Найти в Дзене

История шедевра: Сорока Клода Моне

"Сорока" - шедевр Клода Моне, в котором запечатлена поэтическая игра света на зимнем пейзаже. Это симфония цвета слоновой кости и серого.

Клод Моне, "Сорока", 1868-1869, Музей Орсе, Париж, Франция.
Клод Моне, "Сорока", 1868-1869, Музей Орсе, Париж, Франция.

В пейзаже, написанном Клодом Моне, есть что-то волшебное. Независимо от времени года, он улавливает нюансы изменения света. Моне был художником-основателем французского импрессионизма, его стиль свободной, быстрой и мгновенной живописи произвел революцию в западном мире искусства. После десятилетий неприятия обществом французский импрессионизм, в конце концов, завоевал популярность и сохраняет свою популярность сегодня, спустя более 160 лет с момента своего рождения. "Сорока" Моне - это шедевр снежного пейзажа, который отражает мастерство французского импрессионизма и дух зимы.

Каролюс-Дюран, "Портрет Клода Моне", 1867, Париж, Франция.
Каролюс-Дюран, "Портрет Клода Моне", 1867, Париж, Франция.

Клод Моне рисовал "Сороку" зимой 1868-1869 годов. Это холст, написанный маслом, размером 130 см в длину и 89 см в высоту. Композиция представляет собой зимний пейзаж. Каменная стена идеально разделяет изображение на два равных горизонтальных пространства. Пространство под стеной - это передний план, а пространство над стеной - фон. Птица, стена и деревья отбрасывают диагональные тени на снег на переднем плане, добавляя ощущение визуального движения к неподвижному моменту.

Композиционное разделение в картине Клода Моне "Сорока", 1868-1869, Музей Орсе, Париж, Франция.
Композиционное разделение в картине Клода Моне "Сорока", 1868-1869, Музей Орсе, Париж, Франция.

Примерно в 80 км к северо-западу от Руана и в 200 км к северо-западу от Парижа находится прибрежный город Этрета. Клод Моне часто посещал Этрету, потому что ему нравились его впечатляющие приморские скалы и пейзажи. Зимой 1868-1869 годов в Этрета было особенно много снега, и Моне запечатлел этот глубокий слой снега на картине. Коричневая каменная стена почти полностью покрыта белым снегом, деревья напоминают ледяные скульптуры, а земля покрыта белым ковром. Тем не менее, Моне добавляет снежному пейзажу глубины с помощью бесчисленных кремовых оттенков, разнообразных бесчисленных вкраплений синего и серого.

-4

Клод Моне наиболее известен своими водными пейзажами. Поэтому его снежные пейзажи, такие как "Сорока", получают гораздо меньше внимания и похвалы со стороны широкой публики. Моне прославился своей игрой света на воде, но его игра света на снегу столь же величественна. Снег обладает волшебным свойством одновременно отражать и поглощать свет. Снег - это физическое твердое проявление воды, поэтому он обладает такими же преломляющими свойствами, как и вода. Однако снег не движется и не колышется, как вода, из-за своего твердого объема и массы. Поэтому подсвеченный снег может мерцать и переливаться, как миллионы бриллиантов, когда свет падает на его неровные поверхности.

Клод Моне, "Сорока", 1868-1869, Музей Орсе, Париж, Франция. Фрагмент.
Клод Моне, "Сорока", 1868-1869, Музей Орсе, Париж, Франция. Фрагмент.

Над мерзлой землей возвышается одинокая сорока, сидящая на деревянных воротах. Миниатюрные размеры птицы придают сцене очарование, добавляя ощущение масштаба и пропорций. Зритель может оценить толщину снега и высоту деревьев сравнив с размером сороки.

Клод Моне, "Сорока", 1868-1869, Музей Орсе, Париж, Франция. Фрагмент.
Клод Моне, "Сорока", 1868-1869, Музей Орсе, Париж, Франция. Фрагмент.

Некоторые искусствоведы отмечают, что сорока выглядит как нота на нотном листе. Возможно, Моне хотел привнести музыкальную иллюзию в щебетание сороки?

Клод Моне, "Сорока", 1868-1869, Музей Орсе, Париж, Франция. Фрагмент.
Клод Моне, "Сорока", 1868-1869, Музей Орсе, Париж, Франция. Фрагмент.

"Сорока" - прекрасная картина, потому что это симфония кремовых и серых оттенков. Различные оттенки кремового иллюстрируют сложные взаимодействия между интенсивностью света, толщиной снега и поверхностями объектов. Например, прямой солнечный свет, падающий на снег, покрывающий каменную стену, даст другой цвет по сравнению с непрямым солнечным светом, падающим на снег, покрывающийф низкую ветку дерева. Каждый цвет представляет разные освещенные пространственные отношения.

Клод Моне, "Сорока", 1868-1869, Музей Орсе, Париж, Франция. Фрагмент.
Клод Моне, "Сорока", 1868-1869, Музей Орсе, Париж, Франция. Фрагмент.

Когда Клод Моне представил "Сороку" в Салоне в 1869 году она была отклонена судейским комитетом. Комитет сказал, что картина была слишком бледной и слишком мимолетной. Это слишком напоминало подготовительный набросок, а не законченную академическую картину. Проще говоря, "Сорока" и другие картины французских импрессионистов не были ни официально одобренными, ни официально признанными произведениями искусства в своё время.

Клод Моне, "Сорока", 1868-1869, Музей Орсе, Париж, Франция. Фрагмент.
Клод Моне, "Сорока", 1868-1869, Музей Орсе, Париж, Франция. Фрагмент.

Музей Орсе в Париже приобрел "Сороку" в 1984 году и добавил ее в свою всемирно известную коллекцию импрессионистов. В отличие от Салона 1869 года, Музей Орсе и большая часть человечества теперь признают Моне. "Сорока" - сложная картина, которая исследует восприятие художника, а не фотографическое описание. В нем представлен субъективный взгляд Моне.