всю свою духовную и нравственную жизнь? Эта проблема может быть решена только в том случае, если будет признано бессмертие души. Без признания бессмертия души события духовной и нравственной жизни человека остаются неразрешимой загадкой, а борьба человека в собственной нравственной и духовной жизни остается борьбой без победы и стремлением без цели.
6. Нравственное доказательство бессмертия души
О бессмертии души свидетельствует и стремление души к высшему благу. Под высшим благом разумеем то конечное благо, которое по существу и истинно больше всех других благ, и в котором человек может найти свое нравственное упокоение, абсолютный душевный покой и душевную радость, через которое его душа наполняется неописуемой теплотой.
Это конечное благо есть самое совершенное благо, полнота добра, в котором удовлетворяется всякое желание и исполняется всякая надежда. Этим высшим благом является Царство Божие, которое есть духовная общность, общность Бога и людей, причастность человека святости, любви, благодати и блаженству Божию.
Царство Божие есть то, чего жаждет и ищет человек, за что он борется на протяжении всей своей земной жизни, жертвуя всеми благами мира сего, чтобы насладиться Царством Божиим. Но, хотя человек жертвует всем ради получения этого высшего блага, он, тем не менее, [в этой жизни] лишь отчасти рассматривает нравственное счастье [Царства Божьего], потому что на протяжении всей его земной жизни сила диавольская доставляет ему бесчисленные поводы для печали.
Невозможно человеку достичь полного блаженства в этом мире, ибо спокойствие его души и мир его сердца часто нарушаются сильными телесными болями, обидами и горестями от ближних, опустошением и разрушением, приносимыми войнами, страданиями от голода и болезней, ужасы землетрясений, несчастья, выпавшие на долю его родных и близких, и вообще горести, происходящие как от нравственных, так и от материальных причин.
Все это ограничивает нравственное счастье человека в этой жизни, и стремление к высшему благу остается неудовлетворенным. Но само это стремление есть выражение ощущения некой пустоты в душе, стремящейся наполниться, а также надежды на возможность совершенного наполнения.
Стремление души к высшему благу, в этом мире и жизни, исполняется лишь частично и исключительно, в ограниченной мере, и то не только там, где царит зло, но и там, где господствуют добродетель и святость, потому что диавол и где добродетели, нападки и брани против Царствия Божия, сеет плевелы среди пшеницы.
Разум поэтому требует от нас признания того, что совершенное исполнение устремлений к высшему благу совершится только в будущей жизни, где царят абсолютная любовь, радость и мир. Таким образом, горячее стремление к высшему благу, с одной стороны, свидетельствует о том, что человек достигнет полного исполнения своего желания только в будущей жизни, а с другой стороны, оно уверяет нас в бессмертии человеческой души.
К тому же выводу мы приходим, рассматривая вопрос о нравственном совершенстве, к которому стремится душа, дисциплинируя и подчиняя себе тело.
Стремление к нравственному совершенству есть выражение внутреннего стремления разумной души подняться над этим материальным миром в другой, духовный мир. Это стремление свидетельствует о том, что человеку предназначен непрерывный рост, направленный на абсолютное совершенство. Но абсолютное совершенство находится в абсолютной жизни, а абсолютная жизнь — в небесном мире. Следовательно, нравственное совершенство необходимо указывает нам на абсолютную жизнь, на бессмертие.
7. Благость Творца как доказательство бессмертия души
Все творение говорит о благости Бога, Того, Кто в изобилии наделяет Свои Собственные творения средствами для достижения счастья. И счастье человека должно быть полным, пока человек располагает этими средствами и имеет в своем распоряжении весь сотворенный мир.
Ведь счастье человека неполно, и каждый день мы видим, как люди стонут и жалуются на то, что они несчастны. Какая-то бесконечная тоска переполняет человеческое сердце, которое, будучи сильно ранено пустотой [которую оно чувствует] в себе, постоянно стремится ее заполнить.
Человек изо всех сил пытается исполнить желание своего сердца, но его сердце все еще остается пустым. Ни одно из благ мира не может заполнить эту пустоту человеческого сердца. Нет наполнения, тоска [наполняет] человека, сердце его остается израненным, а счастье удаляется от него.
Причина этой неудачи не в самой природе вещей, а в душе человека, которая, будучи бессмертной, имеет бесконечные стремления и которая, следовательно, подобно жаждущему оленю, горячо желает и жаждет наслаждения высшим благом, что и есть его конечная цель...
Всеблагой Бог не запечатлел бы в сердце человека ненасытного томления, которое сделало бы человека несчастным, если бы Он также не предназначен для человека, чтобы удовлетворить это стремление. А из того, что это стремление остается неудовлетворенным в этом мире, следует, что оно исполнится после ухода человека из этого мира, в будущей жизни, где человек будет жить счастливо и вечно.
Стремление к высшему благу есть, таким образом, доказательство бессмертия души. где человек будет жить счастливо и вечно.
Если человек вообще находит какое-либо относительное счастье на этой земле, то он находит его именно в убеждении, что он имеет бессмертную душу и что после окончания настоящей жизни начинается будущая жизнь, непрекращающаяся и бесконечная, в которой он будет наслаждаться совершенным счастьем.
Если человек и находит какое-либо утешение в своих жизненных страданиях, то он находит его именно в надежде на то, что в будущей жизни он насладится высшим благом. Если в беспокойном море и в бурях жизненных соблазнов человек вообще находит мирную гавань, то он находит ее, ориентируясь на бессмертие, в котором обретается высшее благо.
Если лишить человека надежды на будущее наслаждение высшим благом, человек становится несчастнейшим из всех существ, и жизнь его - безлунной ночью.
Такой человек, печальный и сломленный, проложил бы себе дорогу по жизни и, может быть, в приступе отчаяния, мог даже покончить с собой. Поэтому надежда на наслаждение высшим благом, поскольку оно имеет силу утешения, Божественна и как таковая — истинна.
Следовательно, человек, надеясь насладиться высшим благом, верит, что у него есть бессмертная душа. Бог таинственным образом сообщает нам об этом и благость Божия, проявляющаяся повсюду, уверяет человека в том, что он имеет бессмертную душу.
8. Представление о бессмертии души в нас как доказательство бессмертия души
То, что человек имеет бессмертную душу, доказывается уже тем, что он носит в себе идею бессмертия души. Человек придумывает идеи, исходя из окружающего его мира. Природа каждый день учит человека о смертности всех существ и их полном исчезновении. Отсюда мысль о смерти и исчезновении должна быть окончательным выводом человека...
Однако человек — несмотря на образы смерти, которые он видит каждый день — несет в себе идею бессмертия. Как человек перешел от идеи смерти к идее бессмертия? Как он пришел к вере в истину бессмертия и основанию на ней всей своей жизни? Выведение бессмертия из смертности невозможно и, следовательно, неосуществимо. Поэтому человек не пришел к идее бессмертия на основе природы. Идея бессмертия от Бога, и только Бог может дать человеку идею бессмертия.
Человек, следовательно, получил идею бессмертия от вечного Бога. Человек, как существо, способное принимать дары от Бога, имеет восприимчивость к дарам Божиим и способен понять Бога и Его Откровение. Идею бессмертия человек получил и заимствовал от Бога, так как не мог получить ее ниоткуда. Следовательно, человек имеет восприимчивость к Богу, он понимает Бога, имея дух, которым он сообщается Богу, Который открывает Себя [человек].
Поэтому человек есть не бездушная и бессловесная материя, а существо одухотворенное и разумное, восприимчивое к Откровению Божию. Такое существо должно иметь бессмертную душу, потому что оно общается с Богом и потому что Бог учит его и умудряет даром совершенства, которое было бы бессмысленно без бессмертия Таким образом, у человека есть бессмертная душа.
9. Нравственное удовлетворение, рождающееся в человеке от добродетельной жизни, как доказательство бессмертия души
Кто живет добродетельно, тот находит в себе наслаждение, неведомое тем, кто не живет добродетельно: например, когда он облегчает нужду обремененных бедностью, когда утешает несчастных и делает их соучастниками своего счастья, когда имеет две рубашки он дает одну дрожащему человеку в зимнюю стужу.
Насилие над справедливостью пробуждает развратного человека ненавидеть и защищать справедливость. И такой человек борется за справедливость, правду и свободу. И когда он умирает, он в эти последние мгновения подвергает сомнению удовлетворение, которое наполняет его сердце, потому что он умирает, сражаясь за добродетель. Он не заботится о себе, он равнодушен к своей жизни, он презирает смерть и заботится только о результате своей борьбы, о своей победе, о победе справедливости, о торжестве правды и поражении лжи, о свержение тирании, за освобождение и растворение оков рабства.
Как необъяснимо это чувство! Это неразрешимая загадка для тех, кто не верит в бессмертие. Только бессмертие может вдохновить человека бессмертными идеями. Только бессмертие может открыть ценность добродетели тому, кто жаждет добродетели. Только бессмертие вдохновляет человека на великие жертвы. Она вдохновляет солдат отдать жизнь за свой долг. Он поощряет самоотречение в тех, кто стремится к знаниям на благо человечества. Она воздвигает святых мучеников в народах. Она утешает тех, кто страдает за добродетель. Оно успокаивает сердце, раненное неблагодарностью. Он побуждает богатых отдавать свое богатство бедным, а бедных — нести свою бедность с нравственным спокойствием.
Это дает умирающему мужество спокойно ожидать прихода смерти. Бессмертие, таинственно говорящее в сердце человека, пробуждает человека на все его благородные поступки. Это неразрешимая загадка для тех, кто не верит в бессмертие. Только бессмертие может вдохновить человека бессмертными идеями. Только бессмертие может открыть ценность добродетели тому, кто жаждет добродетели.
Нравственное удовлетворение, рождающееся в сердце человека, есть поэтому плод бессмертия души, которая есть образ Божий и потому несет в себе свойства и вечность своего Первообраза. Душа, таким образом, осознает, что она бессмертна, и из-за этого побуждает человека к жертвам ради справедливости, истины, красоты, добра и совершенства. Бессмертие также дает человеку мужество, необходимое для исполнения его заповедей, и награждает его чувством нравственного удовлетворения как залога высшего блага, уготованного человеку. Следовательно, человек был создан для бессмертия.
10. Идея вечности как доказательство бессмертия души
Человек вносит идею бесконечности во всем, что его интересует. Он стремится расширить свое существование и всячески старается достичь цели, к которой стремится.
Борьба человека на земле направлена на обеспечение собственной вечности. Человек все стремится и стремится оставить после себя неизгладимые следы своей жизни через свои открытия и достижения. Мысль о посмертной славе — его сладчайший сон, облегчающий боль усилий, которые он предпринимает, чтобы продлить память о своей борьбе.
Человек не обратит внимания и умышленно закроет глаза на то, что изменчивость мирских вещей недвусмысленно и снова и снова говорит о бренности всего. Он стремится продлить если не себя, то хотя бы свое имя. Он не может смириться исчезновением.
Он считает, что продлевает свое существование за счет своих потомков. Какой-то внутренний голос убеждает его, что он не исчезнет после окончания земной жизни, но что он будет жить в другом месте, наслаждаясь удовольствием, которое будет наградой за его достижения на земле. И человек как бы считает эту смерть по существу бессильной, хотя и очевидной помехой своим планам, и продолжает прилагать огромные усилия, забывая о смерти и двигаясь по жизни скорее как бессмертное, чем смертное существо.
И чем больше ему кажется, что его достижения будут жить даже после его смерти, тем больше он вдохновляется. И вот, какие странные тайны: могила и смерть [для него] словно тонкие облака развеяны сияющими лучами бессмертия! Забывая о смерти и двигаясь по жизни скорее как бессмертное, чем как смертное существо. И чем больше ему кажется, что его достижения будут жить даже после его смерти, тем больше он вдохновляется. И вот, какие странные тайны: могила и смерть (для него) словно тонкие облака развеяны сияющими лучами бессмертия!
11. Любовь к красоте, добру, правде и справедливости как доказательство бессмертия души
Любовь к возвышенным вещам есть духовное явление, свидетельствующее о существовании души, а самый характер вещей, занимающих душу, говорит о ее бессмертии. Внутренняя склонность человека к философии, стремление через относительно совершенную радость достичь совершенной, невыразимой радости обретения истины, свидетельствует о духовной природе человека и его характере.
Любовь к красоте, добру и истине – это лестница, по которой человек поднимается над видимым творением в иной, духовный мир, где душа созерцает мудрость Творца, понимает Его чудесные дела, восхищается Его всемогуществом и обнаруживает Его присутствие повсюду.
Бог говорит с человеком лицом к лицу! Какой отличный подарок! Какая сила! Какая великая честь и слава для земного человека! Так неужели Премудрость Божия наделила человека такими силами, чтобы он просто исчезал в могиле? В чем тогда будет их смысл? Какая от них польза, если все исчезнет после смерти?
Как же, вопреки природе и пыли он увлекается высокими идеями? Почему физический человек предпочитает исследовать сверхъестественное, а не естественное? Откуда в материи это влечение по отношению к духовным вещам? Куда уходит этот влечение? Куда уходит радость та божественная, духовная пища, которая оживляет человека, занимающегося философией? Какова связь между материей и духом?
Таким образом, дух радуется, когда, открывая истину, совершенствует себя и восходит ступень за ступенью по лестнице совершенства. Но почему материя тоже должна радоваться? Какая польза от этого материи, тем более что она испытывает тем больше и больше боли и мучений, чем больше умножаются и усиливаются такие духовные наслаждения и наслаждения? Какой радостью радуется тело, когда дух упивается небесным нектаром?
Если человек есть только материя, то почему материя не довольствуется барахтанием в себе, а стремится возвыситься? Если человеческое тело ждет могила и полное растворение, тогда зачем жертвовать? И, что всего страннее, зачем Богу открывать Себя плоти, если плоти человеческой суждено вообще утратить знание о Боге?
Человек ищет Творца мира, своего всеблагого Художника, Устроителя вселенной. Человек стремится познать Того, от Кого он получил представление о красоте, пронизывающей все священное творение. Порядок, гармония во всем, премудрая организация и функционирование вселенной, ее всечудная красота и ослепительное великолепие возносят ум человека к Первопричине, к Тому, кто сотворил все Своей Мудростью.
Все это [в человеке] воспламеняет Божественное влечение для философии и познания, которым человек стремится проникнуть в глубины Премудрости Божией, таинственно приобщиться к загадкам творения мира, понять, как было сотворено все сущее и как Бог поддерживает [в бытии] все, что существует. Изучая это, человек открывает всеблагость Творца и пламенеет любовью к Высшему Благу, которое влечет человека к себе.
Эти духовные явления были бы совершенно несовместимы с Премудростью Божией, если бы могила означала конец человеческого существования. Но из того, что это противоречило бы Премудрости Божией, следует, что человек имеет дух, способный познавать Бога, который, следовательно, также бессмертен. Потому что смертное существо, как и исчезнувшее, недостойно такой чести и славы. Стало быть, человек имеет бессмертную душу, ибо где познание Бога, там и бессмертие.
12. Голос совести как доказательство бессмертия души
Совесть есть неподкупный судья, блюстительница закона, который Сам Бог начертал в сердце человеческом. Нужно было, чтобы этот закон имел своего стража, а чины имели своего судью. Существование этих двух в человеке свидетельствует о свободе человека, об ответственности человека за свои поступки, об отношении человека к Законодателю, а также о бессмертии души. Потому что, если бы у человека не было бессмертной души, этот закон был бы излишним, совесть была бы чем-то навязанным и неразумным, и действия человека не имели бы нравственного характера, а были бы только действиями естественными.
Но истина, что в человеке есть писанный закон и [совесть как] вечный хранитель этого закона, свидетельствует прежде всего всеобщее верование рода человеческого. И затем, нравственное состояние каждого человека, делающего либо добро, либо зло, который либо соблюдает этот закон, либо нарушает его.
Человека, который соблюдает нравственный закон, узнают по его характеру. Его внутренний мир и душевный покой отражаются в его безмятежном лице, как в зеркале, а жизнь его подобна ручью, тихо текущему по очаровательному лугу. Его дела и поступки выражают надежду на грядущую награду.
Нарушителя же нравственного закона постоянно беспокоит обличающий голос собственной совести, и он со временем превращается в жалкое и ужасное зрелище. От него ускользают мир и покой, эти два голубя, эти два символа добродетели и добра. Его искривленная и искаженная фигура затемнена темными красками тления, сломленности, томления, уныния и отчаяния. Такого человека ждет наказание.
Но, тем не менее, если мы посмотрим на конец того и другого, то мы увидим, что на надгробии грешника написаны гимны и символы победы и торжества, тогда как на позорном памятнике праведника выгравирована только одна пальмовая ветвь, а иногда бывает, что праведник погребен бесславно и вдали от глаз людей без гроб в земле и что могила, где покоится тело этого духовного атлета, остается неизвестной.
Откуда эта противоречие? Где справедливость? Неужели праведник обманут? Где награда, которую он ожидал, за которую боролся и в которую верил своей святой верой? Вот, он ушел, и земля полностью покрыла его. Была ли его надежда несбыточной мечтой? Был ли это голос его совести, который обманул его?
Грешник же, вразумленный своей совестью за то, что открыто нарушил нравственный закон, прожил свою жизнь с почестями и славой и все же получил красивую могилу и вечную память о своей славе. Был ли страх и беспокойство [его души] неразумны, а вразумляющий голос совести - бессмысленен?
Нет! Праведник не был обманут, потому что, живя в соответствии с требованиями нравственного закона, он жил в соответствии со своим предназначением. Нравственный закон дан человеку для того, чтобы человек мог поддерживать свои отношения с Богом и чтобы он мог сохранять, развивать и совершенствовать себя. Поэтому тот, кто соблюдает закон, не обманывается, потому что он выполняет свое предназначение. Но и нарушитель закона не обманывается, потому что он, нарушая закон, ведет войну против замысла Божьего, и несет за это тяжелую ответственность, и осознает свою вину, потому что о нем свидетельствует его собственная совесть.
Но почему Правосудие Божие не воздает и праведникам, и грешникам по их заслугам? Именно потому, что человек живет и после смерти, и что в бесконечной и вечной жизни праведники получат награду за труды свои.
Правосудие Божие было бы пустым и бессмысленным словом, если бы оно не воздавало каждому по делам его. Бог справедлив и любит справедливость, из чего следует, что добродетель получает награду, а грех получает наказание. Но, из того, что Правосудие Божие не проявляется здесь в полной мере, следует, что оно окончательно исполнится только в будущей жизни, которая ожидает всех людей. Совесть есть поэтому ясное доказательство нравственной свободы человека и бессмертия его души.
Что касается подавленной совести, то достаточно сказать, что она в таком состоянии также свидетельствует о наличии совести: человек, теряющий знание истины, подавляет свою совесть, но она, несмотря на это, продолжает обвинить человека в нарушении закона.
Насчет мертвой совести скажем, что это очень редкое явление и следствие крайней греховности. Такие случаи никоим образом не противоречат общему принципу, согласно которому совесть является неподкупным судьей.
Исследование себя предполагает свободу, а свобода предполагает разумность, из чего следует, что человек, судящий о своих поступках, есть разумное и свободное существо, имеющее полное сознание того, что он делает, и которое будет наказано или вознаграждено за то, что он сделал.
Поэтому те, кто не будет вознаграждены в этой жизни, получат награду за свою добродетель в будущей, вечной и нетленной жизни. Святой Павел, апостол язычников, в своем Послании к Римлянам (7,15-23) описывает суд совести, но не догматически, а духовно и по-философски.
Он доказывает одной здравой аргументацией, что нравственный закон написан в человеческом сердце и что совесть назначена истинным судьей всех человеческих поступков. Совесть всегда свидетельствует о том, соответствует ли действие нравственному закону или противоречит этому закону. Совесть утверждает истину, чтит добродетель, восхваляет нравственную мудрость и признает эти три блага единственными, богоугодными и подходящими человеку как разумному существу.
Голос совести безмолвно отзывается в сердце каждого человека. Ни один духовно чуткий человек никогда не обнаруживал существования этого голоса и его суда, а также внутреннего бунта, которым восстает совесть против нарушителей закона Божия, против нарушителей Божиих принципов и заповедей.
13. Внутреннее откровение Бога как доказательство бессмертия души
В подтверждение доказательства бессмертия человеческой души приведем свидетельства внутреннего откровения Божия, через которое человек научается сверхъестественным истинам и тому, что полезно и необходимо для его спасения.
Человек часто обязан спасением своей души и своей жизни этому внутреннему откровению Бога. Оно таинственным озарением спасает человека от опасности и открывает ему, и когда он бодрствует, и когда он спит, как события, происходящие на большом расстоянии, так и то, что еще не произошло, открывая ему, в таким образом, волю Божья.
Такое откровение Бога о событиях является свидетельством, подтверждающим связь человека с Богом, заботу Бога о человеке, высшее достоинство человека, духовную природу человека и бессмертие его души. Те, кто отрицают эти истины, отрицают себя, возвеличивание своего достоинства, цель и назначение его существования в этом мире, точно так же, как его происхождение и назначение. Вот почему такие люди топчутся по жизни, как неразумные животные, и в ужасе кончают ее, и в ужасе стоят над открытой могилой.
Сколько раз такие материалисты, философствуя над могилой, передумали и признали свою ошибку? Сколько раз такие люди в те минуты отрекались от всей своей жизни, что происходило вследствие возрождения веры в бессмертие души перед смертным часом? Это часто происходит потому, что каждый, кто приближается к концу этой жизни, также приближается к следующей жизни. Тогда человеческая душа освобождается от своих многочисленных тягот и развязывается от уз, связывавших ее здесь, на земле.
Человеческий дух освобождается от всех ненужных забот и над ним начинают подниматься тучи тьмы, которые до сих пор его покрывали. Свет вечной жизни проникает в помраченный разум человека и просвещает его, и ум человеческий слепо смотрит на небесную зарю, которая начинает сиять изнутри и устремляется к ней. Человек погружается в молитвенное размышление о вечной жизни и в такой молитвенности отдает свой дух, вполне уверенный в реальности будущей жизни, потому что эта вечная жизнь уже открылась в нем.
14. Христианская жизнь как доказательство бессмертия души
Считается, что христианская жизнь есть единственная жизнь, приличествующая и достойная человека. Почему? Что такое святость? Что такое святая жизнь? Что означают эти термины? Что, может быть, это не слова без смысла? Чтобы род человеческий не ошибался в своем отношении к закону Божию? Чтобы те и такие ложные представления о Божьем законе жизни, о себе и своем предназначении не могли привести человека к нелепым и неправильным принципам, на основании которых человек отличает жизнь святую от несвятой, жизнь праведную от жизни греховной?
Но как такая ошибка могла распространиться по всему миру? Как получается, что весь человеческий род, все расы на этой Земле и все языки мира имеют слова, выражающие такие идеи? Как получается, что даже дикарей учат добродетели считают ключевым учением в своих языческих религиях? Изучайте все древнейшие религии со всех континентов, путешествуйте по всей Земле, исследуйте внутренности Африки и дальние уголки Америки, отправляйтесь в страны, где живут дикие племена, побывайте на островах в океанах, сравните основные принципы религий самых дальних стран, которые отделены друг от друга огромными расстояниями, и вы убедитесь, что все уважают святую и праведную жизнь, и что все считают, что только те, кто ведет такую жизнь, близки к Богу и достойны восхищения.
Может ли это общее мнение о человеческом роде быть неверным? Невозможно, чтобы все ошибались в этом. Общественное мнение, таким образом, является истинным судьей, который судит о ценности или никчемности вещи. То, что общее человеческое мнение утверждает как хорошее, есть действительно хорошее, а то, что это мнение отвергает как плохое, есть действительно плохое.
Следовательно, праведная жизнь есть способ совершенствования человека, посредством которого он становится самым великолепным, самым замечательным и самое возвышенным существом на земле. Но к чему самосовершенствование и все эти усилия, если и совершенных, и несовершенных ожидает одна и та же участь?
К чему все это, если холодная могильная тьма навеки покроет их обоих, если личность того, кто стремился к совершенству, растворится вместе с растворением его тела? Зачем Творцу Своей премудрой творческой силой вкладывать в человека силу самосовершенствования, посредством которой человек - стремясь, стремясь и жертвуя собой - должен преобразовываться в самое величественное существо, если все это совершенствование без всякой цели?
Но Премудрость Божия исключает всякую бесцельность! Какова же тогда цель [духовного совершенствования человека]? Этот вопрос требует глубокого изучения и большого внимания.
Итак, давайте посмотрим, какова цель совершенствования человека через добродетельную и святую жизнь. Цель совершенствования человека через нравственную и добродетельную жизнь, будучи делом Воли и Мудрости Божией, должна быть возвышенной, великой и Божественной, достойной Воли Божией. Совершенство и святость, к которым стремится человек, есть обо́жение.
Потому что Бог является единственным Совершенным и Святым. Поэтому цель стремления человека к совершенству через нравственную и святую жизнь есть обо́жение человека. Бог, следовательно, хочет сделать человека богом, и поэтому он вложил в человека способность к [духовному] росту и влечение к совершенству, за которое человек борется и к которому стремится.
Таинственный голос Божий, говорящий в сердце человека, укрепляет человека в этой битве, судьей которой является Бог, Тот, Кто невидимо ведет и поддерживает человека, Который нашептывает слова жизни в сердце человека и ведет человека к цели для которой был создан человек.
Вот почему даже весь мир со всеми его удовольствиями и развлечениями, и славой, и великолепием, и суетой жизни не может сбить с пути [совершенства] того, кто борется за добродетель и святую жизнь.
Голос Божий, таинственно говорящий в сердце человеческом, настолько ясен и членоразделен, что его понимают и цивилизованные люди, и дикари. Этот голос превращает даже самых варварских дикарей в людей и сохраняет в человеке качества, отличающие его от неразумных животных и обезьян. Поэтому человек создан не для того, чтобы исчезнуть, а для того, чтобы стать причастником благости и святости Божией. Таким образом, у человека есть бессмертная душа.
15. Религиозное доказательство бессмертия души
Религиозность свидетельствует о бессмертии души, ибо религиозность есть внутренняя восприимчивость людей к духовному общению с вечным Духом Божиим.
Дух человеческий в своем стремлении к вечному Духу Божию инстинктивно восходит и самопроизвольно восходит к Нему. Когда человеческий дух отправляется познавать окружающий его мир, он нигде не останавливается, нигде не отдыхает, а постоянно движется и всегда ищет новые знания. Дух человека стремится подняться к вечному Духу Бога, в Котором, как он верит, он найдет искомый покой.
Это явление является чем-то универсальным и встречается у всех народов и рас на Земле. Никогда не было нации, у которой не было религии. Никогда не было нации, которая не жила поклонением Богу [под каким-либо видом].
Религиозность и поклонение Богу свидетельствуют о существовании внутреннего побуждения человеческого духа к поиску Бога. Отрицать эту истину — значит отрицать духовную природу человека. Нам нечего сказать тем, кто отрицает эту истину, потому что такие уже отвергли себя, так как они отвергли свою духовную жизнь, томление своего духа, томление своей души. Мы обращаемся к тем, кто осознает свою духовную природу, внутренний порыв своего духа к поиску Бога, внутреннее стремление своей души возвыситься над земным и пребывать в Духе Божием.
Религиозность свидетельствует о бессмертии человеческой души, ибо она есть плод внутреннего ощущения человеком соединения своего духа с Духом Божиим.
Кроме того, религиозность логически вытекает из серьезности поиска человеческим духом вечного Духа Божия, потому что дух, ищущий вечного Духа Божия, не может напрасно стремиться, он не может ошибаться. Дух человека стремится и восходит к Духу Божию, потому что он уверен в существовании вечного Духа Божия и потому что чувствует свое родство с Ним.
Дух человека чувствует свое бессмертие и стремится к Бессмертному. И дух, стремящийся к бессмертию, не может быть смертным. Бессмертие — это то, что привлекает человека к бессмертию. Восхождение человеческого духа [к бессмертию] свидетельствовало о его собственной бессмертной природе. Как плод соединения человеческого духа с Духом Божиим, религиозность свидетельствует о бессмертии души.
Эта истина подтверждается и религиозными добродетелями, которые расцветают в сердце религиозного человека. Эти добродетели раскрываются во всей своей красоте и великолепии в [христианстве как] богооткровенной религии.
Религиозные добродетели свидетельствуют об истинном союзе Бога и человека, о действии Бога в душе человека. Христианские религиозные добродетели являются великолепным доказательством общения Бога с человеком; а общение Божие с человеком и дарование Божиих даров человеку свидетельствуют о бессмертии души человеческой. Следовательно, религиозность также свидетельствует о бессмертии человеческой души.
16. Внутреннее побуждение поклоняться Богу как доказательство бессмертия души.
Еще одно странное и совершенно необъяснимое для сторонников материалистических теорий явление — поклонение Богу. Что это за явление? Что это за стремление к неизвестному? Что это за склонность, что это за искание и что это за таинственная любовь к Богу?
Почему разум и сердце человека, чтобы поклоняться и выражать свою преданность Богу, стремятся отделиться от материального мира и вознестись к Небесам? Что это за склонность человека отказываться от своей собственной телесности, чтобы сосредоточиться на той другой сущности внутри себя, отличной от тела? Что это за сущность, называющая себя «я» и стремящаяся освободиться от оков тела, чтобы иметь возможность беспрепятственно посвятить себя работе с совершенно духовными вещами, чтобы он мог погрузиться в размышления о вещах, чуждых окружающему миру?
Как получается, что материальный человек любит иметь дело с духовными идеями? Что это за идеи? Возьмем, к примеру, верующего, отвергающего мир и вещи этого мира, чтобы посвятить себя служению невидимому Богу и подчиняющего себя Его абсолютной воле. Что это за зависимость? Что заставляет человека подчиняться его воле?
Вот, именно такой человек восхваляет Творца того цветка перед цветком. Красота цветка рождает в его сердце чувство поклонения, которое вызывает песнь хвалы Творцу. Его уста воспевают невидимую природу, его язык поет хвалебные гимны невидимой Силе Творца, его сердце радуется и его дух радуется этому благоговению. Он считает, что выполняет свой долг, который был заказан ему неким внутренним и таинственным голосом, команде которого он должен был подчиниться.
Перевод сделан с английской версии с сербского языка по книге "Свт. Нектарий (Кефалас), Пролегомены относительно бессмертия души". Доказательства бессмертия души: Константин Каварнос, Новогреческие философы о человеческой душе, Институт византийских и новогреческих исследований, Бельмонт, 1987, стр. 59-86.
Сербский текст взят с сайта православного миссионерского центра имени иерея Даниила Сысоева: http://www.svedokverni.org/
Переводы данного труда имеют авторское право, не могут нигде публиковаться без согласие переводчика.
Иерей Александр Сергеев