Улица Посадская – память минувшей эпохи
Если взять карту нашей Уфы дореволюционного издания то вы увидите, что две улицы города до сих пор имеют те же названия, что и прежде. Это улицы Волновая и Посадская. Посадская улица несет в себе название первого городского поселения - Посадской слободы, т.е. места, которое облюбовали для себя служивые люди и ремесленники.
Она начиналась от реки Белой, шла вдоль восточных стен Уфимского кремля и тянулась на север вдоль правого берега реки Сутолока, через Татарскую слободу и далее через выгоны для скота.
С восточной стороны её подпирали склоны Усольской горы с одноименной улицей Усольская и стенами женского монастыря. Южная её часть упирается вместе с устьем реки Сутолока в реку Белую. Некогда рядом стояла мельница купца Стуколкина с огромным скопищем голубей – как на её крыше, так и вдоль всего берега Белой покрытой шелухой от гречневой крупы. Напротив устья Сутолоки, на месте Оренбургской переправы (ныне существующего автомобильного моста) во время празднования Масленицы устраивались кулачные бои «стенка на стенку».
Дрались мужчины, живущие на левом берегу Белой в Ильинской слободе с такими же бойцами Архиерейской, Труниловской и Посадской слобод. Мой отец еще, будучи мальчишкой, был свидетелем таких кулачных схваток. Его отец – мой дед Марушин Василий Ефимович был ростом больше двух метров и обладал недюжинной силой. О его силе можно судить по тому, что он, будучи пекарем, своими руками замешивал тесто в специальной емкости корыте – деже. Туда он сразу помещал мешок, а иногда и полтора мешка муки. Надо знать, что мешок муки весит 70 кг, а ещё там вода и прочее. Поэтому противник знал его силу. Если стенка левобережных прогибалась и надо было вновь показать им свою силу и удаль то они звали его на помощь. До той же поры дед находился как бы в запасе и не участвовал в драке. Противник, видя, как дед прокладывает меж ними «улочки0переулочки» кричали ему: Вася, бей, но в полсилушки!
Все дрались, соблюдая четкие правила: кулаками, без каких-либо зажатых в них предметов. Ни когда не били друг друга ногами и того, кто падал на снег или у кого была видна кровь. И не дай бог, чтобы кто-то ударил лежащего бойца: достанется ему не только от чужих, но и от своих – не моги! После боя как тогда они говорили, что вышибали свою «дурь» обе противоборствующие стороны шли вместе, чтобы отметить Масленицу. Ни каких обид друг на друга не держали.
Посадская улица до сих пор существует на старом месте, сохраняя и напоминая нам своим названием о первых её поселенцах-тружениках нашего города. И, слава богу, твердью своей истории и памятью горожан она до сих пор с честью отстаивает своё исконное первоначальное название. Сокращаясь в длину и упираясь в разрушающиеся берега Сутолоки, она существует и поныне. Слева её оберегает действующий Свято-Сергиевский кафедральный собор, справа – великолепная Покровская церковь.
Покровский храм - самый старый храм города Уфы. Его каменное здание начало строиться в 1817 и окончательно закончено к 1823 году на средства уфимского купца Данилы Жульбина и стараниями священника Иоанна Бреева. В обустройстве колокольни храма принял участие князь Ураков. Покровская церковь – образец русского классицизма, является объектом культурного наследия и охраняется законом как памятник архитектуры.
Неподалёку от него высятся золотые минареты новой строящейся мечети названной в честь национального героя башкир Салавата Юлаева.
В начале Посадской улицы на месте ныне возведенного Монумента Дружбы долгие годы находилась Нижнеторговая площадь. До революции она славилась продажей живой рыбы, среди которой были не только стерляди и осетры, но и белуга. Как мне рассказывал мой отец белуги были больших размеров. Порою, они весили до 5 пудов, а то и более. Из-за своей дороговизны белугу покупали вскладчину. Живую рыбу для продажи держали в больших деревянных садках. Каждый покупатель мог подойти к берегу и выбрать в садке себе ту, что ему приглянулась. Я и сам с друзьями ранним утром приходил на Посадскую улицу в устье Сутолоки и, порыбачив там 2-3 часа, уходил домой с приличным уловом, неся на кукане окуней, ельцов и сорожек.
Памятно это место и тем, что в январе месяца в праздник Крещения Господня почти напротив устья Сутолоки для купания верующих во льду вырубали прорубь-иордань. И сейчас эта традиция сохраняется. Но ныне прорубь не вырубается пешнями (ломом с оттянутым острым концом), а выпиливается бензопилами. В готовую прорубь освещает священник, опуская в воду серебряный крест.
Верующие горожане заходят в воду и крестясь трижды окунаются с головой. После этого выходят наружу. Сейчас рядом с иорданью устанавливается палатка, обогреваемая переносной (вроде туристской) печкой. При выходе из иордани в палатке делается настил из досок, и рядом обязательно присутствуют спасатели из МЧС. Как рассказывал мне отец тогда вместо досок лед рядом с прорубью, выстилался соломой. Человеку выходящему из ледяной купели подавали чарку водки, накидывали полушубок. А зажиточных людей сажали в сани-розвальни и увозили домой.
В весеннее половодье в речку Сутолоку заходили суда и баржи, груженные различным товаром. Поэтому начало улицы Посадской превращалось в пристань.
Да и мост перекинутый через Сутолоку до сих пор соединяющий склоны Усольской и Троицкой горы является первым мостом города. Громады домов-муравейников жмутся к Посадской улице.
Почти ничего не осталось от речки Сутолоки оберегающей древний уфимский кремль называемый башкирами Имэн-кала, то есть дубовый город. Уходят коренные жители Уфы, а вместе с ними и уходит память об исторических фактах, которыми они были свидетелями.
В 2024 году мы будем праздновать 450-летие образования Уфы. Наверняка к нам приедет много гостей. Лучшим подарком всегда была книга. Сейчас мною по случаю юбилея города написана новая книга «Уфа-столица края восходящего солнца. Краеведческие записки» - одна из серии «Уфимское семигорье».
Она передана для её рассмотрения и возможного издательства заместителю главы администрации Ганееву Денису и главе администрации города Уфы Ратмиру Мамлееву. Но пока ответа нет. Книга основана на исторических фактах, воспоминаний краеведов и старожилов города. Она иллюстрирована многими фотографиями отражающих лицо и жизнь жителей старой Уфы. В ней приведены ряд совершенно не известных ранее фактов о коренных уфимцах в том числе и становление города Черниковска.
Вторая книга– это фотоальманах «Башкортостан – край восходящего солнца». Её авторами являются профессиональные фотографы Рамиль Юсупов и Александр Марушин. Создавался альманах в течении 3 лет. В настоящее время издательством «Мир печати» издано ТРИ сигнальных экземпляра. Один экземпляр передан в руки главе Республики Башкортостан Радию Фаритовичу Хабирову во время открытия комплекса музея «Шульган-Таш». Он знал от меня о нём ранее и обещал его издать, но в уменьшенном формате.
Тем людям кто не знаком с уникальным географическим положением нашей республики в двух частях света – Европе и Азии, может показаться бахвальством моё название книги и фотоальманаха, но это истина. Не через каждый регион России начинает отсчет земных суток Солнце, перевалив через хребет Урал-Тау – границу этих частей света. Именно отсюда, от нас продолжается отсчёт земных суток для Европейских стран и территорий начинающихся в странах омываемых Тихим океаном: Японии (страны восходящего солнца) и Китая. Так что надо ценить особенность расположения нашей республики, а следовательно и её столицы города Уфы.
Прошу уфимцев поддержать мою просьбу в издании моих книг. Буду всем благодарен. Автор: Почетный краевед РБ, Заслуженный учитель России и Башкортостана, коренной уфимец с 1937 года. Следующий мой материал о знаменитых художниках, живших на одной и той же уфимской улице, которой сейчас нет, вы прочитаете вскоре.