Найти тему

Картина мира, как её видят китайцы (продолжение)

-2

Круг – символ вечности. И он выступает главной фигурой пространственно-временного устройства. Систему «пространство – время» образуют элементы и их взаимосвязи. У китайцев пространство образуют пять элементов (у син). Слово «элементы» по-гречески означает «стихии», «основополагающие энергии космоса». У китайцев элементы преодолевают друг друга по кольцу и в порядке пересиливания, аллегорически они со отнесены с именами следующих тихий:
…< Дерево < Почва < Вода < Огонь < Металл < Дерево < …

Время же суть прокручивание этих Пяти стихий (пяти фаз космического цикла) винтом вниз с шагом на два раза в каждой стихии. Два раза потому, что все стихии находятся в двух конечных состояниях: небесном (нечётном) и земном (чётном).

Стихии соотнесены с энергиями, которые в отличие от сил всенаправленны и не имеют вектора. Кроме того, стихии – суть элементы, фазы, «основополагающие энергии» – соотнесены с цветом.

Условно стихии занимают четыре стороны света и центр. Оборот винта времени начинается от Дерева (Восток, синий), идёт к Огню (Юг, красный), проходит центральную позицию, которую занимает Почва (Земля как стихия ту несёт смысл Прах, начало и конец всего сущего, цвет – жёлтый), и затем продолжается через Металл (Запад, белый) к Воде (Север, чёрный). Таким образом, китайское время идёт по спирали повторяющимися 60-летними циклами традиционного календаря – сверху вниз, с «правой резьбой», скалярно (как бы по ступеням, имея номерную градуировку – шкалу).

Прокручивание шагом вниз поочерёдно пяти стихий в их двух состояниях даёт 10 шестичленных периодов «небесных стволов» и 12 пятичленных периодов «земных ветвей». Стволы обозначены только абстрактными циклическими знаками, несущими не ассоциирующийся ни с чем на земле «голый» смысл порядкового номера следования, а ветви дополнительно к циклическим знакам символизированы именами животных и наделены осмысленными качествами.

К примеру, год с числом 2000 от Рождества Христова в китайском цикле обозначен порядковым номером «гэн чэнь» и несёт в себе символические смыслы белого [стихии Металл] Дракона. Предыдущий китайский год белого Дракона с тем же номером «гэн чэнь» от Рождества Христова был 1940, а еще раньше – год 1880, 1820, 1760, 1700 и т.д.

На этом примере важно ещё раз показать, что летоисчисление от Рождества Христова ведётся при помощи чисел со смыслом прямого линейного возрастания – поступательного движения. А в китайском цикле чисел нет! Нет длительности (физики), но есть порядок последовательности (математика), со смыслом вращательного движения.

Китайская история записана детально с опорой на девизы царствования императоров потому, что циклические знаки – это порядок без нарастания числа, а ориентирование во времени прошлого возможно лишь по девизам царствования. То есть привязка 60-летнего цикла, не имеющего сквозной нумерации, делается не числом, а образом исторического лица – императора.

Примечательно, что и по конфуцианской традиции план Пути Неба записан именно в книге «Вёсны и Осени» («Чунцю») – краткой хронике политических событий царства Лу, зафиксированной самим Конфуцием, а вовсе не в «Книге перемен» («Ицзин»). Искать в истории ключ к истине – именно в этом состоит первая характерная черта миросозерцания китайцев. А исторические примеры имеют для них большее значение, чем поучения мудрецов.

Как уже говорилось, пять стихий-энергий, через которые на человека нисходит Божественная сущность (а стихии «Воздух», вотчины дьявола, у китайцев нет), расположены между Небом и Землёй. Поэтому они имеют два состояния (два конца ствола): то, что ближе к Небу, и то, что ближе к Земле.

В результате каждой стихии соответствует Небесный нечётный и Земной чётный номер. Все это находит практическое применение в повседневной жизни. Например, Пять стихий составляют основу теории традиционной китайской медицины, с которой китайцы постоянно связаны в обыденной жизни.

Как же обстоит дело с ориентацией в двойной ипостаси Пяти стихий? Всегда неизменными остаются положение линии Север – Юг, а также правое и левое от неё расположение. Земная ориентация удерживается в границах ближнего круга, а небесная – относится к окраинам дальнего круга. Так, если стоять на земле естественно – головой вверх и лицом на юг, то запад будет справа (Тибет, Туркестан), а восток – слева (Япония, Корея). Именно так из середины видится китайцам окраина ближнего круга. Если же взгляд обратить на дальнюю окраину, запредельную наземной середине, то придётся, не разворачиваясь через плечо, смотреть на неё как бы с небес, то есть по отношению к земле человек окажется вверх ногами и лицом на север (примерно так с орбиты, пролетая над Китаем, видит землю аппаратура спутников видовой разведки). В этом положении запад будет уже слева (все «западные заморские черти»), а восток–справа (Россия и тюрки-мусульмане). Ничего удивительного в этом нет, ибо Восток там, где встаёт солнце, только с позиции наземного наблюдателя средних широт. К примеру, на Соловецких островах в Белом море, в 160 километрах от полярного круга, солнце в начале июля заходит и тут же восходит – на севере! В приполярных Тикси и Хатанге летом мы наблюдаем «вечный день» под незаходящим солнцем, описывающим спирали. А в небесной ориентации Восток – это то, что на математическом горизонте будет справа, если смотреть на север (в сторону Полярной звезды).

Китай для китайцев – Поднебесная империя, и в их воображаемом взгляде с небес Япония окажется вместе со странами Запада, а Россия – на востоке, что и наблюдается в геополитике. Так и слово «православие» по-китайски без противоречия в небесной ориентации имеет смысл «правильного восточного учения» (дунчжэнцзяо), хотя это перевод западного термина «Orient Orthodox Church». Взгляд китайцев на дальнюю окраину с позиции небесной ориентации закреплён в названиях: Новый Свет (Америка) – это Западный материк (Сидалу), а Старый Свет (Евразия) – это Восточный материк (Дундалу).