В мире были и есть люди, которые начали нырять с аквалангом в возрасте далеко за 60. И вот не где-то там — в Европе, Австралии или Америке, — а в родном Минске довелось познакомиться с человеком, который рискнул пройти обучение и получить сертификат подводного пловца в 68 лет. Что его сподвигло принять такое решение – в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Сейчас Роману Фомину чуть больше 70. И на данный момент он имеет сертификат по программе CMAS diver** (второй уровень), может похвастаться, что у него почти 150 погружений и что побывал в глубинах Красного и Карибского морей, Тихого, Индийского и Атлантического океанов. А его личный рекорд глубины погружения около 40 метров — это как прыжок с парашютом с высоты 16-этажного дома.
Первое знакомство состоялось зимой за чашкой кофе в одном из минских кафе. Это была встреча с деловым, энергичным и в то же время умудренным жизненным опытом человеком. А весной я увидела уже конкретно дайвера, который наравне с гораздо более молодыми пловцами смело нырял в теплые воды Индийского океана. И глаза его горели истинно юношеским восторгом при виде на расстоянии почти вытянутой руки стаи акул, скатов и мант.
Наш герой, будучи уже пенсионером, не расслабился, а продолжил работать. Кстати, он еще и творчески одаренная личность: было время, когда играл на ударных в заслуженном ансамбле танца Республики Беларусь «Крыжачок» и в оркестре народных инструментов. А еще он занимался вольной борьбой, боксом, баскетболом.
– Возраст — это необратимо, но тормознуть его можно. И держать себя в тонусе тоже, — с авторитетом аксакала подтверждает Р. Фомин. — Когда окружающие удивляются тому, что я в своем возрасте могу, — это приносит такое удовлетворение. И хочется еще. Похвала важна. Почему говорят, что детей надо хвалить? Это чтобы стремились и понимали, что им надо расти.
На мой вопрос, что же его привело к мысли заняться дайвингом, он рассказал:
– Мои родственники живут в Канаде. Когда они пригласили поехать отдыхать в Коста-Рику, тогда и родилась идея нырнуть в океан с аквалангом.
Наш герой подошел к вопросу обстоятельно — решил учиться нырять и получить сертификат дайвера. Так он познакомился с инструктором по дайвингу Андреем Лукьяновым. Прошел обучение, но поездка в Коста-Рику не впечатлила новоиспеченного дайвера. Как говорится, звезды не сошлись: плохая видимость в мутной воде, взятое напрокат неудобное оборудование, местный гид, от которого не было должного внимания и поддержки.
Прошу собеседника рассказать о своих впечатлениях во время обучения и о первых погружениях в море. Фомин начинает с невесомости:
– Это меня поразило больше всего: под водой ты как будто в космосе. Ощущения в бассейне и в море очень разные. В бассейне страха не было, потому что понимал: серьезных проблем в принципе быть не может. Трудно было на первом погружении в Египте. Там была в основном молодежь, я самый старший. Тяжелый перелет, доехали до яхты, и тут же пробное погружение. Ныряли почти в сумерках, мне в воде плохо было видно — зрение не очень хорошее. Только потом по подсказке А. Лукьянова купил маску с диоптриями. Вообще, я понял, как важно для комфорта под водой техническое оснащение. Да, чтобы «костюмчик сидел», — это важно. Но кроме качественного оборудования 100-процентное удовольствие приносит момент, когда количество погружений переходит в качество.
– Неужели организм ни разу не давал сбоев?
– Пару раз было… Однако я не лихачу, берегу себя. Хожу к врачам. Если давление высокое или пульс повышенный — не погружаюсь. Я не могу относиться к дайвингу как 17-летний пацан, у молодого человека порой нет границ разумности.
Хотя помню, как сам был очень обижен на инструктора, когда на первом дайв-сафари он не взял меня на 40 метров. А ведь правильно сделал — не имел права, плюс мой возраст. А я ходил такой обиженный, дулся, пыхтел… Но позже все-таки покорил эту глубину!
– А зачем вам это надо? Может, стоит поберечь себя?
– Я буду продолжать, потому что дайвинг — это то, что дает радость в жизни, особенно сейчас. Он приносит удовольствие и дает мне понять, что я еще живу. Мне нужна полнота жизни. Ты познаешь себя. И видишь, сколько у тебя еще возможностей и сил продолжать жить, а не сидеть на диване и в телевизор пялиться…
Собеседник погрузился в мысли по поводу дайвинга еще глубже и рассказал, что подводный мир доступен не всем:
– Но так хочется его узнавать. Те чувства, которые испытал, когда погрузился, — это буквально сумасшествие: как я смог такое?! А когда всплываешь, тебе говорят: зачем тебе это надо?! Все окружение говорит, кроме жены. Она меня понимает.
Я ощутил глубину непознанного мира. Это новая стихия. Новое познание. И притом, когда познаешь это вместе с инструктором-профессионалом, тебе не надо бояться — ты получаешь наслаждение. Так как есть человек, который берет на себя ответственность за то, чтобы это было для тебя красиво и безопасно.
Смотришь на эти переполняющие душу безграничные подводные просторы и понимаешь, что мы не знаем и сотой доли того, что есть там, куда мы окунулись… Дайвинг приносит огромнейшую радость и чувство, я бы сказал, любви к миру и уважения к тому, как сложно он устроен».
Инструктор по дайвингу Андрей Лукьянов: возраст — фактор психологический
Я сама училась у А. Лукьянова, он же обучал и Р. Фомина. Инструктор 20 лет тренирует начинающих и продвинутых «ихтиандров», сам с 16 лет «под водой», совершал технические погружения разной сложности, работал спасателем, занимал ответственную должность в водолазно-спасательной службе, дважды побеждал на международных соревнованиях.
— Андрей, расскажите о своих впечатлениях по поводу обучения 70-летнего дайвера.
— У таких, как Роман, желание учиться иное, не такое, как у людей помоложе, они более осознанно приходят заниматься дайвингом. Человек в таком возрасте, когда решает нырять, конкретно понимает, зачем это делает. У возрастных учеников и старательность больше, потому что в их случае принять решение идти на что-то или нет.
Но все же здоровье — прежде всего. Перед началом обучения людям в возрасте я рекомендую пройти обследование. Ведь требования и к 14-летнему ребенку, и к тому, кто в возрасте, и к мужчине, и к женщине — одинаковые. У дайвера нет возраста и пола. Возможно, есть те, кто не осознает сложности и необходимости оказать помощь под водой своему бадди, если что-то случится, и просто будут не готовы это сделать. Если же человек сдал экзамены и получил сертификат — на него такой же расчет, как на всех.
Принцип обучения дайвингу такой же, как при получении водительского удостоверения: научить адекватности поведения, технике безопасности в определенных условиях. Кстати, вероятность нарушений больше у молодежи, чем у того, кто имеет жизненный опыт. Просто человек, который только начинает жить, чувствует себя вечным.
— Насколько мне известно, для постсоветского пространства это особый случай — дайвер в возрасте 70 лет. Обычно где-то там, далеко за пределами бывшего СССР, хвастаются тем, что у них долгожители ныряют, а у нас как-то нет…
— У нас люди быстро «хоронят» себя. Внуки, дача, ну автомобиль… Это определенный подвиг — нырять в возрасте, потому что тогда человек выходит за рамки стереотипов. А за рубежом чаще живут по другому принципу — полноценная жизнь вне возраста.
— Это ведь не только установка общества…
— Вообще, возраст — это фактор не только биологический, но и психологический. Но против всего можно идти — вопреки тому, что говорят другие, вопреки тому, как сам ощущаешь себя. Просто одним это дается легче, а другим — тяжелее. И те, кому тяжелее, вызывают большое уважение.
Подготовила Елена Наследышева
Фото автора и из архива героя статьи
Смотрите также: