Найти в Дзене
Старпер

Спорим по-кубертеновски

Карикатура из свободного доступа
Карикатура из свободного доступа

Только что закончился спор. Ваши глаза продолжают рассыпать по сторонам искры, но те уже не долетают до огнеопасных предметов. Пара-тройка из них, попавших на стол с бумагами, ничего на нем не зажгли.

«Кто из вас выиграл?», - осторожненько спрашиваю я. Вопрос вам кажется нелепым, но при этом лишенным подвоха, и на него можно ответить пожатием плеч, поднятием бровей, округлением глаз – да мало ли что из приписанных к телу органов можно привести в движение. Однако он царапает ваше ощущение нормы и правила, потому что заставляет встраиваться в чужую систему координат. После небольшой паузы вы отвечаете «Я отстоял свою позицию». – «Хорошо, отстояли», - не отвязываюсь я, - «а выиграл-то кто?». Вы человек совестливый, объективный, чуждый саморекламы и находите такую формулу: «Мне кажется, я не проиграл».

Так кто же выигрывает в споре? Стоп. Прежде спросим, что заставляет человека вступать в него. Хотя нет, «человека» я не осилю. Так что? Влип что ли? А хотя, вот что: будьте добры, пройдите в третью дверь интернета направо, там как раз сидят специалисты по человеку. Я же, вместо того, чтобы поднимать глаза к небу с вопросом «так кто же выигрывает…?», обращусь непосредственно к вам: «А чего в спор-то встряли?». И ответ будет: «А вот встрялось!».

Заложено в нас это – встрять, когда услышишь несусветное, нелепое, противное, подлое, лживое, негуманное, легковесное, корыстное, несправедливое, догматическое, необъективное, лицемерное, ошибочное, неправильное… Вот-вот, неправильное. Неправильным было то, что сказали нам. Правильным ответили мы.

В разных нас это желание ответить находит разный отклик. У кого-то оно может перерасти в моральное, у кого-то - в физическое воздействие, вплоть до нанесение оппоненту увечий малой и средней степени тяжести, кого-то может довести до применения холодного и огнестрельного оружия. Трудно поверить, но особенно волевые и особенно осторожные люди способны с этим внутренним зверем справиться самостоятельно, абсолютно не прибегая к выдвижению каких-либо словесных аргументов и к последующему членовредительству.

Так. Это пока было о любителях. О любителях, любящих поспорить. Но есть люди, которые спором зарабатывают себе на жизнь. Например, на телевидении. Спор – их работа. Существует еще одна категория граждан, отличающихся тем, что в споре они не рассчитывают ни на какой заработок, но охотно ввязываются в него, будучи движимыми вовсе не рудиментарными чувствами. Их цель - повысить свой статус среди окружающих, как это показано на примере Глеба Капустина в рассказе незабвенного Василия Макаровича Шукшина. Впрочем, и у телевизионщика удачно проведенный раунд спора повышает его корпоративный статус. Однако в данном случае повышение статуса тоже, в свою очередь, способствует повышению заработка.

Есть еще одна группа людей, которые вступают в дискуссию главным образом для поддержания своего имиджа, а если получится – то и для повышения статуса. Это политики. На том месте, где у телевизионщика стоят деньги, у них - власть. А власть – среди многого прочего полезного - она и деньги тоже.

Ладно, закончим на этом с присказками о мотивах людей, вступающих в споры. Давайте к нашим баранам. Кто выигрывает в спорах? Если спорят бараны, то выигрывает самый сильный. Хоть люди не бараны, но если спор заканчивается по-бараньи, то тоже выигрывает самый сильный. Или самый меткий. Если все же им удалось обойтись без перестрелки, то результатом становится ничья. Или рыба, если взять по-доминошному.

Однако заметьте: ничья идет только в официальный зачет и в статистику. А жизнь устроена так, что вот, разошлись наши спорщики, и каждый уходит с убеждением, что это он выиграл.

Так что все же существует в споре победа. И есть выигравший. Вернее, не выигравший, а выигравшие – ибо их два.

Спор людей издревле идет не только на уровне слов. К каким только видам соперничества не прибегает человек, чтобы насладиться чувством достигнутой в нем победы. На что только не готов пойти, чтобы получить от процесса желанную долю адреналина. Однако, во всех этих случаях победа, увы, достается одному из соперников. Тому, кто быстрее, выше, сильнее, как установил барон де Кубертен.

Совсем не случайно то, что спорт всегда занимал большое место в моей жизни - из-за вот этого самого стремления к победе, а еще больше – из-за адреналина, сопровождающего процесс ее достижения.

Спорт в наше время понимают очень узко. Именно так: быстрее, выше, сильнее. Лично для меня спорт в первую очередь связан с азартом. Поэтому любая карточная игра для меня тот же спорт. Конечно, и карты можно сделать работой – нудной, выверенной, по итогу выигрышной. Мне такое всегда было неинтересно.

Всеми признано, что современный спорт как явление очень обязан англичанам. Именно они вернули ему почти то же место в общественной жизни, какое оно занимало в античные времена. Правда, делали они это поначалу, развивая спортивные виды, более близкие им по духу и обычаям. Продвижению возникшей моды на все спортивное очень способствовала присущая англичанам любовь к заключению пари.

Я не англичанин, но испытывать свой шанс в пари любил очень долго, пока не приобрел с возрастом положенную трусливую осторожность. Как пример сочетания спорта в современном значении и придания соперничеству духа азарта могу привести один случай из своей молодости.

К нам в студенческое общежитие нередко приезжал один из моих друзей. Порой мы для развлечения играли с ним в настольный теннис. Соревноваться было не слишком интересно, т.к. силы наши были несколько неравны. И как-то я предложил ему пари на то, что из пяти сетов он не сможет выиграть у меня больше одного. Сыграли. Он выиграл два, взяв при этом на вооружение умную и очень осторожную тактику. Мне было бы выгодно ее отзеркалить, но так неинтересно: ты всё же играешь, а не работаешь. Я предложил ему сыграть еще пять на тех же условиях. И ещё. И понеслось… Больше двух часов рубились мы за столом, и я то брал в пари верх, то (чаще) проигрывал больше одного. В итоге я проиграл ему 43 литра пива.

Пусть «Жигулевское» в ларьке у общаги стоило 44 копейки литр, но, умноженное на проигранный литраж, оно должно было забрать у меня из кармана солидную для тогдашнего студента сумму. Меня выручило то, что я тогда подрабатывал ночь через ночь ночным приемщиком молокопродуктов в одном из магазинчиков Гавани на Васильевском.

Кстати, указав здесь стоимость пива, я вспомнил один случай, происшедший со мной в тех же общежитейских краях. Иду я, значит, а навстречу движется некий бродяга (таких тогда еще не звали бомжами). «Слышь, не выручишь? У меня 21 копейки на кружку пива не хватает», - обращается он ко мне. Мне тогда ужас как не нравились попрошайки, но тут я мгновенно полез в карман. Дело в том, что кружка пива стоила 22 копейки. Я всегда очень любил людей с юмором.

Ну а в тот раз, после проигрыша, я утешил себя мыслью, что оставшимся после распития пивом я хоть раз в жизни ноги помою. Будет потом что вспомнить! Какой наив! Когда это в общежитейской жизни хоть что-то оставалось? Такие случаи народ мимо рта не пропускает.

В 1973 году, на 7-е ноября, рухнул на самом взлете самолет, улетавший в Краснодар. Один из наших ребят, имевший на тот рейс билет, совсем немного но опоздал на регистрацию. Будь это не на праздники, может быть, дело как-то бы для него решилось, а тут он не смог попасть на борт несмотря на все свои уговоры. Расстроенный, он уезжал из аэропорта на автобусе, и падение самолета увидел из окна.

Я с тем парнем был не слишком дружен, но с ним водил компанию один из моих соседей по комнате. И вот заваливается счастливчик в нашу комнату, загрузившись предварительно уж не помню сколькими бутылками дорогого коньяка, и, все еще потрясенный, просит выпить за его второе рождение. Стоит ли говорить, что ряды желающих поздравить именинника все пополнялись, и коньяк был успешно выпит.

А то наше пиво мы таскали стандартными зелеными общежитейскими чайниками. Это вам не у мамы в квартире с кладовками и разной обитающей в них тарой! Веренице молодых людей с чайниками пришлось сделать рейса три к ларьку и обратно. Выглядело это достаточно живописно. А сливалось пиво, действительно, в найденные по случаю тазики.

Англичан я понимаю еще в одном. Известно, что в их жизни констатация "это не спортивно" играет большую роль как указание на неправильное поведение, на поведение «не по правилам».

Проходит время, меняются поколения, меняются взгляды и привычки, многое из них вымывается. И если кто скажет, что англичане сейчас в этом отношении перестали быть столь ярким примером, как раньше, я в драку за них не полезу. Но всё же…

ДО НАСТУПЛЕНИЯ 2030 ГОДА ОСТАЕТСЯ 2569 ДНЕЙ (ПОЧЕМУ Я ВЕДУ ЭТОТ ОТСЧЕТ, СМ. В "ЧЕГО НАМ НЕ ХВАТАЛО ДЛЯ РЫВКА")