Найти тему
Московские истории

Огородная слобода: На площадке у Дворца пионеров мы идем стенка на стенку, приходи!

Феоктиста Эклер - о детстве мужа.

Как они жили в Столешниковом переулке, куда его принесли из роддома, Паша почти не помнит, но отлично помнит другое свое место жительства - переулок Стопани (теперь Огородная слобода), где его семья поселилась в 1954 году. Помнит и стоявший напротив зеленый двухэтажный деревянный дом с красивейшими наличниками, там располагалась какая-то больница.

Из архива Московских историй.
Из архива Московских историй.
Мясницкому отделению больницы для чернорабочих, занимавшей квартал до Малого Харитоньевского, требовался новый корпус - мест не хватало. И в Огородной слободе в 1870 — 1880 годах вырос «дом с кружевами». В конце 1930-х годов прочую больничную застройку снесли, остался только этот двухэтажный корпус. Потом в нем были коммуналки. В 1970-е здесь поселился венерологический диспансер № 2. (Московские истории, 13.06.19).
"Кружевной дом" в переулке Огородная слобода. Из архива Московских историй.
"Кружевной дом" в переулке Огородная слобода. Из архива Московских историй.

Сами они жили в большом сером доме под № 14, на 5-м этаже, в 30-метровой комнате с эркером. Коммунальная квартира была настолько огромной (по словам мужа, там обитали семь семей), что там было целых две кухни. У каждой семьи в коридоре был свой электросчетчик, свое бра у двери в комнату, своя лампочка в ванной и туалете и свой звонок.

Огородная слобода, 14. Дом Е.Ф. Фроловой. Источник https://www.mmsk.ru/objects/unit/?id=10252.
Огородная слобода, 14. Дом Е.Ф. Фроловой. Источник https://www.mmsk.ru/objects/unit/?id=10252.

В небольшой комнатке с окошком в одну их кухонь жила старушка. Она плела кружева и мелодично звенела коклюшками. Паша любил у нее бывать и часто засыпал под звуки коклюшек.

Совсем рядом, в бывшем доме чаеторговца Высоцкого, располагался замечательный Дворец пионеров.

Бывший особняк Высоцкого. Из архива Московских историй.
Бывший особняк Высоцкого. Из архива Московских историй.

Здесь и сейчас детский дворец творчества. И хоть переулок переименовали - теперь он не Стопани и даже не Фокин, каким был изначально, а Огородная слобода, - центр и поныне называется "Детский центр на Стопани".

Из архива Московских историй.
Из архива Московских историй.

На углу Малого и Большого Харитоньевских переулков стояла школа, в которой Паша учился (ее снесли). В Малом Харитоньевском переулке (тогда улице Грибоедова), в доме № 10 в коммуналке жила Пашина одноклассница. Он бывал у нее в гостях. Впоследствии в этом доме расположился Грибоедовский ЗАГС (Дворец бракосочетания № 1), где мы регистрировали свой брак. В самый торжественный момент Паша вспоминал, как "был тут на ёлке у Светки". Но вернемся к прошлому.

Переулок Огородная слобода. Из архива Московских историй.
Переулок Огородная слобода. Из архива Московских историй.

Паша застал еще то время, когда враждовали кварталами. Юные жители дома № 14 по Стопани территориально относились к детской "группировке" "Дворец пионеров". "Враги" жили через дорогу - на другой стороне Малого Харитоньевского переулка. "Банда" называлась "Седьмой дом". Что это за "седьмой дом", муж уже не помнит.

Последняя драка между кварталами состоялась в 1954 году - почти сразу после переезда. Мальчику Паше тогда сказали:

- Ты - наш, в воскресенье на спортплощадке у Дворца пионеров мы идем стенка на стенку с Седьмым домом, приходи!

Московский городской дом пионеров в переулке Стопани, 1950
– 1954 г. Источник: https://pastvu.com/p/935453.
Московский городской дом пионеров в переулке Стопани, 1950 – 1954 г. Источник: https://pastvu.com/p/935453.

Муж признавался, что на битву не пошел. Драка закончилась дружеским братанием. Вроде бы после нее деление на "своих" и "чужих" в районе исчезло.

А затем Паша с мамой и бабушкой (папа к тому времени умер) переехали в Лялин переулок - в угловую 35-метровую комнату с двумя окнами. Благодаря большой площади и окнам из нее с помощью перегородок удалось сделать что-то вроде квартиры с двумя комнатами и прихожей. В 1970-е годы дом был собрались реконструировать, всех выселили. И семья разъехалась по разным районам. Свекрови удалось построить кооператив в Медведково, а мужу и его бабушке дали двухкомнатную квартиру в Лианозове, на Абрамцевской улице.