Сегодня мы расскажем о живописце и сыне живописца - Александре Алексеевиче Грицае (1950-1988). Это тот случай, когда природа не отдыхает на детях талантливых мастеров. Александр, с детства любивший рисовать и выросший в творческой, интеллигентной семье, мог часами смотреть, как работает отец - известный советский пейзажист Алексей Грицай. Учился у него, случалось, они вместе изображали одних и тех же натурщиков, одновременно. Тем не менее сын сформировал свой индивидуальный творческий почерк. Это лаконичные, строгие, проникнутые тоской и надеждой картины, на которых показана вымирающая северная деревня.
В середине 80-х, когда размывались ценности и люди не представляли, на что в жизни опереться, Александр Грицай верил в будущее северного российского села и в душу русского крестьянина, сельского жителя. Мечтал о возрождении организации русских художников, по примеру передвижников, которые будут беречь традиции и помогать молодым авторам. На "уазике" он путешествовал по Архангельской области, один или с друзьями, останавливался в деревнях, подолгу беседовал с жителями, нередко помогая тем, кому была нужна помощь. Бродил по лесам, собирал ягоды и грибы, но никогда не охотился. Друг Грицая Николай Зайцев вспоминал, как художник повстречал в архангельской глуши на берегу озера одинокую старушку и, послушав рассказы о ее жизни, загорелся идеей написать картину о жизни единственного жителя заброшенного села... Вообще Александр Грицай был фантастически работоспособен, постоянно повторяя, что время "толкает в спину".
Будто предчувствовал ранний уход. Жизнь художника оборвалась в самом конце четвертого десятка - он получил радиационное облучение во время своих путешествий по северу.