Одна из любимых мыслей Владимира Набокова - что фантазия преображает реальность, воздействует на неё, рождает то, чего прежде никогда не было. Конечно, с этим утверждением можно спорить, но надо сказать, что оно не вовсе голословное и бездоказательное.
Так, многократно повторённые христианские выдумки о ведьмовских (а также альбигойских и разных других) сатанинских обрядах просто не могли рано или поздно не реализоваться. Как только страх перед карающей рукой церкви ослабел и в образованных слоях общества выросло недовольство косностью обрядов и фальшью морали - стали возникать всевозможные пародии, порой весьма жёсткие.
Вот так в Англии, в 1719 году, появился клуб адского пламени. Его учредил Филипп, герцог Уортон, политик либеральных взглядов и атеист, решивший посмеяться над религиозной ортодоксией своего времени - проводя сатанинские церемонии на лондонском постоялом дворе неподалёку от площади Святого Иакова.
Уже через год клуб закрылся и возобновил свою работу только в 1746 году, силами сэра Фрэнсиса Дэшвуда (который узнал о клубе, вероятно, от бывшей любовницы герцога Уортона, леди Мэри Уортли-Монтегю).
Собрания возобновлённого клуба проходили с некоторого времени в Медменхэмском аббатстве, перестроенном Дэшвудом и превращённом им в выставочный зал для коллекции откровенных работ, где также имелось особое помещение для тайных церемоний.
По рассказам современников (хотите верьте, хотите - нет), члены клуба, облачившись в чёрные монашеские рясы, вместе с нанятыми на вечер «монашками» принимали участие в шуточных псевдосатанинских ритуалах, сводящихся к непомерному потреблению спиртного и заканчивающихся оргией.
Такие развлечения были популярны у знати XVIII века - можно вспомнить и раздольные книги маркиза де Сада, и всепьянейшие соборы Петра I - и всякий может относиться к этому, как угодно, но едва ли можно сомневаться, что не будь общество опутано липкой паутиной запретов и ограничений в проявлении самых естественных своих проявлений, никому бы и в голову не пришли подобные увеселения.