Многие люди задумываются о том, чтобы купить готовый бизнес, а не создавать что-то с нуля. И это звучит довольно разумно!
Да, вы почти всегда переплачиваете, но зато на ваши плечи не ложится вся нагрузка по определению концепции заведения, планированию, ремонту, найму персонала, обучению, отработкам новых продуктов, первоначальному продвижению и оптимизации. Всё это сделали до вас, проделав нелегкую работу по открытию нового проекта.
И самый важный момент: на вас не ложится риск по созданию чего-то нового. Плюс, вы сохраняете множество нервных клеток, ведь создавать что-то с нуля - то ещё удовольствие. Ты вкладываешь деньги, силы, время, и всё это сопровождается лишь надеждой, что твой план сработает. Очень тяжелое время для каждого человека.
С какой стороны ни посмотри, а покупка уже работающего бизнеса - классная затея. Но как всегда бывает, в неё тоже есть несколько довольно существенных минусов.
Минус 1.
Вы можете нарваться на не совсем добросовестного собственника. У нас в стране частенько "не показывают" прибыль, работают в серую, чтобы не платить налоги. Часто этим объясняют невзрачные цифры в официальной отчетности. Дескать, да, формально точка приносит 10 000 рублей в месяц, а неформально - почти 500 000 рублей. Это соблазнительные цифры для покупателя, который отдает должное прозорливости текущего владельца бизнеса. Вот только с этим может быть одна проблема: вы никогда не проверите эти цифры до покупки заведения. Да, собственник может оказаться честным, но если он соврёт, продаст заведение, то в дальнейшем с него уже ничего нельзя спросить. А любые плохие цифры будут объяснены им вашим никудышным менеджментом или изменением ситуации на рынке и в экономике. Опасно.
Минус 2.
Предприниматель может показать реалистичные цифры, продать заведение вам, а затем открыть новое заведение и перетащить свою старую команду со старой точки, которая теперь стала вашей, на новую. Ну а что? Он уже сделал один раз заведение с нуля, сделает и еще одно, плюс он знаком с людьми, они являются сработавшейся командой, а вы человек новый итп. Таких историй - множество. Бывают случаи, что персонал уходит всей командой в течение пары месяцев, а вы остаетесь с бизнесом на руках, в котором некому работать. Конечно, всегда можно найти новых сотрудников. Но это процесс, требующий времени и бьющий по качеству продукта и сервису, а значит и по продажам и цифрам в кассе. Опасно.
Мы описали всего два возможных минуса. А их - очень много. Причём часто они идут в виде комбинации нескольких факторов. Поэтому мы всегда рекомендуем перед покупкой бизнеса - обратиться за помощью к экспертам из сферы food-консалтинга. Одна голова - хорошо, а две - лучше. Особенно когда вы консультируйтесь с людьми, у которых есть опыт в этой сфере, которые помогут, подскажут, ответят на ваши вопросы и обратят ваше внимание на потенциальные опасности и спорные моменты. Покупайте бизнес после тщательного анализа, не верьте на слово собственнику, даже если это знакомый вам человек. Всегда можно всё сделать с умом, чтобы не потерять миллионы личных денег.