Найти в Дзене
Протоиерей Андрей Ткачев

Петр пошел за Андреем. А пойдет ли «Марина» за «Светланой»? Непонятно.

фото взято из открытых источников
фото взято из открытых источников

 – Воцерковляясь, растеряла друзей. Начинала им советовать, как жить. Но им это не нужно. Как вести себя в таком случае с друзьями, если у них проблемы в жизни?

Отец Андрей:

 – Ну вы такая не одна, мы все такие... 

Вот, вспомним апостола Андрея Первозванного. Он уверовал в Иисуса Христа. И что сделал дальше? Он пошел к Петру, брату своему старшему. И сказал ему: «Мы нашли Мессию. Пойдем – покажу!» И привел Петра к Иисусу Христу. Мы все хотим быть такими «Андреями Первозванными». Узнали что-то такое и идем к близким людям... «Пошли со мной. Я нашел...» Но вот Петр пошел за Андреем. А пойдет ли Фома за Степаном – это еще не понятно. Или пойдет ли Марина за Светланой? Непонятно. 

А ведь могло бы быть и так – Петр бы не пошел за братом. Сказал бы Андрею: «Чего ты от меня хочешь? Я не пойду никуда. У меня жена, дети. Мне кормить их надо». И пошел бы рыбу ловить. А Андрей бы стал тащить его насильно. Они бы даже могли подраться. 

Любые варианты возможны в истории. Здесь случился счастливый вариант. Оба брата пошли. А у нас не получается. Мы – им: «да пойдем!» Они – нам: «да не пойду. Могли бы мы и поссориться. В какой-то степени это неизбежно. Я тоже пропустил через себя эту беду. 

Когда любишь друга своего. Как Давид – Ионафана. Бывает такая чистая, простая, классная мужская дружба. Вот у тебя совершилось обращение к Богу. И ты начинаешь звать друга с собой. «Давай прочитаем вместе эту книгу!» «Давай пойдем вместе на службу!» Но у тебя «это» уже произошло, а у него еще нет. И на каком-то этапе Христос встает между вами. Ты ему – «Пойдем!» Он – «Да я не понимаю этого. Чего ты меня тянешь? Отстань!» Это трагедия. В конце концов, ведь Христос же сказал: «Я пришел разделить вас» (см. Мф.10: 32-36). Невестку со свекровью. Брата с братом. Отца с сыном. Сына с отцом. Отец, например, верит. А сын – нет. Перестал ли отец любить сына? Нет. Просто Христос больше сына. «Кто любит сына или дочь больше Меня, недостоин Меня» (см. Мф.10,37). Христос – больше. Христос как меч рассекает. По живому иногда. Людей. Потому что все, что в Евангелие, – все очень жестко. Красиво, справедливо, торжественно. Но – жестко. Там нет ничего сладенького. Такие вещи нам известны. «Ты с кем хочешь быть? С ней? Или со Мной?» Так говорит Господь. «Господи, Ты убиваешь меня этим вопросом. Я не могу Тебя оставить. Но я их тоже люблю». Ну выбирай. Правильный ответ – я буду с Тобой. А они? Я буду с Тобой. Но и их я тоже не забуду. И я буду теперь Тебя тормошить, чтобы и они были с нами вместе. Знаете, какая это трагедия? 

Вспомнился один фильм. «Овод». И там в последней сцене когда-то сблудивший в юности кардинал (его играет Сергей Бондарчук) встречается в тюрьме со своим сыном, осужденным на смерть. Сынок – абсолютный безбожник. А отец его – хороший человек, всеми уважаемый. И сын показывает на распятие и говорит отцу: «Ты с кем? С Ним или со мной?» Отец: «Сын, не убивай меня. Я с Ним, конечно. Но и с тобой». Нет. Выбирай. 

Сын – он такой маленький сатаненок, обезумевший от борьбы за всеобщее счастье. Видели мы таких борцов! Большей сатаны не придумаешь. Трагедийнейшая ситуация. 

Ну а в чем вы были неправы? В чем ошиблись? Ошиблись, наверное, в том, что были горячи и нерассудительны. Ошиблись в том, что давали советы, не имея на это такой духовной санкции. Не имея духовной мудрости. Чтобы давать советы, нужно вначале знать, что советовать. Нужно хорошо съесть и хорошо переварить целые тонны духовных знаний, чтобы хоть что-то советовать. Но мы спешим и поэтому ошибаемся. 

Но, в принципе, это типичная трагедийная ситуация. Христос заходит в нашу жизнь, и начинается фейерверк интересных событий. Ты с Ним или со мной? Об этом много можно говорить. Это очень жизненно. Но пока нас не спрашивают, советов мы не даем. Так договорились. Да? Да и вообще нужно набираться больше знаний и больше опыта, чтобы хоть когда-то хоть кому-то смочь хоть-что-то посоветовать.