Найти тему

Что вы хотели знать об оркестре, но не рискнули попробовать сами

Книжку «Путеводитель по оркестру и его задворкам» нельзя читать ночью, даже под одеялом. Ее нельзя читать днем в офисе, особенно если это опенспейс. И ее категорически запрещено читать в метро и в общественном транспорте вообще! Здоровый смех, то и дело переходящий в заливистый хохот, а временами и в откровенный гогот — это не то, что оставит равнодушным ваших домашних, коллег (особенно начальство!) и ни в чем не повинных пассажиров. А просто хихикать над страницами этой замечательной книги не получится. Разве что первые пару минут, пока вы еще не вошли во вкус.

У каждой профессии есть свои, ни на какие другие не похожие байки, а уж у интеллектуальных профессий особенно. Но если, скажем, те же актерские анекдоты широко известны, то музыкантский фольклор «для внутреннего употребления» куда менее знаменит. А он, как блестяще доказывает автор «Путеводителя» Владимир Зисман, более чем достоин, чтобы с ним познакомились читательские массы. Держать такое удовольствие под спудом и нечестно, и неправильно. Им нужно делиться. Но аккуратно! А то начитавшиеся оркестровых откровений любители музыки перестанут относиться к музыкантам как к небожителям и начнут видеть в них обыкновенных людей — а именно этого, если верить автору, допустить нельзя ни в коем случае.

«Откуда взялись эти пророческие идеи о том, что инструмент звучит лучше всего, если по жилам одних животных шкрябать волосами из хвоста других, для пущего эффекта натертых канифолью»? Как среди балалаечников затесался негр в косоворотке с валторной в руках? Что случилось с человеком, который принес на запись светлановского оркестра свежекупленную рыбу, которая ожила и принялась шуршать бумагой? Наконец, откуда берутся все те люди, которые, собственно, и составляют оркестры, и почему они, зная все то, что узнаете из книги вы, продолжают учить своих детей музыке?!

Разобрать «Путеводитель по оркестру и его задворкам» на цитаты не получится — скорее уж на анекдоты и байки. Зато их оттуда можно надергать почти бессчетное количество! Мне как филологу особенно приятно, что написаны они хорошим живым языком, разговорным настолько, насколько это дает возможность автору дать своим персонажам речевые характеристики, но не переборщить с «простонародностью». Пройти по этой тонкой грани удается далеко не всем. Владимиру Зисману удалось, что подтверждает полученная книгой премия «Рукопись года» — и откровенная зависть в глазах моих домашних, вставших в очередь на почитать и посмеяться над тайной жизнью музыкантов.

Владимир Зисман. «Путеводитель по оркестру и его задворкам». Москва, издательство АСТ, 2019 год.

#книги

#книжныйгэндальф

#блог о книгах

#литература