А вы умеете поддерживать другого человека на самом деле? Уверены?
Давайте проверим.
Не секрет, что находясь в отношениях, будь они приятельские, романтические, детско-родительские или профессиональные, нам приходится сталкиваться со сложными переживаниями друг друга. Мы можем теряться от неожиданности, бормоча что-то несвязное или случайно обесценивать чувства человека, который страдает.
Фразы «все будет хорошо» или «это пройдет, не переживай» тоже не поддержка, если что.
Так как правильно?
Правильно валидировать.
Это один из самых важных навыков в общении. Сейчас поймете почему.
Валидация - признание, что у мыслей, эмоций и поведения каждого человека есть причины, а значит их можно понять.
Не согласиться. Не спорить. Не злиться.
А взаимно поддерживать и понимать. Искать решение. Доверять.
Да и какой толк спорить с фактами или с тем, что человек чувствует? В его картине мира переживания имеют основания, даже если они субъективны. Собственно, как и у каждого из нас. Для одного ссора с кассиром в продуктовом покажется пустяком, о котором даже не стоит думать, а другому сильно испортит настроение на оставшийся день, потому что активирует неприятные убеждения о собственной никчемности, тянущиеся из детства. Оба варианта реагирования нормальны, потому что имеют разные основания, согласны?
Итак, что нужно делать?
Соблюдать один или несколько уровней валидации в разговоре с собеседником!
1. Будьте внимательны.
Слушайте и интересуйтесь. Никакой многозадачности, сосредоточитесь на другом человеке. Держите зрительный контакт, кивайте иногда, улыбайтесь или сочувствуйте (выражайте это мимикой лица) в зависимости от контекста.
Уделять внимание человеку значит признавать, что он имеет для вас значение.
Игнорирование его нежелательного поведения (истерик, оскорблений и т.д.) тоже эффективно, если параллельно подкреплять одобрением адекватное поведение (когда он сообщает о своих потребностях напрямую, уважительно общается и т.д.)
2. Отзеркаливайте собеседника безоценочно.
Пример. «Ты на меня сердишься, потому что думаешь, будто я солгал тебе в отместку? Правильно понимаю?»
Повторять слова собеседника не значит соглашаться с ним.
Будьте открытыми (не возражайте, не критикуйте и не пытайтесь изменить точку зрения собеседника!).
Тон голоса важен так же, как и сами слова.
3. «Читайте мысли»
Что-то может оставаться невысказанным. Обратите внимание на выражение лица собеседника, язык тела, обстоятельства и на ваши знания об этом человеке. Покажите словами или делом, что понимаете его. Будьте открыты тому, что вас могут поправить, если ваше предположение о чувствах другого окажется неверным.
Пример. Вы просите друга подвезти вас в конце долгого рабочего дня и видите, как он опускает плечи. Можно сказать «Ты выглядишь усталым. Я попрошу кого-нибудь другого».
4. Старайтесь понять причины
Старайтесь понять чувства и мысли человека, обоснованность его поведения, исходя из предыстории, душевного и физического состояния и обстоятельств, даже если вы не одобряете поведение или взгляды этого человека.
5. Признавайте валидное
Этот уровень валидации отличается от предыдущего акцентом на настоящем (то, что испытывал бы любой человек на его месте - например, волнение при первом выступлении перед публикой), тогда как валидация четвертого уровня оставляет в фокусе внимания прошлый, индивидуальный опыт человека.
Покажите, что вы понимаете обоснованность мыслей, чувств и действий человека в актуальной ситуации. Ищите смысл в поведении собеседника как разумного и логичного ответа на происходящее. Действуйте в соответствии с тем, что считаете валидным.
Пример. Если вас критикуют за то, что вы пропускаете вашу очередь выносить мусор признайте, что сегодня именно ваша очередь, затем вынесите его. Не говорите «ты злишься, что я не вынес мусор, потому что у тебя было травматичное детство». Хотя с виду это относится к предыдущему (четвертому) уровню валидации, в данном контексте такие слова не валидируют, но еще и оскорбляют. Сейчас ваша очередь выносить мусор, поэтому логично просто сделать это.
6. Общайтесь на равных
Не возвеличивайте и не унижайте собеседника. Общайтесь на равных, а не как с более слабым или неспособным. То есть раскрывайте в отношениях свое истинное «Я».
Пример. Будьте готовы признать свою ошибку. Спрашивайте человека о его мнении. Будьте осторожны, когда даете непрошеные советы или говорите человеку, как ему поступить. Помните о том, что вы можете быть неправы. Не занимайте оборонительную позицию.
Задавайте свои вопросы в комментариях
Доверие и близость в отношениях с помощью валидации (поддержки)
24 декабря 202224 дек 2022
1
3 мин