Значение идей Жака Лакана в развитии современного психоанализа соизмеримо по масштабу с достижениями Мелани Кляйн или Карла Густава Юнга. Кажется даже, что амбициозный француз пытался затмить или хотя бы потеснить старика Фрейда. Но проблема изучения наследия Лакана заключается в том, что в отличии от Фрейда, он не обладал талантом просто и понятно доносить свои мысли. Лакан говорил: «максимум через десять лет те, кто прочитает меня, посчитают меня таким же прозрачным, как красивый пивной стакан.» Но прошло почти пятьдесят лет с тех пор, как он изложил свои основные идеи, но кажется, проще съесть красивый пивной стакан, чем понять его. Эта статья, которую я постарался написать самым простым языком, может стать первой ступенькой для понимания лакановского подхода. Она будет полезна людям далеким от психоанализа, так как прочитав ее с удивлением узнают, что это не совсем то, что они привыкли думать о нем. Но особенно статья будет полезна тем, кто только начинает изучать психоанализ и впервые столкнулся с трудностями понимания лакановского языка.
Для быстрого и простого понимания Лакана надо иметь хотя бы самые общие представления о такой науке как семиотика. Эта гуманитарная наука, в развитие которой наша страна внесла решающий вклад, изучает знаки. Знаки - это явные или неявные соглашения между людьми, которые определяют формы знаков и смыслы, того, что они означают. Например, дорожные знаки, это явные соглашения, о том, что должен делать или не делать участник движения, причем эти обязанности и есть смысл знаков. То как дорожный знак выглядит- это выражение знака, а обязательства, которые он накладывает на участников дорожного движения -его содержание. Причем отсутствие знака, тоже может нести какой-то смысл. Например, отсутствие дорожного знака на оживленном перекрестке, может заставить задуматься о том, что дорожные службы халатно относятся к своим обязанностям. А вот представить обратную ситуацию, что есть знак, и нам ничего не приходит в голову по этому поводу, очень трудно. Основал семиотику швейцарский лингвист Фердинанд де Соссюр, который назвал выражение, вид или форму знака - означающие, а его содержание или смысл — означаемое. Он сделал важное предположение, что мы можем воспринять знак, только тогда, когда он противопоставлен другим знакам. Например, слово «стол», которое является знаком, означающем очень нужную мебель, мы поймем в речи человека, даже если он говорит невнятно или с акцентом, только потому, что оно не похоже ни на одно другое. Поэтому язык является не просто набором обозначений, а системой, в которой все слова противопоставляются друг другу и взаимосвязаны этим противопоставлением.
Разобравшись в основах этой увлекательной науки мы начинаем понимать, что имел в виду Лакан, когда говорил: «бессознательное выстроено как язык». Он рассматривал, наши бессознательные представления о предметах или явлениях материального мира, как означающие. Все наши представления связанны между собой, противопоставляя себя друг другу как язык. Таким образом наше бессознательное выстроено, как система или структура, по общему проекту, так как в детстве мы усваиваем родной язык, как общую для всех структуру означающих. Лакан говорил, что человек: «рождается во всегда уже предуготовленную символическую купель».
Но это рождение «в язык» само по себе травматично, потому что усваивая то что было создано другими, мы пользуемся этим, как своим с самого детства. Из-за этого вся наша жизнь - это игра в пьесе, сценарий которой написал кто-то другой. Как писал Дмитрий Дербенев: «Этот мир придуман не нами, Этот мир придуман не мной».
Но осознание человеком, что сюжет его жизни придумал другой, приводит к болезненным разломам и расщеплениям. Лакан считал, что расщепление Я является основной проблемой пациентов, которые нуждаются в психоаналитической терапии. Можно сказать, что человек чувствует, что его тело является его собственностью, а язык, на котором он мыслит, собственность другого. Например, человек вкусно покушал и глубоко задумался о еде. Ощущения приятной сытости и неги в его теле воспринимаются, как собственные, а мысли о съеденных блюдах, звучат словами, которые являются общественным достоянием. Поэтому любое взаимодействие с материальным миром, приводит к травматичному расщеплению Я, которое необходимо после этого пересобирать.
Интересно, что начинал Лакан, как психиатр и был учеником известного французского ученого Клерамбо, который описал известный в психиатрическом мире синдром Кандинского-Клерамбо. Этот синдром характеризуется тем, что страдающий им пациент чувствует, что он не распоряжается собой. Некая посторонняя сила управляет мышлением, движением и влечениями такого пациента. Пациент чувствует, что не он поднимает или опускает руку, а кто-то другой двигает ее. Не он садится в автомобиль, а автомобиль поглощает его. Бросается в глаза, что идея Лакана о том, что каждый из нас, научившись говорить, управляется структурой, созданной другим, очень похожа на синдром, описанный его наставником.
#лакан #психоанализ #расщепление #семиотика
Запись на консультацию: 8-925-898-33-50