Потерянный кров. СССР, 1976/1978. Режиссер Альмантас Грикявичюс. Сценарист Ромуальдас Гранаускас (по одноименному роману Йонаса Авижюса). Актеры: Юозас Будрайтис, Регимантас Адомайтис, Антанас Шурна, Регина Арбачяускайте, Элле Кулль, Арнас Росенас, Стасис Петронайтис, Лаймонас Норейка, Юозас Ярушявичюс, Эугения Шулгайте, Анатолий Азо, Гедиминас Гирдвайнис и др. 7,0 млн. зрителей за первый год демонстрации.
В фильме «Потерянный кров» много действующих лиц и сюжетных линий, достаточно полно охватывающих противоречивый и тяжелый для Литвы отрезок времени — начало 40-х годов ХХ века.
Основной стержень «Потерянного крова» — в конфликте бывших друзей — школьного учителя Гедиминаса и ставшего полицай-шефом «нового порядка» Адамиса. Гедиминас, мечтающий о возрождении «великой независимой Литвы», пытается сохранить нейтралитет, считая поначалу, что нацисты 1941 года представляют «нацию рыцарей»... Ю. Будрайтис ведет эту роль тонко и точно, раскрывая внутреннюю драму своего персонажа. Да и Адомас у Р. Адомайтиса вовсе не очерчен одной только черной краской. Это сложный, незаурядный человек, ощущающий ужас своего положения...
Интересен в картине и изобразительный ряд. Оператору Д. Печуре удалось добиться контрастного визуального решения различных частей фильма. Лирика деревенского быта сменяется суровым реализмом партизанских эпизодов.
Драматическая любовная линия «Потерянного крова» снята в стиле ретро: уютная квартира, полумрак, мексиканская румба 1930-х, позволяющая хоть на миг забыть, что идет война... И такая разностильность, на мой взгляд, выглядит оправдано, ибо помогает объемнее выявить сущность происходящего на экране, ведь фильм, как и роман Й. Авижюса — произведение сложное и многоплановое...
Александр Федоров, киновед
Похождения зубного врача. СССР, 1965/1967. Режиссер Элем Климов. Сценарист Александр Володин. Актеры: Андрей Мягков, Вера Васильева, Алиса Фрейндлих, Пантелеймон Крымов, Андрей Петров, Евгений Перов, Ольга Гобзева, Игорь Кваша, Валентин Никулин, Леонид Дьячков и др. 0,5 млн. зрителей за первый год демонстрации.
После многообещающего дебюта — веселой сатирической комедии о жизни пионерского лагеря «Добро пожаловать, или Посторонним вход запрещен», Элем Климов поставил ироничную притчу «Похождения зубного врача». Фильм тут же был обвинен властями в сгущении черных красок и практически лишился проката.
Между тем, сегодня, просматривая эту картину, видишь, что она по-прежнему сохранила свое очарование. Эта притча о сущности человеческого призвания, о судьбе таланта, о безбрежности человеческой зависти, решена в оригинальной эксцентрично-музыкальной форме. Порой на грани пародии (больные штурмуют зубоврачебную клинику, как Зимний у Эйзенштейна). Порой — с печальной серьезностью.
Именно в этом фильме, задолго до рязановского «Служебного романа» на экране возник дуэт Андрея Мягкова и Алисы Фрейндлих...
Александр Федоров, киновед