Найти тему
Авиация мира

Уникальный самолет Квант на памятнике в ангаре МАИ.

В самолетном ангаре Московского Авиационного Института, прямо у входа расположился интереснейший самолет КВАНТ, установленный на стелле прямо под крышей.

Квант в ангаре. Фото Е.Н.Лебедева
Квант в ангаре. Фото Е.Н.Лебедева

Квант являлся разработкой группы молодых конструкторов СКБ МАИ и показал выдающиеся летные данные. Неофициальным главным конструктором самолета стал Казимир Михайлович Жидовецкий. С середины 60х годов, группа студентов МАИ начала работы над новым пилотажным самолетом. Ребята имели свежий взгляд, плюс смогли сами поближе познакомиться с современными пилотажными самолетами западного производства на Чемпионате Мира по высшему пилотажу, проходившему в 1966 году на Тушинском аэродроме в Москве. Молодежь увидела Французские, Американские, Английские и многие другие самолеты, концепция которых в корне отличалась от привычных Як-18П. Так же в своей работе студенческий коллектив конструкторов использовал конструктивный опыт истребителей времен Великой Отечественной Войны. Одним из интересных решений, стало использование Системы Непосредственного Управления Подъемной Силой (СНУПС), ранее не применявшейся на спортивно-пилотажных самолетах. В ее работе использовалось отклонение закрылков при выполнении фигур пилотажа.

Квант в ангаре. Фото Е.Н.Лебедева
Квант в ангаре. Фото Е.Н.Лебедева

В 1967 году был построен деревянный макет Кванта, с ним ознакомился Генеральный конструктор ОКБ Микояна, Артем Иванович Микоян который похвалил ребят, но указал на несколько проблемных мест в проекте, которые позже и сыграли свою негативную роль в истории Кванта. В проекте была заложена масса конструкции в 600 кг, но это оказалось невыполнимым условием. Несмотря на рост веса конструкции, самолет по прежнему получался почти в 1.45 раза легче, чем его основной конкурент Як-18ПМ. При том, что на Кванте использовались стойки шасси и маслосистема именно от Яка.

Квант в ангаре. Фото Е.Н.Лебедева
Квант в ангаре. Фото Е.Н.Лебедева

Студенты начали серьезную борьбу с весом конструкци, но в этот момент допустили критическую ошибку... В силовых узлах крыла они начали использовать высокопрочную сталь, которая при всех своих преимуществах имела высокую хрупкость, что крайне негативно сказалось на ресурсе конструкции. В 1970 году состоялась макетная комиссия по Кванту, а затем самолет прошел продувочные испытания в ЦАГИ и прочностные испытания в МАИ. Эти работы продлились до 1974 года. Как раз тогда самолет был продемонстрирован на выставке НТТМ в Москве, после которой удалось найти финансирование постройки второго экземпляра Кванта, но при этом самолет был значительно перепроектирован, что еще больше затянуло подготовку самолета к первому полету. В этот период времени самолет был продемонстрирован Трижды Герою Советского Союза Александру Ивановичу Покрышкину, в то время начальнику ДОСААФ и получил высшую оценку. Был сформирован заказ на 10 самолетов для сборной СССР, но в этот момент самолет стал прямым конкурентом новому пилотажному самолету Як-50. В результате, положительное решение о производстве Кванта так и не было принято.

Квант в ангаре. Фото Е.Н.Лебедева
Квант в ангаре. Фото Е.Н.Лебедева

В 1977г самолет был направлен в ЛИИ имени Громова для проведения летных испытаний. Летчиком был назначен В.Лойчиков. Работы шли очень в неспешном темпе, так от первого подлета, до первого полета прошел практически год. Только в феврале 1979 года Квант выполнил свой первый полет.

А с сентября 1979 года начались рекордные полеты на Кванте. Их выполняли В.Лойчиков и В.Заболотский. В результате за два года самолет установил 5 мировых рекордов, зарегистрированных в FAI, перекрыв все достижения своего главного конкурента Як-50. Только подготовив специально облегченный самолет Як-53, ОКБ Яковлева смогло вернуть себе один рекорд.

Квант в ангаре. Фото Е.Н.Лебедева
Квант в ангаре. Фото Е.Н.Лебедева

Вот список рекордов Кванта:

4.09.1979: скорость на базе 15-25 км (379,6 км/час) (Лойчиков В. И.)
18.09.1979: скорость на базе 15-25 км (380,9 км/час) (Лойчиков В. И.)
12.09.1980: время набора высоты 3000 м (5 мин 46,9 с) (Лойчиков В. И.)
04.06.1981: время набора высоты 6000 м (16 мин 6 с) (Заболотский В. В.)
04.06.1981: высота горизонтального полёта (6550 м) (Заболотский В. В.)

Полеты Кванта продолжались до 1985 года. Тогда на выставке СЛА-85, самолет был поврежден при посадке, а после оценки его техническго состояния, стало понятно, что ресурс практически выработан.

Всего за свою летную жизнь самолет провел в небе около 100 часов.

Он навсегда остался яркой страницей в истории нашей авиации.

А отметки о рекордах и сейчас нанесены на его капоте.

Квант в ангаре. Фото Е.Н.Лебедева
Квант в ангаре. Фото Е.Н.Лебедева