Найти тему

В поисках крыльев Родины: экспедиция на гору Брюс

Зимние походы стали уже традицией для нашей компании и близкого круга путешественников, которые из года в год добровольно вписываются вместе с нами в новые авантюры. Приходят и новички. Кто-то остается, кто-то уходит, но стойкий костяк путешественников, готовых к очередному манящему неизвестностью маршруту, неизменно собирается вместе минимум пару раз в год.

В первой публикации на нашем канале начнем с конца – с зимнего похода 2022 года, а потом расскажем и об остальных экспедиционных маршрутах и других поездках по Амурской области и не только.

Экспедиция 4-11 декабря 2022 года
Экспедиция 4-11 декабря 2022 года

День первый: в тайгу на «кабриолете»

Итак, Брюс. Гора в Селемджинском районе Амурской области, одна из наивысших точек – 1767 метров над уровнем моря. Гора труднодоступная и оттого еще больше манящая любителей путешествий. Район, где она расположена, суровый, но живописный – мы попали в настоящую зимнюю сказку, где из снега деревья вырастают и тянутся макушками к самому небу, а на их ветвях лежат охапки снега. Далекий и прекрасный север региона.

Чтобы выйти на точку старта, проехали на машинах более 700 км от Благовещенска (областного центра) до поселка городского типа Токур в Селемджинском районе. Там нас приютил начальник районного отдела по физической культуре, спорту и туризму. Павел собирался идти вместе с нами и стал 9 членом команды. 7 участников были из Благовещенска, коллектив нашей компании в составе 4 человек, большой друг коллектива, руководитель авиа-космического спасотряда и трое опытных друзей-походников, один из которых с Белогорска. Трое женщин, шестеро мужчин. Возраст участников от 30 до 58 лет.

Расположились в школьном спортзале и весь вечер перетряхивали рюкзаки и разбирали вещи. Самые опытные участники группы настоятельно просили убрать лишнее (для кого-то это был третий комплект термобелья, для кого-то косметичка, для кого-то еще что-то важное, но не имеющее в тайге никакой ценности). После того, как избавились от лишнего, стали распределять нужное – общее таборное имущество: печку, палатку, котелок, лопату, чайник, пилы. Помимо этого каждому полагался набор продуктов. Всего 35 килограмм на 9 человек – завтраки, обеды, ужины на 3 дня плюс один резервный. После сборов сон.

Подъем в 6 утра, в 7 погрузка участников экспедиции и всего снаряжения в «Соболь». От Токура водитель добросил нас до Злотоустовска, где путникам, так ожидавшим новых приключением подали соответствующий транспорт – УРАЛ, в лучших традициях севера – с открытым кузовом. На таком «кабриолете» местные везли нас по участкам отвалов на реке Средняя Ингагли, где ранее работали золотодобытчики.

«Головы аккуратно», – то и дело говорил кто-нибудь, кто ехал лицом к кабине. И тут же над остальными сидящими пролетала ветка дерева, обрушивая снежные комья. Ехали долго, стали замерзать, греться под тентом, прижиматься кучнее.

Руководители группы дали понять, чем дальше нас забросят на УРАЛЕ, тем больше времени сэкономим на подъеме в горы. Остановка. Заехали далеко. По подсчетам был сэкономлен целый день пути. Такая мысль, конечно, сразу ободряла, потому что морозы стояли не шуточные, а снега выпало больше, чем мы ожидали.

Повыпрыгивали из кузова, надели рюкзаки, снегоступы и вперед – началась пешая часть маршрута. В первый день предстояло пройти всего 2 км и разбить лагерь. Начинался крутой подъем и на ночевку дальше останавливаться было негде.

Как только прошли нужное расстояние и выбрали ровную поляну, начались хозяйственные дела – нарубить кольев и поставить палатку, заготовить дров на ночь для печки, развести костер и приготовить еду. Поужинали рано, мужчины распределили ночные дежурства у печки и все стали укладываться. Ложились, еще не было 9 вечера, кто-то сразу уснул, кто-то еще чаевничал, но в итоге проспали все.

День второй: 1,5 рекордных километра

Вышли на маршрут в десятом часу утра, поздно. Но потом стало понятно, во сколько бы не вышли – все равно бы никуда не успели. День был отмечен рекордом – всего 1,5 км по карте. Удивительно, но факт! И еще из удивительного – мобильная связь. Звонили друзьям, сказали, что выиграли день, все по плану, идем хорошо.

Мобильная связь в тайге. Звоним в цивилизацию
Мобильная связь в тайге. Звоним в цивилизацию

Как только закончился крутой подъем и тайга расступилась, мы еще больше утонули в снегу и оценили самое интересное – стланик повсюду. Снег на нем проваливался, стоило поставить снегоступ, и нога то и дело застревала в ветвях. Наст еще не успел взяться, в рыхлой снежной массе буквально тонули. Тропящие сменяли один другого, но на скорости это никак не сказывалось. Солнце собиралось садиться, началась небольшая метель, и было решено спускаться в ближайший лес, чтобы разбить лагерь и уже утром выйти по хребту к тем точкам, которые в предгорье Брюса интересовали нашу группу больше всего.

Пока нашли удобное место, смеркалось. Мужчины рубили дрова уже в темноте. Не смотря на позднее по походным меркам время, долго не ложились, сидели в кругу, вели разговоры, а некоторые и в интернете – мобильная связь ловила даже на склоне. Укладывались поздно. Ночью ветер стих и было удивительно красиво. Зимняя сказка никуда не делась, но из-за усталости к концу второго дня мы стали меньше обращать на нее внимание.

День третий: самолёты под снегом

Третий день показался очень долгим. Сказалось и пройденное расстояние, и насыщенность маршрута – подъем по склону через стланик, скользкая наледь, курумник, пронизывающий ветер, фрирайд на снегоступах. Но обо всем по порядку.

Наша главная цель была выйти на место крушения самолетов в предгорье Брюса. Авиакатастрофы тут случались дважды – в 1971 и 2005 году. В обоих случаях разбились самолеты АН-2. Чтобы выйти к местам крушения, поднялись на высоту около 1430 метров, и тут дух горы стал испытывать на прочность. После подъема началась метель, видимость резко сократилась. Рыхлый снег сменился скользкой наледью с торчащими глыбами курумника, шли тяжело.

По поверьям эвенков правит на горе Харги – дух подземного мира, смертей и болезней. Считалось, что добраться сюда мог лишь сильный шаман. В нашем случае – сильные духом туристы, готовые к моральным и физическим испытаниям. Чтобы обезопасить себя, духа горы приходящие путники стараются задобрить. Кто-то завязывает ленточки на ветвях, кто-то делится едой с Харги, бросая его долю в огонь – мы так делали каждый вечер.

Вечерние заботы - натопить снега, чтобы приготовить еду
Вечерние заботы - натопить снега, чтобы приготовить еду

Но найти обломки самолетов нам это не помогло. По GPS вышли к ранее обозначенным точкам, но в толще снега распознать остатки лайнеров было невозможно. Даже если бы решили капать – не было ни какой гарантии, квадрат большой. Решили возвращаться сюда в другой сезон и начинать спуск со склона и поиск места для лагеря.

Спуск подкинул сюрпризов. Снега, которого везде было много, тут было очень-очень много. Проваливались местами по шею, но до земли все равно не доставали. Спуск резкий, летели кувырком, съезжали на пятой точке, застревали и так по кругу. Метров триста вниз, не меньше, такой нам попался спуск. Любители фрирайда точно бы оценили.

Думали, что спустимся и увидим какое-то подходящее место для лагеря. Но его не было. Шли вдоль ручья и тропили бесконечный рыхлый покров, пока уже к заходу солнца не набрели на более менее ровную поляну. Всего за этот день прошли более 4 км.

Это была третья ночевка в палатке. Хотя по изначальным расчетам мы должны были быть уже в последней точке маршрута – в зимовье на реке Селемджа. Но до него нам оставалось еще около 13 км, это напрямую по карте. А если учитывать, что нам следовало иди по извилистому руслу реки, по пути подняться в сопку, а затем спуститься, можно было прибавлять к этому расстоянию еще половину.

День четвёртый: уходим под лёд

Выходили на маршрут рано, в 9.00 уже тропили дорогу у одного из истоков реки Брюс. Тут снега было значительно меньше, скорость группы увеличилась и всеми двигало только одно желание – дойти сегодня до теплого зимовья. Но через несколько часов пути стало понятно – и сегодня не доберемся. По руслу реки наш путь то и дело преграждали поваленные деревья, и мы учились преодолевать эти новые препятствия. Где-то проползали под стволами, где-то перекатывались через них сверху, падали, застревали.

А потом начали проваливаться на тонком льду. Несколько человек прошло, потом характерный треск и кто-нибудь да провалится. Но воды было мало, и намокли лишь немного, защитила правильно подобранная обувь. Временами уходили в лес, чтобы обойти места с опасным льдом, но так как по руслу идти было намного проще, а глубина горной реки подо льдом была совсем небольшой, рисковали, но возвращались на лед.

Тайга все время подкидывала новые испытания
Тайга все время подкидывала новые испытания

Русло реки петляло и, понимая, что лучше остановиться сейчас, чем ночью на сопке, решили в очередной, четвертый раз ставить лагерь.

Это был резервный день. Нас ждали дома. Маршрут отслеживали специалисты спасотряда из Благовещенска, наши коллеги-туроператоры, охотники из Токура и администрация Экимчана. По спутниковой связи сообщили им, что задерживаемся и к зимовью выйдем только завтра.

Участники группы за дни похода приловчились, и табор посреди тайги раскинулся меньше, чем за час. Благоприятствовала и погода. В этот день днем было всего -19, прогулка радовала и вечером мороз не сильно свирепствовал. Впервые за эти дни развели второй костер, чтобы просушить вещи и спальники. Последние не пострадали, а вот вещи у некоторых активных участников сушки чуть подгорели от искр, особенно пострадали одни сапоги из ЭВА и две пары лыжных штанов.

Греемся
Греемся

День пятый: таёжное лакшери

Настроение с утра было очень бодрое – знали, сегодня вечером ночевка точно будет в зимовье. Чтобы быстрее туда добраться выходили очень рано, в лесу только начинало светать. Шли по руслу реки Брюс. Промоины встречались чаще, воды местами было больше. Обходили по лесу.

Черпаем воду из Брюса
Черпаем воду из Брюса

Но на одной не выдержали, так хотелось пить, что на свой страх и риск решили начерпать воды кружками от термоса. Вкуснее не пили! Набрали и в термос, где до этого были запарены сухофрукты. С этим освежающим компотом двинулись дальше, к сопке, где на подъеме весь его и выпили запыхавшись. Сопка была очень крутой, снова снег, а мы уже отвыкли от сугробов, пока шли по реке.

С сопки увидели широкую Селемджу. Спуск был суровый. Летели от дерева к дереву, но обошлось без травм. По ручью дошли до реки. Нужно было перейти на другой берег. Лед встал, но так как это были первые дни декабря, было страшновато. На всякий случай отстегнули грудные и поясные ремни на рюкзаках, вспомнили, как вести себя, если вдруг лед начнет трескаться, и пошли. Глубина Селемджи не шуточная, это совсем не горный Брюс, где воды подо льдом почти не было. Но дошли спокойно. На другой стороне были большие промоины, уже у самого берега, обошли их. Расстояние за этот день прошли большое – почти 10 км.

И вот оно зимовье. Целый дом. Обои на дощатых стенах, стеклянная посуда, диваны, шторы. Цивилизация! Натопили печку, отогрелись, высушили одежду.

Так как этот день в нашем маршруте был уже «лишний», горячее питание предусмотрено не было. Но изначальный запас остальных продуктов не иссяк. Поэтому у нас был шикарный ужин из нескольких видов сала, сыра, паштетов и сладостей.

День шестой: на горизонте снегоходы

В заключительный день нам предстояло дойти до Экимчана, где ждали местные, чтобы отвезти нас в Токур. Идти решили по Селемдже, уже без снегоступов, так как снега на льду было совсем мало. Ориентировочное расстояние – 13 км, для каждого из опытных участников группы, даже учитывая рюкзаки за спинами, расстояние более чем посильное.

Селемджинская тайга
Селемджинская тайга

За час с небольшим первой группой бодро прошли почти 5 км. Половина участников догоняла, они вышли позже – наводили порядок в зимовье, паковали снаряжение, рубили дрова, взамен тех, что мы использовали за ночь.

Мы же шли впереди. Собрались остановиться передохнуть и тут увидели снегоход на льду. Охотники или рыбаки, тут это частое явление. Но потом из снежной пыли показался еще один снегоход, потом третий. Остановились мужчины возле нас. И тут стало понятно, что за нами они и ехали.

С нашими спасителями
С нашими спасителями

Это были местные жители, которые в том числе следили за нашим маршрутом. Поняли, что мы задерживаемся и, хотя по спутниковой связи мы передавали, что у нас все хорошо, реши помочь нам выбраться из тайги. Мы были несказанно рады их видеть!

Прокатили с ветерком
Прокатили с ветерком

Нас напоили чаем из термосов со сладостями, погрузили вещи и домчали с ветерком до Экимчана, где уже ждал «Соболь».

У Экимчана
У Экимчана

Почти 10 км скоротали и в 12.00 дня были среди людей, а не среди тайги. Праздновали окончание пути в центре поселка, поджигая фальшфайеры. Всегда берем их с собой на случай встречи с медведем. Но, слава Богу, и в этот раз они пригодились лишь для финальных фотографий и видеокадров, где мы счастливые празднуем окончание экспедиции!

Окончание таёжного маршрута
Окончание таёжного маршрута