Найти тему

"Сад наслаждений" Босха- элементы крупным планом

Иероним Босх - автор чрезвычайно волнующий и обсуждаемый. "Сад земных наслаждений" - работа Босха, написанная маслом по дереву и относящаяся к периоду раннего фламандского искусства. Можно встретить в искусствоведении термин "фламандская манера". Босх, хотя и соотносим с определенной культурной традицией, но все же абсолютно самобытен. А эта работа являет огромные возможности для споров и интерпретаций. В частности, центральная часть - в 20-м веке вызвала спор двух основных оппозиций - то ли центр есть предостережение от искушений чрезмерных наслаждений, то ли это тоска по утерянному раю.

Поскольку я о нем упомянула вот в этом видео https://dzen.ru/video/watch/63a53bc087b8744ebfb447d4?share_to=link , то можно разобрать несколько подробнее. Общие сведения и центральная часть-в этой статье. Причем не всё- лишь некоторые фрагменты.

Структура работы - триптих, формат, который часто использовался художниками с начала пятнадцатого века до начала семнадцатого века в северной части Европы. Чаще всего она датируется 1494-1505 годами, хотя некоторые исследователи относят ее создание к 1480-м годам.

Заказчик точно не известен, но наиболее вероятным, по-видимому, является Генрих Нассау-бредский, и триптих должен был быть написан по случаю его свадьбы в 1503 году.

Кстати, в закрытом виде триптих представляет собой выполненные гризайлью (монохромом) библейские события, а именно - Третий день творения мира, поскольку изображаются лишь растения и минералы.

-2

В 1517 году Антонио Де Беатис, секретарь кардинала Луиса Арагонского, составлял путевые заметки и оставил нам важнейшие свидетельства восприятия картин. Там повествуется о многих великих мастерах Средневековья и Возрождения. В том числе, впервые упоминается эта работа Босха - произведение находилось во дворце Нассау. В результате наследования триптих стал собственностью Вильгельма Оранского, а затем был конфискован герцогом Альбским в 1567 году, который перевез его в Испанию в 1570 году. Его потомки передали "Сад" испанской королевской семье в 1593 году, и он оставался в монастыре Эскориал до 1939 года. Затем работу перевезли в музей Прадо, где она находится до сих пор.

В наши дни "Сад земных наслаждений" представляет собой самое известное из творений Иеронима Босха, особенно благодаря богатству составляющих его элементов, обширной символики. По этой же причине он остается загадочным и в прошлом был предметом многочисленных эзотерических интерпретаций. Интересную интерпретацию предложил Вильгельм Френгер - по его версии центр есть утопическое освобождение чувственности и хвала удовольствиям, поскольку гипертрофированные плоды полны жизненной силы и даже демонические создания в центральной части выглядят более- менее миролюбиво.

-3

Однако, тезис Вильгельма Френгера о том, что эта картина была написана для секты адамитов или "братьев свободного духа", больше не актуален. Исследователи истории искусств сходятся во мнении о прочтении произведения в соответствии с его назначением : это был т.н. speculum nuptiarum, то есть « свадебное зеркало », служащее для разъяснения молодоженам важности уважения брачных уз. Недавние исследования рассматривают его скорее как назидание для аристократов, обремененных властью, хранилище специфических образов - с целью морального воспитания - в связи с будущими обязанностями правителей.

Произведение следовало "читать" в хронологическом порядке : на внешних панелях изображено сотворение мира ; на левой панели - управляемый Богом Союз Адама и Евы в раю ; на центральной панели - грешное человечество до Потопа - этой версии,вчастности, придерживается Эрнст Гомбрих. А на правой панели - видение ада, где грешники испытывают муки пыток.

-4

Центральная панель - сад изобилия, со множеством самых разных утех, плодов и птиц. Плоды гигантских размеров как раз свидетельствуют об изобилии земли в период "до Потопа" Кстати, интересно, откуда такое количество стеклянных цилиндров на картинах Босха? Занятия алхимией трактуются здесь как нечто вредоносное? Ещё один любопытный фрагмент - дикарь в правом нижнем углу центра картины, с головы до ног покрытый волосами, указывающий на человека в стеклянной колбе. В средневековом фольклоре существовали сказания о диких людях, соблазняющих цивилизованных горожан. Кроме того, на картине присутствуют мавры. Есть версия, что Босх включил их ради того, чтобы продемонстрировать все многообразие земных созданий.

-5

-6

Помимо плодов на картине много гигантских птиц. В средние века птицы чаще были блаим символом, но в данном случае впечатление двойственное. Темные стаи скорее пугают, пустой взгляд совы у Босха чаще всего связывают с духовной слепотой и глупостью. Водоплавающие утки в средние века считались "нечистой" птицей, поскольку ныряют в пучину вод, в грязь.

-7

Разбор отсальных частей продолжу несколько позже. Спасибо за прочтение, лайк, подписку и всё,всё))