Поговорим немного о Востоке, который, как мы знаем — дело тонкое.
Катар недавно заявил, что готов продавать СПГ любой стране (это бизнес), мол, в политику он не лезет, и потолок цены на газ его не интересует.
Вот что заявил Саад Шерида аль-Кааби, глава энергетического департамента Катара:
Но чем реально может ответить Доха, если страну попытаются загнать в «потолочные» рамки?
Напомню, что «потолок» вступает в силу с 15 февраля, так что пока Запад строит «крышу», которая немножечко «съехала». Суть ограничений заключается в том, что когда на бирже TTF фьючерсные контракты поднимутся до отметки порядка $2000 за 1000 кубометров и продержатся 3 суток, то включается запрет на торговлю по этой цене.
Да, 2000 долларов — большая сумма. Кстати, в течение декабря котировки на фьючерсные контракты в Азии стоят дороже, чем на TTF. Удержатся ли они, пока неизвестно, но здесь имеется интересный момент.
Среднегодовой показатель по СПГ — 33%, то есть 33% текущего потребления в ЕС обеспечивает СПГ. Но в 4 квартале этого года он составил 38-39%, а если возьмем только декабрь, то 27%. Это на сегодняшний день.
Значит, часть СПГ куда-то уплыла. То есть наблюдается ситуация, когда произошел некоторый отток СПГ. Тенденция наметилась ещё летом, когда, несмотря на высокие цены, поставки СПГ в ЕС не увеличивались. А в ноябре Китай вдруг тоже стал покупать СПГ на бирже, причем больше, чем за предыдущие месяцы (6.42 млн т), обогнав даже Японию (5.09 млн т).
Но где бы Китай его взял, если производство не выросло? Поднебесная молчит.
Теперь про Катар. Страна интересная, небольшая, но обладающая огромными запасами газа, в силу этого Катар — один из крупнейших поставщиков СПГ в мире. За год Доха поставляет в сжиженном виде порядка 100 млрд кубометров — колоссальный показатель. Но Доха предпочитает долгосрочные контракты, в отличие от ЕС, причём около 70% катарского газа идёт на Восток.
Так вот, Катар совершенно не волнуют западные «потолки» и он уже предупредил ЕС, что никакого газа не будет, если введут ограничения.
Итак, будет ли как-то реагировать Катар на жульнические действия Европы?
Александр Фролов, эксперт в области газоэнергетики, считает, что будет, но только дипломатически.
Что касается главного товара, который продает Катар — газа — Евросоюз сам делает так, чтобы Доха не поворачивалась лицом к ЕС, а разворачивалась к Азии, которая двумя руками «за» долгосрочные и сверхдолгосрочные контракты, причем не только с Катаром, но и с Россией, и с Казахстаном.
Так что желание Европы манипулировать ценой на чужой товар может обернуться возвращением в те времена, когда топили дровишками.
Друзья! Оставляйте комментарии. Если понравилась статья ставьте лайк и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новых публикаций.