Найти тему

Большевики вскрыли раку с мощами Александра Невского, но увиденного не ожидали. Боль разочарования

Князь Александр Невский Новгородский — одна из самых легендарных фигур русской истории, ставшая для своих потомков не только великим правителем, но и настоящим святым. И это неудивительно, учитывая все то, что Александр сделал для Руси и Православия, когда изгнал с Руси крестоносцев и не позволил монголам и литовцам обижать русский народ. В 2021 году принцу Александру исполнилось бы 800 лет, поэтому мы можем вспомнить человека, память о котором жива. Точнее, даже не о человеке, а о его останках.

За заслуги перед православием князь был канонизирован в средние века. Но его мощи приобрели не менее легендарную историю, чем его личность. Православная традиция не допускает манипуляции с мощами святого, а вот с княжескими мощами чинили. Они несколько раз переезжали с места на место и даже чуть не сгорели в огне, лишив князя хотя бы посмертного покоя.Наконец, после восшествия Петра на престол и строительства Санкт-Петербурга, он хотел перенести останки в новую столицу из Владимира. Позднее, уже Елизавета Петровна, украсила мощи серебряной ракой и создала настоящее произведение искусства. До 20 века на Неве был мир, а потом пришла Первая мировая война.

В 1917 году обстановка на фронте, как и во всей стране, была неблагоприятной. В Петербурге бушевали постоянные беспорядки, и немецкая армия угрожала двинуться прямо на российскую столицу. Было решено еще раз вынести мощи, для чего Священный Синод организовал первое за столетие вскрытие мощей. То, что они там нашли, не разглашают, а останки решили не перевозить.

Даже после революционных потрясений Октября и полного захвата власти большевиками остаткам уделялось большое внимание. Одной из основных программ коммунистов была борьба с религией и особенно с православием.

Он начал активную борьбу против духовенства и церковных учреждений. Священников арестовывали, храмы разграбляли и оставляли на другие нужды, население стало будоражить бескомпромиссную атеистическую пропаганду.Одним из ее элементов было открытие мощей и демонстрация людям, что даже святые подвержены процессу тления. Это не возымело должного эффекта, так как православные хорошо знают, что останки святого в том или ином виде священны, даже если остались одни кости.

«Изюминкой» этого похода стал Александр Невский, о котором ходило множество слухов еще до революции. Говорили, что духовенство скрывало от них какие-то тайны о мощах. В 1922 году в собор, где он был причислен к лику святых, прибыла комиссия по расследованию подделок.

Созданный исследователем В.И. Кузьминой экспертная группа вскрыла рак, несмотря на протест митрополита Вениамина. В ней нашли гроб с грудой костей. В ходе допроса священники объяснили ситуацию.В 1917 году, когда планировалось переместить святителя, Синод произвел вскрытие останков и нашел куклу с восковой головой и ногами. Там была записка с чучелом XVIII века, написанная, вероятно, носителем реликвии из Владимира в Санкт-Петербург. Петербург. Говорили, что святого пришлось временно переместить в какое-то здание во время пути, которое, к несчастью, сгорело вместе с телом князя. Предприимчивый таксист просто сделал муляж и удалил всех в таком виде.

Ошарашенные церковные чиновники смутились, поэтому уже в 1917 году в ответ на результаты вскрытия объявили, что от князя остались только кости, что произошло из-за пожара в 15 веке. И митрополит приказал положить находку в гроб и оставить в церкви, где она и оставалась до 1922 года.

Такой расклад большевикам не понравился, потому что церковь не в чем было винить. После увольнения митрополита Вениамина за то, что он якобы возражал против проверки, следователь Кузьмин решил провести еще одну проверку, на этот раз с целью разоблачения подлога. Другое вскрытие показало, что у святого было несколько одинаковых костей.

Понятно, что решение было подчинено не стремлению к истине, а желанию угодить властям. После того, как собор обвинили в подлоге, кости конфисковали и передали в Музей атеизма, где они были одним из главных экспонатов.Однако на людей это не повлияло. Уже тогда набирали популярность ходатайства о прекращении инсценировки судебного процесса, но желаемого пропагандистского эффекта достигнуто не было.