Поджигатели. СССР, 1988. Режиссер Александр Сурин. Сценарист Алла Криницына. Актеры: Наталья Федотова, Ольга Козлова, Елена Сидорук, Елена Крючкова, Лариса Осипова, Лариса Диденко, Лада Алексеева, Виктория Князева и др.
Сначала западный кинематограф, а чуть позже — польский, венгерский в 1970-х сломал прежние цензурные запреты и сделал достоянием экрана сенсационные темы любви учителя/учительницы и ученицы/ученика, жестокой жизни интернатов и колоний для несовершеннолетних. Так вечную проблему «отцов и детей» были внесены новые, шокирующие краски...
С понятным опозданием российский кинематограф конца 1980-х попытался наверстать упущенное. Так, в драме Александра Сурина «Поджигатели» в суровом натуралистическом ключе показано спецучилище для девушек 15-16 лет. Действие первой половины фильма переносится из сортира в карцер, из обшарпанного сарая — в темный чулан... Насилие, наркомания, жестокость, в бездумно- ханжеской казенной оболочке с песней «Мой адрес — не дом и не улица...».
Когда молодящаяся воспитательница, хорошо зная нравы своего «контингента», предпочитает не заметить свежую кровь на зеркале шкафа в спальне на двадцать человек. Когда сильные с наслаждением издеваются над слабыми... В первой половине картины есть немало сильных эпизодов. И главная героиня — предводительница «пэтэушного стада» дана авторами непривычно жестко. Почти без «утепляющих» моментов. Без традиционных прежде сцен перевоспитания и надежды...
Слабее смотрится вторая часть фильма, когда сбежавшая из «учреждения» героиня, пробирается куда-то в Среднюю Азию. Здесь многие эпизоды кажутся лишними и затянутыми. На мой взгляд, картина только бы выиграла, если бы авторы углубили исследование характеров и взаимоотношений в спецучилище...
Александр Федоров, киновед
Подмосковные вечера. Россия-Франция, 1994. Режиссер Валерий Тодоровский. Сценаристы: Алла Криницына, Франсуа Гериф, Сесиль Варгафтинг, Марина Шептунова, Станислав Говорухин (по мотивам произведения Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»). 0,3 млн. зрителей.
...Тридцатилетняя Катя мучается от чувства постоянной зависимости от своего пресного и невзрачного супруга и его матери — сочинительницы популярных детективных романов. Однажды в их загородном доме появляется красавец-плотник. Между ним и Катей завязывается роман, помехой которому становятся писательница и ее сын... Но, увы, даже после того, как Катя с любовником отправляют их в мир иной, счастье вовсе не спешит задушить их в своих объятьях...
Криминальная мелодрама Валерия Тодоровского «Подмосковные вечера» поставлена с холодноватым блеском элегантного профессионализма. Вольная фантазия на тему лесковской «Леди Макбет Мценского уезда» похожа на с математической точностью продуманные произведения Агаты Кристи, где судьбы главных героев не вызывают особого сочувствия и сопереживания, зато можно беспрепятственно любоваться филигранной отточенностью фабулы и игрой изощренного ума.
Предыдущий фильм Валерия Тодоровского «Любовь» был лиричен и эмоционален. «Подмосковные вечера» — откровенно расчетливы и холодны. Можно принимать или не принимать такую резкую смену режиссерского регистра, но мне кажется, что, установив для себя определенные правила игры, Тодоровский-младший добился своей цели. Он отключил персонажей картины от сиюминутных реалий российской жизни и сосредоточился на истории преступной страсти. Его фильм полон разнообразных литературных и кинематографических намеков, включая финал, где обыгрываются мотивы знаменитых «Жюля и Джима» Франсуа Трюффо.
Актеры отлично чувствуют предложенную им стилистику «шахматной партии», играя, на первый взгляд, вполне психологично, но по сути отстраненно и по-театральному условно.
Такой стиль, вероятно, непривычен для российских зрителей, склонных к традиционному кино, но на Западе давно уже не нов.
Александр Федоров, киновед