Найти в Дзене

Как сегодня наша Русская Православная Церковь официально относится ко Причастию? Часть 5.

В догонку к написанной вчера статье, части 4-ой, разбора документа "Об участии верных в Евхаристии" появилась интересная история. Мне ее напомнила супруга в деталях, а я ее начинал припоминать как раз при написании вчерашней статьи. Я пытался обрисовать ситуацию, когда мы, миряне, осознавая, что нужно соблюдать 9-ое апостольское правило, что нет своих сил самостоятельно бороться со страстями, и соответственно нужно причащаться на каждой литургии, можем встретить некое сопротивление со стороны батюшек, и что можно как-то на это пытаться влиять. Можно приводить текст рассматриваемого документа либо использовать мольбы, увещевания, просьбы, что не можем жить без Христа, что очень хотим причаститься и так далее.

История нашей знакомой такая. Многодетная семья, сильно больше 3-х детей, православная. Мама получила наставление от батюшки в храме, что нужно молиться всем полным правилом ко причастию: 3 канона, и последование ко причастию обязательно. При этом, обязательно нужно все это правило совершать отдельно за себя и по отношению к каждому ребенку. Т.е. если за один раз причащается мама и 4 детей, то нужно по 5 раз прочитать все эти каноны и молитвы.

Кто многодетный - понимает, что в принципе времени быть не может хоть сколько-то свободного. Даже, например, на то, чтобы просто поговорить спокойно двум супругам в то время, когда дети не спят. Дети заполняют собой полностью эфир мамы и папы. Соответственно приборка, готовка пищи, общение родителей и другие личные дела остаются глубоко в ночь. Утром все продолжается. Моей жене лично вообще некогда не то что правило совершать ко причащению, но даже и расчесаться иногда приходиться только один раз в несколько дней. И это на полном серьезе.

Но Господь дает многодетным мамам-подвижницам и силы, и разумение, как быть в трудных ситуациях. Как поступила мама из нашей очень правдивой истории. Она, не смогла подготовиться ко причастию как велел батюшка, подошла к Чаше, ей батюшка стал отказывать, она со всеми детьми, и говорит батюшке. Батюшка, вы нас если сейчас не причастите, и с кем-нибудь из нас случиться что-нибудь потом на неделе, и не дай Бог, кто умрет, то эта смерть будет на вашей совести. Батюшка после таких слов резко изменил свои требования к многодетной маме с детьми и тут же всех причастил.

Продолжим разбор документа.

17. "недопустимо причащаться в состоянии озлобленности, гнева, при наличии тяжелых неисповеданных грехов или непрощенных обид".

Я всегда немного сетовал на то, что многим православным, кто по жизни например никогда не курил, не пил ничего крепче кваса, любил только свою половинку и ни на кого другого даже в мыслях никогда не смотрел, никогда не бранился браными словами, не смотрел телевизор, не проводил много времени за интернетом, а только работал и молился - трудно воспринимать обычных людей. Очень трудно таким людям невысокомерно и крайне снисходительно относиться ко всем иным людям, кто вполне себе что-нибудь из вышеперечисленного позволяет иногда или очень даже часто.

При этом у меня всегда возникал вопрос: что такое смертный грех. В катехизисе и в молитвословах обозначалось 7 смертных грехов и 7 добродетелей противоположных этим смертным грехам. Перечислим их:

  1. Гордость
  2. Зависть
  3. Чревоугодие
  4. Блуд
  5. Гнев
  6. Алчность
  7. Уныние
Источник: https://azbyka.ru/znakomstva/blogs/97002/95886/shematiceskaa-tablica-grehov
Источник: https://azbyka.ru/znakomstva/blogs/97002/95886/shematiceskaa-tablica-grehov

Список смертных грехов можно найти довольно различный, и 8, и 10 и более смертных грехов. Отдельно грехи мужские, женские, дневник грехов и прочее. Это сейчас не главное. Сосредоточимся на 7 пока.

Видим, что из внешне заметных и видимых грехов, которые чаще всего осуждаются, порицаются и замечаются - это блуд (на первом месте), чревоугодие (на втором месте), алчность, как жажда наживы (на третьем месте по тяжести греха в его общепринятом понимании) и гнев. Гневающегося человека трудно не заметить окружающим. Таких ветхозаветных грехов как воровство, убийство, не почитание родителей и прочее - здесь даже не присутствует. Так как понимается, что такие грехи как бы в принципе невозможны в новозаветное время.

Остаются за кадром такие "незначительные" и незаметные грехи как гордость, зависть и уныние. Иногде здесь еще добавляются осуждение и тщеславие. Которые тоже сложно бывает разглядеть с первого раза в своих ближних.

Здесь важно понимать и принимать, что каким бы внешне благочестивым не казался человек, от таких внутренних грехов не застрахован никто. Мало того, мы читаем у святых отцов, что например первый показатель того, что человек пребывает в гордости, это когда человек считает, что он не гордится. По мысли многих святых - как минимум гордость в нас присутствует всегда. И невозможно ее не иметь.

Насчет осуждения и уныния - здесь немного проще. Осуждению или суждению о людях, нас приучивают со школы. Нам внушают шкалу ценностей. Мы разбираем на литературе хорошие и плохие поступки. При всей полезности данного опыта, нам при этом навязываются стереотипы порицания, осуждения, которые призваны ограждать нас от более тяжких поступков. Т.е. в принципе нас в школе приучают жить по ветхозаветному закону, если исключить религиозную составляющую. Религия у нас четко подается исключительно одна: наука - есть первая и самая важная религия, которой должны покланяться люди, верить ей бесприкословно и всегда. При этом ранее насаждаемый атеизм в принципе хотя сейчас и отошел, но он остался незримо во многих предметах школы. Если человек хочет верить в Бога, это не возбраняется, это даже иногда хорошо, когда эта вера полностью согласуется с наукой.

Поэтому осуждение - это так сказать такой школьный грех, но с которым самостоятельно справиться я считаю невозможно. Только начав молиться об исправлении от этого недуга, через несколько лет я стал замечать, что перестал им страдать так сильно, как было. В малых формах и незаметных он конечно же остается и дает о себе знать.

Уныние меня бороло всегда и очень сильно. У о.Даниила Сысоева мы слышим, что на все стенания по наличию уныния у нас один ответ - причащаться. Жизненная сила уменьшается и все начинает не радовать: погода, семья, работа, политика, друзья, отсутствие настроения, ропот. От этого хочется как-то отвлечься, заесть, запить, засмотреть данный грех, чтобы просто забыться. Только начав постоянно причащаться это оставило меня, хотя и показывается иногда.

Зависть - это очень лукавый грех, после гордости и тщеславия он скрывается от самих людей очень тщательно и лучше других грехов. Это значит, что мы думаем, что не завидуем, а на самом деле очень даже завидуем. Наша нелюбовь к людям зиждется на осуждении и зависти в том числе.

Меня довольно сильно борет этот грех сейчас. И я наблюдаю, как Господь посылает разные непростые жизненные ситуации, которые очень медленно показывают мне, насколько все таки я завистливый. Это каждый раз смиряет, но уже не ввергает в уныние как раньше.

Как-то прочитав, что у каждого человека есть основной грех-страсть, вокруг которого греются уже другие грехи, я решил выяснить, какой же у меня основной грех, с которым и нужно более всего бороться. Я стал молиться об этом, можно сказать, так пару раз про себя сказал: Господи, какой у меня главный грех? И вот проснулся среди ночи с четкой мыслью-ответом внутри себя, что самый большой мой грех - это тщеславие.

Это смертный грех. Я помню в юности часто задавался вопросом, как бы рассматривая себя со стороны: почему мне все время хочется нравиться людям. Это копание в себе начало получать ответы 20 лет спустя. Просто тщеславие - основная моя страсть.

Я не знаю, как много людей испытывают это, но когда например я поначалу исповедовался, я так и говорил, что чувствую, что горжусь и тщеславлюсь, даже тем, что я исповедуюсь. Т.е. я вполне ощущал в себе независимо от меня текущие мысли и чувства, которые не смотря на исповедь и старание сокрушаться в этом, продолжали любование собой, вместе с тем питая высокомерие, тщеславие и гордость. В принципе сейчас ничего не поменялось, только я уже не исповедуюсь так заумно, просто говорю каясь и довольно сухо: горжусь, тщеславлюсь, осуждаю, унываю и прочее.

Все это - смертные грехи, и согласно святым отцам, мы от них будем несвободны до самой смерти. Это и есть ветхий человек, который всегда с нами. Который всегда хочет осознанно или неосознанно создать из себя идола для поклонения самому себе или же, чтобы ему покланялись другие (желание нравиться другим не есть ли это?).

Поэтому, согласно отрывку документа, мы не должны причащаться, в том числе если не исповедовали свои тяжкие грехи. Я понимаю, что смертные грехи относятся к тяжким, и как минимум гордость в нас всегда есть, поэтому всегда мы должны исповедоваться перед причастием. Другое дело, что мы знакомимся с такими вещами, как внутреннее сердечное покаяние, личная исповедь перед Богом. Как мы каемся ежедневно в утренних и вечерних молитвах. Тоже самое может быть и перед причастием, что мы каемся внутренне. И это в принципе самое важное. Даже когда мы стоим в очереди на исповедь, мы можем не просто "репетировать" как отважно вскроем свои злодеяния перед батюшкой, но и при этом понимать, что Господь Бог все это знает и так, и мы перед Богом должны покаяться в первую очередь. И должны в себе открыть этот заветный "дух сокрушен и смирен" ("Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит" - псалом 50).

Не зная что это такое, как человек может к этому прийти? Ему будет казаться, что он сокрушается и смиряется, а на самом деле это будет просто театр перед самим собой. Это уже то, что человек не может сам в себе сделать. Он может начать пытаться, но пока Господь не откроет человеку его настоящих грехов, которые настолько ужаснее и страшнее, чем грехи других, не может человек начать сокрушаться и смиряться перед Богом.

Как-то раз после одной службы, нас позвали на трапезу, приход был очень маленький и все помещались в небольшой комнатке. После службы был обед, мы ели и пили. Ну и как водиться на Руси, поднимали тосты. Попросили сказать тост. Я поблагодарил батюшку, что он меня много раз наставлял на то, что нужно причащаться постоянно, и что вот когда я начал это делать, то в сердце постепенно воцарился Христос. На это одна из прихожанок, с очень светлым ликом как говориться, пожилая, в годах продолжила мои слова: Что вот я каждый день прихожу в храм и понимаю, что я такая нехорошая и недостойная (звучали более грубые слова), как Господь меня такую и терпит. Что я самая плохая!

Но при этом лицо у женщины лучилось просто от счастья, когда она услышала мои слова о Христе. Чувствовалось, что Христос объединяет нас так, мало знакомых людей, что мы в миг становимся очень близкими людьми.

Часто такое повествование может восприниматься как прелесть либо как некоторая горячность, которая не есть хорошо. Мне видится, что это просто реакция на неизвестное человеку. Тот, кто постоянно причащается и явственно ощущает при причастии и после него - Христа, поймет о том , что я пишу. По крайней мере я на это надеюсь. И уже получал в комментариях от дорогих читателей, что они согласны с этим. Это поощряет меня быть более открытым, насколько позволяет быть открытым моя христианская совесть.

Пытаясь объяснить свое видение одного абзаца из рассматриваемого документа, пришлось углубиться довольно сильно в то, что именуется тяжким грехом, в котором мы должны непременно исповедоваться перед причастием.

Господь нас наградил тем, что приход, в котором мы сейчас находимся, в результате пандемийного нашествия стал очень нам дорогим и самым лучшим в своем роде. Все дело в том, что когда была пандемия, наш митрополит благословил (настоятельно рекомендовал, а по мирски - приказал), не проводить частные исповеди, а ограничиться общей исповедью. Это было введено из соображений безопасности. Кто бы как к этому не относился, но это была реальность, в которую еще 2-3 года назад мы бы никогда не поверили, что так будет и смеялись бы в ответ.

С тех пор, батюшка наш так и продолжает делать. Перед причастием он совершает общую исповедь, а на всенощной частную. Этим мы пользуемся, и довольно длительный опыт общей исповеди убеждает меня, что лично для меня, чтобы возобновить покаянные чувства и дух сокрушен перед причастием, общая исповедь больше подходит нежели частная. Повторюсь, это я пишу опираясь чисто на личный опыт, имея сравнение с другим опытом частной исповеди перед причащением. Так как мы живем на два города семьей, то раз в год меняем все наше окружение, в том числе и храм. И вот сравнивая две практики исповеди, я для себя нахожу более приемлемой именно общую исповедь.

Кто-то скажет, конечно же легче так, не нужно батюшке лично вскрывать свои страшные грехи. Но я возражу. 20 лет назад для меня это было так, а когда последние скажем 15 лет каждая исповедь - это почти под копирку прочитанные грехи, то общая исповедь в данном случае более меня побуждает и приводит к покаянным чувствам.

18. "При совершении тяжелых грехов применение канонов в части отлучения от причастия на длительные сроки (более чем на один год) может осуществляться только по благословению епархиального архиерея. В случае злоупотребления священником правом наложения прещений вопрос может быть передан на рассмотрение в церковный суд".

Недавно совсем неожиданно со мной заговорил один мой знакомый на тему веры, исповеди, причастия и его грехов. Говорил он настолько открыто, прямо и просто, что я был готов прослезиться от того, насколько я не представлял, что этот человек может быть таким искренним и искренне стремиться причаститься. При этом он поделился, что после исповеди, его батюшка не допустил ко причастию и сказал, подождать месяц. Т.е. наложил епитимью на месяц. Я сказал, что можно попробовать подойти к другому батюшке, но знакомый сказал, что это не честно. Что нужно выдержать этот экзамен.

Что случилось потом я точно не знаю, но произошли события, которые могли помешать данному человеку снова подойти к вопросу исповеди и причастия, так как это было бы в первый раз. Как и в случае истории рассказанной в начале этой статьи, жизнь подсказывает, что даже за неделю между воскресениями может произойти столько событий, что человек уже вообще может не прийти в храм в следующий раз. Это касается в принципе каждого из нас. Поэтому мы понимая свою беду, что мы смертны или даже "внезапно смертны", мы должны использовать каждую литургию, чтобы причаститься.

И мы, миряне, в принципе могли бы помогать батюшкам осознать этот факт, что мы в следующий раз можем и не прийти в храм ко причастию, и наше недопущение ко причастию, может в принципе лечь на плечи и на совесть батюшки.

Вспоминаю, как один батюшка сожалел потом долгие годы, что он один раз! отказал женщине в причастии за то, что у нее были накрашенные губы. Будь женщина по-настойчивее, она в принципе могла бы отойдя от Чаши, вытереть свои губы или сходить умыться и снова подойти: и батюшка может быть бы сказал: вот теперь другое дело! и причастил бы. Ведь все это время, эти минуты, может быть батюшка бы стал жалеть, что пожалел поделиться Христом, и сокрушаться, что несправедливо отстранил от причастия доброго человека, а тут человек снова появился! О радость! Слава Тебе Боже! Слава Тебе! Имя как?

Батюшки конечно возражают, что вот у Василия Великого скажем епитимьи четко по годам расписаны. За блуд можно на много лет быть отлученным, к слову. Бывает мужчины деляться своими похождениями, не раз слышал, что один раз в сауне не считается за грех. Т.е. по Василию Великому, такие мужчины должны быть отлучены от причастия на несколько лет, поэтому наши батюшки очень даже милостивые, что могут назначить епитимью всего в несколько недель.

Но здесь нужно было бы тогда принимать во внимание все аспекты христианской жизни, которые были во времена Василия Великого. Ведь он говорил, что причащаемся редко - 4 раза в неделю! При такой активной евхаристической жизни и миряне и священники скорее всего находились в большинстве своем во Христе всем своим сердцем, душой и телом. И для того, чтобы оградить от случайного греха, как это мы наблюдаем в уголовном кодексе - многие годы тюрьмы за такие то преступления, годы епитимий должны были устрашать христиан, чтобы помочь сохраниться от греха. При этом христианами становились не сразу. Прежде чем человек становился верным, мог причащаться, проходило до 3-х лет. И человек эти три года пытался избавиться от греховных привычек, мог наблюдать жизнь других христиан, имел молитвы за себя других христиан, и духовная практика была преподаваема напрямую от людей, которые могли лицезреть Бога. Пишут, что Василий Великий видел, как Дух Святой сходит на Дары, это было в порядке вещей.

В нынешних ситуациях, когда людей крестят после получасового наставления, трудно в чем либо обвинить человека, что он не смог себя исправить за полчаса, и остался верен своим греховным привычкам. Получается, что при нынешней практике крещения людей направо и налево и сразу всем миром, нужна и другая практика по наказанию. Одно дело наказать епитимьей человека, который 20 лет причащался каждое воскресенье и вдруг как говориться "седина в бороду, а бес в ребро". Тут будет уместна епитимья, и человек будет осознанно ее проходить в покаянии, молитвах, поклонах и исправлении себя.

А если это молодой человек, у которого ценности причастия практически нет, то ему эта епитимья может из месяца превратиться в десятилетия. И батюшка получается своим общим подходом ко всем, может отвратить человека на многие годы от веры, от молитвы и от причастия. Это конечно же мое сугубо субъективное мнение, которое я могу высказать относительно данного вопроса по епитимьям. Но то, что документ оговаривает, что более года епитимью может назначать только правящий архиерей, а также, что у мирян есть право фактически пожаловаться епархиальному архиерею на наложенную длительную епитимью, есть большое благо и движение вперед к Евхаристическому возраждению в нашей церкви. Я так понимаю данный пункт рассматриваемого документа.

...

Продолжение следует...