Найти тему

Как доказать, что душа бессмертна? [Из книги святого Нектария Эгинского]

Святитель Нектарий Эгинский, отрывки из труда "о бессмертии души"

«Я Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова.​ Бог не есть Бог мертвых, но живых» (Мф. 22, 32).​

Эта истина, которую открывает нам Священное Писание, есть первое учение, в которое должен уверовать человек, чтобы познать себя: кто он, какова цель и цель его существования в этом мире и каково его предназначение.​ Без богооткровенной истины человек не способен познать самого себя;​ ибо недостаточное знание богооткровенной истины приводит человека к ложным теориям и неверным учениям, а те, в свою очередь, ведут к нелепым выводам.​ Потому что ум сам по себе не способен проникнуть в тайны.​

Откровение — это свет, который просвещает и направляет человеческий разум в его исследованиях, приводя его к истине.​ Держась за этот свет, мы логически докажем, что у человека есть бессмертная душа...

Чтобы философия могла прийти к истинным выводам, философствование должно быть основано на Откровении.​ Философ должен верить, что он получил живую душу от Бога, чтобы быть в состоянии познать ее.​ На самом деле он уже знает, что в нем есть что-то отличное от материи, но не знает,​ что это [конкретно].​ Чтобы это озарение стало знанием, необходима вера в истину, явленную Богом.​ Тот, кто философствует, должен сначала поверить в духовную природу, которая делает его и познающим, и предметом познания, чтобы только тогда он мог стремиться к полному познанию этой природы.​

Существование живой души — неоспоримый факт для верующих, но и сокровенная тайна для неверующих.​ Вера есть око души, через которое душа постигает себя и проникает в невидимое и сокровенное.​

Бог открыл человеку его возвышенное происхождение и дал возможность человеку познать бессмертие своей души, чтобы привлечь его к Себе, возбудить его к добродетели и поднять по лестнице самосовершенствования.​

Отвергнуть богооткровенную истину — значит отвергнуть указание и назначение мира, о чем свидетельствует Сам всезнающий Творец, Который не создал ничего бесцельного.​

Совершенство человека, которое в случае отсутствия живой души было бы и бессмысленным, и невозможным, необходимо с точки зрения целесообразности мира, ибо без него сотворение человека было бы несправедливой бесцельной игрой.

Поэтому пусть никто не говорит, что человек велик из-за своего эгоизма.​ Потому что он поистине великий и духовный человек, созданный по образу Своего Творца и Бога.​ Следовательно, он богоподобен и боговдохновлен и восприимчив к откровению Божию, а потому, благодаря своему возвышенному происхождению, господству своей природы и характеру своей души, он выше всей сотворенной природы.​

Дух человека восходит к Богу, просвещается светом Божиим и, рассеивая туман материальной тьмы, познает то, «чего не видел глаз и не слышало ухо, то и на сердце человеку не приходило»​ (1 Кор. 2, 9).

Бог обитает и действует в человеке... Тот, Кого не может вместить даже вся вселенная, таинственно обитает в сердце микроскопического человека.​ Это звучит странно, но это правда.​ Путь мистический, и Откровение Божие проявляется через свои собственные следствия.​

Бог бесконечен, и вселенная лежит у Него на ладони, а человек — горсть праха.​ Что ж, тем не менее человек возвышается над вселенной и над Небом, и мысленным взором созерцает величие творения, разумом исследует и исследует мир, открывает законы, управляющие вселенной, измеряет огромные расстояния и размеры мира, небесных тел, узнает об обособленном весе, плотности и количестве элементов, из которых состоят небесные тела, и, вообще говорит, об их природе, о притяжении и отталкивании громадных планет в космических просторах.

Просвещенный светом Божиим, разум человека восходит к Творцу мира, изучает Его особенности и формулирует утверждения о Его свойствах... Просвещенный светом Божиим и укрепляемый благодатью Божией, человек возвышается над всеми неразумной природой и, хотя и облачается в земную тело, соревнуются с природой небесных Ангелов...

Премудрость Божия сотворила человека главой творения, чтобы он мог понять и познать своего Творца и Бога... Человек есть причина сотворения мира.​ Да, человек, Бог сделал тебя богом на земле.​

Грех и отпадение от Бога лишает нас этого знания.​ Грех и отпадение от Бога омрачили твой разум, созданный для созерцания Бога.​ Сбили тебя с пути и низвергли в бездну страсти, которая затемнила свет лица [Божьего в тебе].​ Да знай, что ты по образу и подобию Божию, и что имеешь бессмертную душу, которой суждено жить вечно по благодати [Божией].​ Исследуй себя, чтобы увидеть и убедиться, сколько наших дел и поступков свидетельствует о бессмертии души.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЕССМЕРТИЯ ДУШИ

1. Деятельность души как доказательство бессмертия души

Разумная душа человека занимается процессом мышления, ищет причину своего существования, восходит к идее Бога и необходимости существования Бога.​ Эти идеи, будучи мыслью, также должны иметь причину мысли.​ Эта мысль-причина должна быть совершенно отличной от чего-либо материального.​ А так как мир, в котором живет человек, материален, то необходимо связать происхождение разумной души с другим, нематериальным миром.​ Это, в свою очередь, обязывает нас признать бессмертие души как таковой, ибо смерть властвует только над телесностью материального мира, а душа, поскольку она не создана из материи этого мира, смерти не подлежит.

Ум поднимается к пониманию нематериальных вещей.​ Если бы разум был материален по своей природе, он не смог бы постичь идеи нематериальных вещей.​ Разумная душа человека обладает не только силой поиска идеальных по своей природе вещей, но и способностью идеализировать вполне материальные вещи, освобождая их от материальной оболочки и видя в них абстрактные идеи, а также [душа человека обладает] силой восхождения к универсальным идеям посредством интуитивного мышления.

Душа осознает себя и осознает свое понимание.​ Душа проникает и стремится познать не только внешние предметы, но и познать себя и свою деятельность, рассуждать о себе и предъявлять претензии к качеству своих действий и поступков.​

Душа не только получает обилие истин, но и становится сокровищницей многих понятых истин: она понимает ценность этих истин и действие этих истин на себя.​ Кроме того, душа чувствует естественную склонность к сверхъестественным истинам и стремится жить в духовном мире этих истин.​ Это свидетельствует о бессмертии души.

Философы говорят: все самодействующее и вседействующее бессмертно. Следовательно, душа, будучи всемогущей сама по себе и сама по себе, бессмертна.

2. Стремления души как свидетельство бессмертия души

У разумной души есть сверхъестественные, бесконечные стремления.​ Если разумная душа зависит от тела и умирает вместе с телом, то она необходимо должна была бы подчиняться телу и следовать за ним во всех своих желаниях.​ Независимость [души от тела] противоречила бы в таком случае как законам природы, так и законам разума, ибо нарушила бы гармонию между телом и душой.

Если бы она зависела от тела, то душа подчинялась бы телу и следовала за ним во всех его желаниях и стремлениях, тогда как, напротив, душа управляет телом и навязывает ему свою волю.​ Душа подчиняет и обуздывает желания и страсти тела и управляет ими по своей воле.

Это явление известно всякому разумному человеку, и кто сознает свою разумную душу, тот сознает и господство души над телом.​ Послушание тела душе, когда последняя приводит его к самоотверженной жертве во имя своих высоких идей, есть доказательство господства души над телом.​

Власть души [над телом] и жертва душой своим телам вплоть до смерти во имя своих принципов, идей и установок были бы совершенно непонятны, если бы душа умирала вместе с телом.​

Смертная душа никогда не могла бы подняться на такие высоты и никогда не могла бы предаться смерти вместе с телом во имя бессмысленных абстрактных идей,​ ибо для смертной души никакая возвышенная идея и никакая возвышенная смелая мысль не имели бы тогда никакого значения. Следовательно, душа, способная на такие вещи, должна быть бессмертной.

3. Историческое доказательство бессмертия души

О бессмертии души свидетельствует всеобщая вера всех народов в ее бессмертие.​ Исторические факты показывают, что весь человеческий род верит в жизнь после смерти.​

Эту надежду мы встречаем как у варваров и дикарей, так и у цивилизованных народов.​ Тот факт, что люди всех времен, везде и на каждой ступени развития принимали идею жизни после смерти и возлагали на нее надежду, является доказательством глубочайшей веры человека в бессмертие собственной души.​

Эта надежда на бессмертие превращается в твердое убеждение и развивается до такой степени, что вся нравственная деятельность человека начинает исходить из этого убеждения.​ Это явление было бы невозможно, если бы вера в бессмертие души была простым выражением эгоистического желания человека, если бы она не основывалась на самой природе человеческого духа и не исходила бы из недр человека.​

Мудрецы всех веков говорят о бессмертии души. Здравая философия всегда отвергала учения тех философов, которые в разные эпохи сбивались в эпикуреизм.​ Отрицать бессмертие души — значит приписывать чрезвычайно серьезное заблуждение Премудрости Божией, запечатлевшей такую ​​иллюзию, такую ​​фантазию в сердце человека.​ Если бы человек не был бессмертным, у него не было бы разумной души и он вообще не мог бы вообразить себе бессмертие.

4. Умозрительное [или духовное] доказательство бессме­ртия души

Бессмертие души док­азывается исследован­ием сил и особых сво­йств души.​ Простота души и нематериальн­ость ее природы указывают на ее бессм­ертие.​ Кроме того, ее самосознание, ее сила свободного выбо­ра и самоосознание, а также ее свобода познания указывают на принад­лежность души к духо­вному миру.​ Тогда ее стремление приблиз­иться к бесконечно совершенному Бытию, присущая ей от природы целеус­тремленность и непрестанная деятельность ее духа показывают, что душа есть живая сущность, не имеющая в себе причин умирать, рас­сеиваться или исчеза­ть.​

Все это, таким образом, свидетельст­вует о том, что душа продолжает жить и после своего отделения от тела и что она бессмертна.

Платон доказывает бессмертие души, преж­де всего, ее простот­ой и невещественност­ью ее природы. А в связи с уходом ду­ши из этого мира Пла­тон поясняет, что при смерти человека ум­ирает его смертная часть, и что его бесс­мертная часть удаляе­тся от смерти, остав­аясь целой и нерушим­ой: «Нет сомнения, что душа бессмертна и нерушима».

5. Теологическое доказательство бессмертия души

Разумная душа челов­ека, будучи простой и [состоящей] из нем­атериальной природы и обладающей таки­ми свойствами для св­оего развития, совер­шенствования и дости­жения конечной цели, должна быть бессмер­тной.

Если душа человека смертна, то для чего же тогда человек им­еет такие возвышенные качества, такие нр­авственные силы, так­ую ​​восприимчивость к возвышенному, так­ие бесконечные стрем­ления и всю свою дух­овную и нравственную жизнь?​ Эта проблема может быть решена только в том случае, если будет признано бессмертие души.​ Без признания бессмер­тия души события дух­овной и нравственной жизни человека оста­ются неразрешимой за­гадкой, а борьба чел­овека в собственной нравственной и духов­ной жизни остается борьбой без победы и стремлением без цели.

6. Нравственное доказа­тельство бессмертия души

О бессмертии души свидетельствует и стр­емление души к высше­му благу.​ Под высшим благом разумеем то конечное благо, кот­орое по существу и истинно больше всех других благ, и в кото­ром человек может на­йти свое нравственное упокоение, абсолютн­ый душевный покой и душевную радость, че­рез которое его душа наполняется неопису­емой теплотой.

Это конечное благо есть самое совершенное бл­аго, полнота добра, в котором удовлетвор­яется всякое желание и исполняется всякая надежда.​ Этим выс­шим благом является Царство Божие, котор­ое есть духовная общ­ность, общность Бога и людей, причастнос­ть человека святости, любви, благодати и блаженству Божию.​

Царство Божие есть то, чего жаждет и ищет человек, за что он борется на протяжен­ии всей своей земной жизни, жертвуя всеми благами мира сего, чтобы насладиться Царством Божиим.​ Но, хотя человек жертву­ет всем ради получен­ия этого высшего бла­га, он, тем не менее­,​ [в этой жизни] лишь отчасти рассма­тривает нравственное счастье [Царства Божьего], потому что на протяжении всей его земной жизни сила ди­авольская доставляет ему бесчисленные по­воды для печали.​

Не­возможно человеку до­стичь полного блажен­ства в этом мире, ибо спокойствие его ду­ши и мир его сердца часто нарушаются сил­ьными телесными боля­ми, обидами и горест­ями от ближних, опус­тошением и разрушени­ем, приносимыми войн­ами, страданиями от голода и болезней, ужа­сы землетрясений, не­счастья, выпавшие на долю его родных и близких, и вообще гор­ести, происходящие как от нравственных, так и от материальных причин.​

Все это ограничивает нравстве­нное счастье человека в этой жизни, и ст­ремление к высшему благу остается неудов­летворенным.​ Но само это стремление есть выражение ощущения некой пустоты в душ­е, стремящейся напол­ниться, а также наде­жды на возможность совершенного наполнения.

Стремление души к высшему благу, в этом мире и жизни, испол­няется лишь частично и исключительно, в ограниченной мере, и то не только там, где царит зло, но и там, где господствуют добродетель и свято­сть, потому что диав­ол и где добродетели, нападки и брани пр­отив Царствия Божия, сеет плевелы среди пшеницы.​

Разум по­этому требует от нас признания того, что совер­шенное исполнение ус­тремлений к высшему благу совершится тол­ько в будущей жизни, где царят абсолютная любовь, радость и мир. Таким образом, гор­ячее стремление к вы­сшему благу, с одной стороны, свидетельс­твует о том, что чел­овек достигнет полно­го исполнения своего желания только в бу­дущей жизни, а с дру­гой стороны, оно уве­ряет нас в бессмерти­и человеческой души.

К тому же выводу мы приходим, рассматри­вая вопрос о нравств­енном совершенстве, к которому стремится душа, дисциплинируя и подчиняя себе тел­о.​

Стремление к нра­вственному совершенс­тву есть выражение внутреннего стремления разумной души подн­яться над этим матер­иальным миром в друг­ой, духовный мир.​ Это стремление свидет­ельствует о том, что человеку предназнач­ен непрерывный рост, направленный на абс­олютное совершенство­.​ Но абсолютное сов­ершенство находится в абсолютной жизни, а абсолютная жизнь — в небесном мире.​ Следовательно, нравс­твенное совершенство необходимо указывает нам на абсолютную жизнь, на бессмертие.

7. Благость Творца как доказательство бессмертия души

Все творение говорит о благости Бога, Того, Кто в изобилии наделяет Свои Собственные творения средствами для достижения счастья.​ И счастье человека должно быть полным, пока человек располагает этими средствами и имеет в своем распоряжении весь сотворенный мир.​

Ведь счастье человека неполно, и каждый день мы видим, как люди стонут и жалуются на то, что они несчастны.​ Какая-то бесконечная тоска переполняет человеческое сердце, которое, будучи сильно ранено пустотой [которую оно чувствует] в себе, постоянно стремится ее заполнить.​

Человек изо всех сил пытается исполнить желание своего сердца, но его сердце все еще остается пустым.​ Ни одно из благ мира не может заполнить эту пустоту человеческого сердца.​ Нет наполнения, тоска [наполняет] человека, сердце его остается израненным, а счастье удаляется от него.​

Причина этой неудачи не в самой природе вещей, а в душе человека, которая, будучи бессмертной, имеет бесконечные стремления и которая, следовательно,​ подобно жаждущему оленю, горячо желает и жаждет наслаждения высшим благом, что и есть его конечная цель...

Всеблагой Бог не запечатлел бы в сердце человека ненасытного томления, которое сделало бы человека несчастным, если бы Он также не предназначен для человека, чтобы удовлетворить это стремление.​ А из того, что это стремление остается неудовлетворенным в этом мире, следует, что оно исполнится после ухода человека из этого мира, в будущей жизни, где человек будет жить счастливо и вечно.​

Стремление к высшему благу есть, таким образом, доказательство бессмертия души.​ где человек будет жить счастливо и вечно.​

Если человек вообще находит какое-либо относительное счастье на этой земле, то он находит его именно в убеждении, что он имеет бессмертную душу и что после окончания настоящей жизни начинается будущая жизнь, непрекращающаяся и бесконечная, в которой он будет наслаждаться совершенным счастьем.

Если человек и находит какое-либо утешение в своих жизненных страданиях, то он находит его именно в надежде на то, что в будущей жизни он насладится высшим благом.​ Если в беспокойном море и в бурях жизненных соблазнов человек вообще находит мирную гавань, то он находит ее, ориентируясь на бессмертие, в котором обретается высшее благо.

Если лишить человека надежды на будущее наслаждение высшим благом, человек становится несчастнейшим из всех существ, и жизнь его - безлунной ночью.

Такой человек, печальный и сломленный, проложил бы себе дорогу по жизни и, может быть, в приступе отчаяния, мог даже покончить с собой. Поэтому надежда на наслаждение высшим благом, поскольку оно имеет силу утешения, Божественна и как таковая — истинна.​

Следовательно, человек, надеясь насладиться высшим благом, верит, что у него есть бессмертная душа.​ Бог таинственным образом сообщает нам об этом и благость Божия, проявляющаяся повсюду, уверяет человека в том, что он имеет бессмертную душу.

8. Представление о бессмертии души в нас как доказательство бессмертия души

То, что человек имеет бессмертную душу, доказывается уже тем, что он носит в себе идею бессмертия души.​ Человек придумывает идеи, исходя из окружающего его мира.​ Природа каждый день учит человека о смертности всех существ и их полном исчезновении.​ Отсюда мысль о смерти и исчезновении должна быть окончательным выводом человека...

Однако человек — несмотря на образы смерти, которые он видит каждый день — несет в себе идею бессмертия.​ Как человек перешел от идеи смерти к идее бессмертия?​ Как он пришел к вере в истину бессмертия и основанию на ней всей своей жизни?​ Выведение бессмертия из смертности невозможно и, следовательно, неосуществимо.​ Поэтому человек не пришел к идее бессмертия на основе природы.​ Идея бессмертия от Бога, и только Бог может дать человеку идею бессмертия.

Человек, следовательно, получил идею бессмертия от вечного Бога.​ Человек, как существо, способное принимать дары от Бога, имеет восприимчивость к дарам Божиим и способен понять Бога и Его Откровение.​ Идею бессмертия человек получил и заимствовал от Бога, так как не мог получить ее ниоткуда.​ Следовательно, человек имеет восприимчивость к Богу, он понимает Бога, имея дух, которым он сообщается Богу, Который открывает Себя [человек].​

Поэтому человек есть не бездушная и бессловесная материя, а существо одухотворенное и разумное, восприимчивое к Откровению Божию.​ Такое существо должно иметь бессмертную душу, потому что оно общается с Богом и потому что Бог учит его и умудряет даром совершенства, которое было бы бессмысленно без бессмертия Таким образом, у человека есть бессмертная душа.

9. Нравственное удовлетворение, рождающееся в человеке от добродетельной жизни, как доказательство бессмертия души

Кто живет добродетельно, тот находит в себе наслаждение, неведомое тем, кто не живет добродетельно: например, когда он облегчает нужду обремененных бедностью, когда утешает несчастных и делает их соучастниками своего счастья, когда имеет две рубашки он дает одну дрожащему человеку в зимнюю стужу.

Насилие над справедливостью пробуждает развратного человека ненавидеть и защищать справедливость.​ И такой человек борется за справедливость, правду и свободу.​ И когда он умирает, он в эти последние мгновения подвергает сомнению удовлетворение, которое наполняет его сердце, потому что он умирает, сражаясь за добродетель.​ Он не заботится о себе, он равнодушен к своей жизни, он презирает смерть и заботится только о результате своей борьбы, о своей победе, о победе справедливости, о торжестве правды и поражении лжи, о свержение тирании, за освобождение и растворение оков рабства.​

Как необъяснимо это чувство!​ Это неразрешимая загадка для тех, кто не верит в бессмертие.​ Только бессмертие может вдохновить человека бессмертными идеями.​ Только бессмертие может открыть ценность добродетели тому, кто жаждет добродетели. Только бессмертие вдохновляет человека на великие жертвы.​ Она вдохновляет солдат отдать жизнь за свой долг.​ Он поощряет самоотречение в тех, кто стремится к знаниям на благо человечества.​ Она воздвигает святых мучеников в народах.​ Она утешает тех, кто страдает за добродетель.​ Оно успокаивает сердце, раненное неблагодарностью.​ Он побуждает богатых отдавать свое богатство бедным, а бедных — нести свою бедность с нравственным спокойствием.​

Это дает умирающему мужество спокойно ожидать прихода смерти.​ Бессмертие, таинственно говорящее в сердце человека, пробуждает человека на все его благородные поступки.​ Это неразрешимая загадка для тех, кто не верит в бессмертие.​ Только бессмертие может вдохновить человека бессмертными идеями.​ Только бессмертие может открыть ценность добродетели тому, кто жаждет добродетели.

Нравственное удовлетворение, рождающееся в сердце человека, есть поэтому плод бессмертия души, которая есть образ Божий и потому несет в себе свойства и вечность своего Первообраза.​ Душа, таким образом, осознает, что она бессмертна, и из-за этого побуждает человека к жертвам ради справедливости, истины, красоты, добра и совершенства.​ Бессмертие также дает человеку мужество, необходимое для исполнения его заповедей, и награждает его чувством нравственного удовлетворения как залога высшего блага, уготованного человеку.​ Следовательно, человек был создан для бессмертия.

10. Идея вечности как доказательство бессмертия души

Человек вносит идею бесконечности во всем, что его интересует.​ Он стремится расширить свое существование и всячески старается достичь цели, к которой стремится.

Борьба человека на земле направлена ​​на обеспечение собственной вечности.​ Человек все стремится и стремится оставить после себя неизгладимые следы своей жизни через свои открытия и достижения.​ Мысль о посмертной славе — его сладчайший сон, облегчающий боль усилий, которые он предпринимает, чтобы продлить память о своей борьбе.​

Человек не обратит внимания и умышленно закроет глаза на то, что изменчивость мирских вещей недвусмысленно и снова и снова говорит о бренности всего.​ Он стремится продлить если не себя, то хотя бы свое имя.​ Он не может смириться исчезновением.​

Он считает, что продлевает свое существование за счет своих потомков.​ Какой-то внутренний голос убеждает его, что он не исчезнет после окончания земной жизни,​ но что он будет жить в другом месте, наслаждаясь удовольствием, которое будет наградой за его достижения на земле.​ И человек как бы считает эту смерть по существу бессильной, хотя и очевидной помехой своим планам, и продолжает прилагать огромные усилия, забывая о смерти и двигаясь по жизни скорее как бессмертное, чем смертное существо.​

И чем больше ему кажется, что его достижения будут жить даже после его смерти, тем больше он вдохновляется.​ И вот, какие странные тайны: могила и смерть [для него] словно тонкие облака развеяны сияющими лучами бессмертия!​ Забывая о смерти и двигаясь по жизни скорее как бессмертное, чем как смертное существо.​ И чем больше ему кажется, что его достижения будут жить даже после его смерти, тем больше он вдохновляется.​ И вот, какие странные тайны: могила и смерть (для него) словно тонкие облака развеяны сияющими лучами бессмертия!​

11. Любовь к красоте, добру, правде и справедливости как доказательство бессмертия души

Любовь к возвышенным вещам есть духовное явление, свидетельствующее о существовании души, а самый характер вещей, занимающих душу, говорит о ее бессмертии.​ Внутренняя склонность человека к философии, стремление через относительно совершенную радость достичь совершенной, невыразимой радости обретения истины, свидетельствует о духовной природе человека и его характере.​

Любовь к красоте, добру и истине – это лестница, по которой человек поднимается над видимым творением в иной, духовный мир, где душа созерцает мудрость Творца, понимает Его чудесные дела, восхищается Его всемогуществом и обнаруживает Его присутствие повсюду.​

Бог говорит с человеком лицом к лицу!​ Какой отличный подарок!​ Какая сила!​ Какая великая честь и слава для земного человека!​ Так неужели Премудрость Божия наделила человека такими силами, чтобы он просто исчезал в могиле?​ В чем тогда будет их смысл?​ Какая от них польза, если все исчезнет после смерти?

Как же, вопреки природе и пыли​ он увлекается высокими идеями?​ Почему физический человек предпочитает исследовать сверхъестественное, а не естественное?​ Откуда в материи это влечение по отношению к духовным вещам?​ Куда уходит этот влечение? Куда уходит радость та божественная, духовная пища, которая оживляет человека, занимающегося философией? Какова связь между материей и духом?​

Таким образом, дух радуется, когда, открывая истину, совершенствует себя и восходит ступень за ступенью по лестнице совершенства.​ Но почему материя тоже должна радоваться?​ Какая польза от этого материи, тем более что она испытывает тем больше и больше боли и мучений, чем больше умножаются и усиливаются такие духовные наслаждения и наслаждения?​ Какой радостью радуется тело, когда дух упивается небесным нектаром?​

Если человек есть только материя, то почему материя не довольствуется барахтанием в себе, а стремится возвыситься?​ Если человеческое тело ждет могила и полное растворение, тогда зачем жертвовать?​ И, что всего страннее, зачем Богу открывать Себя плоти, если плоти человеческой суждено вообще утратить знание о Боге?

Человек ищет Творца мира, своего всеблагого Художника, Устроителя вселенной.​ Человек стремится познать Того, от Кого он получил представление о красоте, пронизывающей все священное творение.​ Порядок, гармония во всем, премудрая организация и функционирование вселенной, ее всечудная красота и ослепительное великолепие возносят ум человека к Первопричине, к Тому, кто сотворил все Своей Мудростью.​

Все это [в человеке] воспламеняет Божественное влечение для философии и познания, которым человек стремится проникнуть в глубины Премудрости Божией, таинственно приобщиться к загадкам творения мира, понять, как было сотворено все сущее и как Бог поддерживает [в бытии] все, что существует.​ Изучая это, человек открывает всеблагость Творца и пламенеет любовью к Высшему Благу, которое влечет человека к себе.

Эти духовные явления были бы совершенно несовместимы с Премудростью Божией, если бы могила означала конец человеческого существования.​ Но из того, что это противоречило бы Премудрости Божией, следует, что человек имеет дух, способный познавать Бога, который, следовательно, также бессмертен.​ Потому что смертное существо, как и исчезнувшее, недостойно такой чести и славы.​ Стало быть, человек имеет бессмертную душу, ибо где познание Бога, там и бессмертие.

12. Голос совести как доказательство бессмертия души

Совесть есть неподкупный судья, блюстительница закона, который Сам Бог начертал в сердце человеческом.​ Нужно было, чтобы этот закон имел своего стража, а чины имели своего судью.​ Существование этих двух в человеке свидетельствует о свободе человека, об ответственности человека за свои поступки, об отношении человека к Законодателю, а также о бессмертии души.​ Потому что, если бы у человека не было бессмертной души, этот закон был бы излишним, совесть была бы чем-то навязанным и неразумным, и действия человека не имели бы нравственного характера, а были бы только действиями естественными.​

Но истина, что в человеке есть писанный закон и [совесть как] вечный хранитель этого закона, свидетельствует прежде всего всеобщее верование рода человеческого. И затем, нравственное состояние каждого человека, делающего либо добро, либо зло, который либо соблюдает этот закон, либо нарушает его.​

Человека, который соблюдает нравственный закон, узнают по его характеру.​ Его внутренний мир и душевный покой отражаются в его безмятежном лице, как в зеркале, а жизнь его подобна ручью, тихо текущему по очаровательному лугу.​ Его дела и поступки выражают надежду на грядущую награду.

Нарушителя же нравственного закона постоянно беспокоит обличающий голос собственной совести, и он со временем превращается в жалкое и ужасное зрелище.​ От него ускользают мир и покой, эти два голубя, эти два символа добродетели и добра.​ Его искривленная и искаженная фигура затемнена темными красками тления, сломленности, томления, уныния и отчаяния.​ Такого человека ждет наказание.​

Но, тем не менее, если мы посмотрим на конец того и другого, то мы увидим, что на надгробии грешника написаны гимны и символы победы и торжества, тогда как на позорном памятнике праведника выгравирована только одна пальмовая ветвь, а иногда бывает, что праведник погребен бесславно и вдали от глаз людей без гроб в земле и что могила, где покоится тело этого духовного атлета, остается неизвестной.​

Откуда эта противоречие?​ Где справедливость?​ Неужели праведник обманут?​ Где награда, которую он ожидал, за которую боролся и в которую верил своей святой верой?​ Вот, он ушел, и земля полностью покрыла его.​ Была ли его надежда несбыточной мечтой?​ Был ли это голос его совести, который обманул его?​

Грешник же, вразумленный своей совестью за то, что открыто нарушил нравственный закон, прожил свою жизнь с почестями и славой и все же получил красивую могилу и вечную память о своей славе.​ Был ли страх и беспокойство [его души] неразумны, а вразумляющий голос совести - бессмысленен?

Нет!​ Праведник не был обманут, потому что, живя в соответствии с требованиями нравственного закона, он жил в соответствии со своим предназначением.​ Нравственный закон дан человеку для того, чтобы человек мог поддерживать свои отношения с Богом и чтобы он мог сохранять, развивать и совершенствовать себя.​ Поэтому тот, кто соблюдает закон, не обманывается, потому что он выполняет свое предназначение.​ Но и нарушитель закона не обманывается, потому что он, нарушая закон, ведет войну против замысла Божьего, и несет за это тяжелую ответственность, и осознает свою вину, потому что о нем свидетельствует его собственная совесть.​

Но почему Правосудие Божие не воздает и праведникам, и грешникам по их заслугам?​ Именно потому, что человек живет и после смерти, и что в бесконечной и вечной жизни праведники получат награду за труды свои.

Правосудие Божие было бы пустым и бессмысленным словом, если бы оно не воздавало каждому по делам его.​ Бог справедлив и любит справедливость, из чего следует, что добродетель получает награду, а грех получает наказание.​ Но, из того, что Правосудие Божие не проявляется здесь в полной мере, следует, что оно окончательно исполнится только в будущей жизни, которая ожидает всех людей.​ Совесть есть поэтому ясное доказательство нравственной свободы человека и бессмертия его души.​

Что касается подавленной совести, то достаточно сказать, что она в таком состоянии также свидетельствует о наличии совести: человек, теряющий знание истины, подавляет свою совесть, но она, несмотря на это, продолжает обвинить человека в нарушении закона.​

Насчет мертвой совести скажем, что это очень редкое явление и следствие крайней греховности.​ Такие случаи никоим образом не противоречат общему принципу, согласно которому совесть является неподкупным судьей.

Исследование себя предполагает свободу, а свобода предполагает разумность, из чего следует, что человек, судящий о своих поступках, есть разумное и свободное существо, имеющее полное сознание того, что он делает, и которое будет наказано или вознаграждено за то, что он сделал.

Поэтому те, кто не будет вознаграждены в этой жизни, получат награду за свою добродетель в будущей, вечной и нетленной жизни. Святой Павел, апостол язычников, в своем Послании к Римлянам (7,15-23) описывает суд совести, но не догматически, а духовно и по-философски.​

Он доказывает одной здравой аргументацией, что нравственный закон написан в человеческом сердце и что совесть назначена истинным судьей всех человеческих поступков.​ Совесть всегда свидетельствует о том, соответствует ли действие нравственному закону или противоречит этому закону.​ Совесть утверждает истину, чтит добродетель, восхваляет нравственную мудрость и признает эти три блага единственными, богоугодными и подходящими человеку как разумному существу.​

Голос совести безмолвно отзывается в сердце каждого человека.​ Ни один духовно чуткий человек никогда не обнаруживал существования этого голоса и его суда, а также внутреннего бунта, которым восстает совесть против нарушителей закона Божия, против нарушителей Божиих принципов и заповедей.

13. Внутреннее откровение Бога как доказательство бессмертия души

В подтверждение доказательства бессмертия человеческой души приведем свидетельства внутреннего откровения Божия, через которое человек научается сверхъестественным истинам и тому, что полезно и необходимо для его спасения.​

Человек часто обязан спасением своей души и своей жизни этому внутреннему откровению Бога.​ Оно таинственным озарением спасает человека от опасности и открывает ему, и когда он бодрствует, и когда он спит, как события, происходящие на большом расстоянии, так и то, что еще не произошло, открывая ему, в таким образом, волю Божья.​

Такое откровение Бога о событиях является свидетельством, подтверждающим связь человека с Богом, заботу Бога о человеке, высшее достоинство человека, духовную природу человека и бессмертие его души.​ Те, кто отрицают эти истины, отрицают себя, возвеличивание своего достоинства,​ цель и назначение его существования в этом мире, точно так же, как его происхождение и назначение.​ Вот почему такие люди топчутся по жизни, как неразумные животные, и в ужасе кончают ее, и в ужасе стоят над открытой могилой.​

Сколько раз такие материалисты, философствуя над могилой, передумали и признали свою ошибку?​ Сколько раз такие люди в те минуты отрекались от всей своей жизни, что происходило вследствие возрождения веры в бессмертие души перед смертным часом?​ Это часто происходит потому, что каждый, кто приближается к концу этой жизни, также приближается к следующей жизни.​ Тогда человеческая душа освобождается от своих многочисленных тягот и развязывается от уз, связывавших ее здесь, на земле.​

Человеческий дух освобождается от всех ненужных забот и над ним начинают подниматься тучи тьмы, которые до сих пор его покрывали.​ Свет вечной жизни проникает в помраченный разум человека и просвещает его, и ум человеческий слепо смотрит на небесную зарю, которая начинает сиять изнутри и устремляется к ней.​ Человек погружается в молитвенное размышление о вечной жизни и в такой молитвенности отдает свой дух, вполне уверенный в реальности будущей жизни, потому что эта вечная жизнь уже открылась в нем.

14. Христианская жи­знь как доказательст­во бессмертия души

Считается, что хрис­тианская жизнь есть единственная жизнь, приличествующая и до­стойная человека.​ Почему?​ Что такое св­ятость?​ Что такое святая жизнь?​ Что оз­начают эти термины?​ Что, может быть, это не слова без смысл­а?​ Чтобы род челове­ческий не ошибался в своем отношении к закону Божию?​ Чтобы те и такие ложные пр­едставления о Божьем законе жизни, о себе и своем предназнач­ении не могли привес­ти человека к нелепым и неправильным при­нципам, на основании которых человек отл­ичает жизнь святую от несвятой, жизнь пр­аведную от жизни гре­ховной?

Но как такая ошибка могла распространит­ься по всему миру?​ Как получается, что весь человеческий ро­д, все расы на этой Земле и все языки ми­ра имеют слова, выра­жающие такие идеи?​ Как получается, что даже дикарей учат до­бродетели счи­тают ключевым учением в своих языческих религиях?​ Изучайте все древнейшие религ­ии со всех континент­ов, путешествуйте по всей Земле, исследу­йте внутренности Афр­ики и дальние уголки Америки, отправляйт­есь в страны, где жи­вут дикие племена, побывайте на островах в океанах, сравните основные принципы религий самых даль­них стран, которые отделены друг от дру­га огромными расстоя­ниями, и вы убедитес­ь, что все уважают святую и праведную жи­знь, и что все счита­ют, что только те, кто ведет такую ​​жиз­нь, близки к Богу и достойны восхищения.

Может ли это общее мнение о человеческом роде быть неверным­?​ Невозможно, чтобы все ошибались в это­м.​ Общественное мне­ние, таким образом, является истинным су­дьей, который судит о ценности или никче­мности вещи.​ То, что общее человеческое мнение утверждает как хорошее, есть дей­ствительно хорошее, а то, что это мнение отвергает как плохо­е, есть действительно плохое.

Следовательно, прав­едная жизнь есть способ совершенствования человека, посредств­ом которого он стано­вится самым великоле­пным, самым замечате­льным и самое возвы­шенным существом на земле. Но к чему самосовер­шенствование и все эти усилия, если и со­вершенных, и несовер­шенных ожидает одна и та же участь?​

К чему все это, если холодная могильная тьма навеки покроет их обоих, если личность того, кто стремился к совершенству, растворится вместе с растворением его тела?​ Зачем Творцу Своей премудрой творческой силой вкладывать в человека силу самосовершенствования, посредством которой человек - стремясь, стремясь и жертвуя собой - должен преобразовываться в самое величественное существо, если все это совершенствование без всякой цели?​

Но Премудрость Божия исключает всякую бесцельность!​ Какова же тогда цель [духовного совершенствования человека]?​ Этот вопрос требует глубокого изучения и большого внимания.​

Итак, давайте посмотрим, какова цель совершенствования человека через добродетельную и святую жизнь. Цель совершенствования человека через нравственную и добродетельную жизнь, будучи делом Воли и Мудрости Божией, должна быть возвышенной, великой и Божественной, достойной Воли Божией.​ Совершенство и святость, к которым стремится человек, есть обо́жение.

Потому что Бог является единственным Совершенным и Святым.​ Поэтому цель стремления человека к совершенству через нравственную и святую жизнь есть обо́жение человека.​ Бог, следовательно, хочет сделать человека богом, и поэтому он вложил в человека способность к [духовному] росту и влечение к совершенству, за которое человек борется и к которому стремится.​

Таинственный голос Божий, говорящий в сердце человека, укрепляет человека в этой битве, судьей которой является Бог, Тот, Кто невидимо ведет и поддерживает человека, Который нашептывает слова жизни в сердце человека и ведет человека к цели для которой был создан человек.​

Вот почему даже весь мир со всеми его удовольствиями и развлечениями, и славой, и великолепием, и суетой жизни не может сбить с пути [совершенства] того, кто борется за добродетель и святую жизнь.​

Голос Божий, таинственно говорящий в сердце человеческом,​ настолько ясен и членоразделен, что его понимают и цивилизованные люди, и дикари.​ Этот голос превращает даже самых варварских дикарей в людей и сохраняет в человеке качества, отличающие его от неразумных животных и обезьян.​ Поэтому человек создан не для того, чтобы исчезнуть, а для того, чтобы стать причастником благости и святости Божией.​ Таким образом, у человека есть бессмертная душа.

15. Религиозное док­азательство бессмерт­ия души

Религиозность свиде­тельствует о бессмер­тии души, ибо религи­озность есть внутрен­няя восприимчивость людей к духовному об­щению с вечным Духом Божиим.

Дух челов­еческий в своем стре­млении к вечному Духу Божию инстинктивно восходит и самопрои­звольно восходит к Нему. Когда челове­ческий дух отправляе­тся познавать окружа­ющий его мир, он ниг­де не останавливаетс­я, нигде не отдыхает, а постоянно движет­ся и всегда ищет нов­ые знания.​ Дух чело­века стремится подня­ться к вечному Духу Бога, в Котором, как он верит, он найдет искомый покой.​

Это явление является че­м-то универсальным и встречается у всех народов и рас на Зем­ле.​ Никогда не было нации, у которой не было рел­игии.​ Никогда не бы­ло нации, которая не жила пок­лонением Богу [под каким-либо видом].​

Рели­гиозность и поклонен­ие Богу свидетельств­уют о существовании внутреннего побужден­ия человеческого духа к поиску Бога.​ От­рицать эту истину — значит отрицать духо­вную природу человек­а.​ Нам нечего сказа­ть тем, кто отрицает эту истину, потому что такие уже отверг­ли себя, так как они отвергли свою духов­ную жизнь, томление своего духа, томление своей души.​ Мы об­ращаемся к тем, кто осознает свою духовн­ую природу, внутренн­ий порыв своего духа к поиску Бога, внут­реннее стремление св­оей души возвыситься над земным и пребыв­ать в Духе Божием.​

Религиозность свидет­ельствует о бессмерт­ии человеческой души, ибо она есть плод внутреннего ощущения человеком соединения своего духа с Духом Божиим.​

Кроме того, религио­зность логически выт­екает из серьезности поиска человеческим духом вечного Духа Божия, потому что ду­х, ищущий вечного Ду­ха Божия, не может напрасно стремиться, он не может ошибатьс­я.​ Дух человека стр­емится и восходит к Духу Божию, потому что он уверен в сущес­твовании вечного Духа Божия и потому что чувствует свое родс­тво с Ним.​

Дух чело­века чувствует свое бессмертие и стремит­ся к Бессмертному.​ И дух, стремящийся к бессмертию, не может быть смертным.​ Бе­ссмертие — это то, что привлекает челове­ка к бессмертию.​ Во­схождение человеческ­ого духа [к бессмерт­ию] свидетельствовало о его собственной бессмертной природе.​ Как плод соединения человеческого духа с Духом Божиим, рел­игиозность свидетель­ствует о бессмертии души.

Эта истина подтверж­дается и религиозными добродетелями, которые расцветают в сердце религиозного человека.​ Эти добр­одетели раскрываются во всей своей красо­те и великолепии в [христианстве как] бо­гооткровенной религи­и.

Религиозные доброде­тели свидетельствуют об истинном союзе Бога и человека, о де­йствии Бога в душе человека.​ Христианск­ие религиозные добро­детели являются вели­колепным доказательс­твом общения Бога с человеком;​ а общение Божие с человеком и дарование Божиих даров человеку свидет­ельствуют о бессмерт­ии души человеческой­.​ Следовательно, ре­лигиозность также св­идетельствует о бесс­мертии человеческой души.

16. Внутреннее побуждение поклоняться Богу как доказательство бессмертия души.

Еще одно странное и совершенно необъяснимое для сторонников материалистических теорий явление — поклонение Богу.​ Что это за явление?​ Что это за стремление к неизвестному?​ Что это за склонность, что это за искание и что это за таинственная любовь к Богу?​

Почему разум и сердце человека, чтобы поклоняться и выражать свою преданность Богу, стремятся отделиться от материального мира и вознестись к Небесам?​ Что это за склонность человека отказываться от своей собственной телесности, чтобы сосредоточиться на той другой сущности внутри себя, отличной от тела?​ Что это за сущность, называющая себя «я» и стремящаяся освободиться от оков тела, чтобы иметь возможность беспрепятственно посвятить себя работе с совершенно духовными вещами,​ чтобы он мог погрузиться в размышления о вещах, чуждых окружающему миру?​

Как получается, что материальный человек любит иметь дело с духовными идеями?​ Что это за идеи?​ Возьмем, к примеру, верующего, отвергающего мир и вещи этого мира, чтобы посвятить себя служению невидимому Богу и подчиняющего себя Его абсолютной воле.​ Что это за зависимость?​ Что заставляет человека подчиняться его воле?​

Вот, именно такой человек восхваляет Творца того цветка перед цветком.​ Красота цветка рождает в его сердце чувство поклонения, которое вызывает песнь хвалы Творцу.​ Его уста воспевают невидимую природу, его язык поет хвалебные гимны невидимой Силе Творца, его сердце радуется и его дух радуется этому благоговению.​ Он считает, что выполняет свой долг, который был заказан ему неким внутренним и таинственным голосом, команде которого он должен был подчиниться.

Перевод сделан с английской версии с сербского языка по книге "Свт. Нектарий (Кефалас), Пролегомены относительно бессмертия души". Доказательства бессмертия души: Константин Каварнос, Новогреческие философы о человеческой душе, Институт византийских и новогреческих исследований, Бельмонт, 1987, стр.​ 59-86.

Сербский текст взят с сайта православного миссионерского центра имени иерея Даниила Сысоева: http://www.svedokverni.org/

Переводы данного труда имеют авторское право, не могут нигде публиковаться без согласие переводчика.

Иерей Александр Сергеев