Добрый день (утро/вечер/ночь), дорогие друзья! Вы на канале Karatov - непрофессионального самоучки, увлекающегося моделизмом. В этой статье я расскажу вам о сборной модели автомобиля КАМАЗ-53212 от производителя AVD Models, о своём (не очень гладком) процессе сборки этой модели и, разумеется, о её прототипе - КамАЗовском грузовике.
Если вам понравилась статья - рекомендую подписаться, поставить "лайк" и оценить другие статьи. Дальше - интереснее!
Итак, для начала следует немного рассказать об автомобиле КАМАЗ-53212, так как он является главным героем сегодняшней статьи. Тем более, автор (то есть, я) питает интерес к отечественному автопрому. Часть материала и фотографий взяты с канала "МуZей КАМАЗа", а именно, отсюда.
КАМАЗ-53212 - это трёхосный бортовой крупнотоннажный грузовой тягач, выпускавшийся Камским автомобильным заводом. Серийный выпуск автомобиля КАМАЗ-53212 был начат в 1978 году, на момент своего выхода этот грузовик был очень технологичным и современным, как по технике, так и по дизайну. Большое внимание при проектировании кабины было уделено эргономике и удобству для водителя, что является не очень частым явлением в отечественном автомобилестроении. Производился автомобиль до 2001-го года.
В виде масштабной модели данный КАМАЗ существует уже достаточно давно. Например, вот масштабная модель этого грузовика от производителя "Элекон", производство этой и других моделей началось в середине 1980-ых годов.
AVD Models - производитель сборных моделей отечественной техники в масштабах 1:43, 1:72. Аббревиатура "АВД" расшифровывается как "автомобиль в деталях", как я понял. Эта компания делает широкую линейку масштабных моделей отечественной автомобильной техники самых разных видов, модификаций и годов выпуска, в основном модели делаются из металла и АБС-пластика. Также в ассортименте AVD есть более дорогие модели из смолы, их оригиналами являются редкие, мелкосерийные или не дошедшие до конвейера отечественные автомобили.
Данный КАМАЗ в масштабе 1/43 был подарен мне на день рождения в ту пору, когда о моделизме я знал, мягко говоря, не слишком много. Какие-то модели я кое-как иногда собирал, раскрашивал фэнтезийные фигурки от Технолога и делал им подставки с кусочками террейна, но не более того. К тому моменту, когда я добрался до модели, коробка с ней пролежала больше года. За модель я не брался из опасений её испортить кривым и неаккуратным покрасом, так как аэрографа на тот момент у меня не было (ну и из-за лени конечно же).
Сразу оговорюсь: модель и процесс её сборки мне понравились, к качеству модели у меня нет никаких нареканий. Модель я собирал будучи начинающим моделистом и в этой статье я описываю конкретно свои
мысли и ощущения, возникшие в процессе.
Наконец, запасшись аэрографом и какими-то навыками с ним работать, а также терпением, парой свободных вечеров и аудиокнижкой, я начал сборку. Так как моделей AVD до этого я не собирал (да и в целом то моделек немного сделал) в ходе сборки приметил для себя следующие моменты:
Предупреждение: в процессе сборки я делал маловато фотографий, поэтому при написании статьи пришлось выкручиваться. Какие-то моменты не показаны, какие-то фотографии обработаны, чтобы их можно было воспринять. Благодарю за понимание.
- Чем клеить?
Первым сюрпризом для меня стало то, что клей для моделей детали КАМАЗа склеивать напрочь отказывался. Как я понял позже, причиной тому является их материал: обычно основой пластика для сборных моделей является полистирол, а модельный клей фактически "расплавляет" пластик и склеивает детали друг с другом намертво. В моделях же AVD используется АБС пластик, поэтому пришлось перевооружиться и пользоваться "моментом"-суперклеем. Детали, кстати, очень приятные: качественно отлитые, без заусенцев и облоя.
- Когда красить?
С вопросом "как красить" я более-менее разобрался. А вот "когда" уже интереснее: порядок покраски модели - это дело непростое. Я всегда не понимал, как можно модель сначала собрать, а потом уже раскрашивать?! В таком случае многие зоны модели будут уже просто недоступны, а вариант "сунуть кисточку в проём и кое-как заляпать краской" как-то не очень.
Поэтому, действуя по наитию, какие-то детали я склеивал, потом раскрашивал получившиеся конструкции, а какие-то - красил до сборки.
Покраску я начал с кабины, которая в этой модели сделана из металла (мотайте галерею вправо):
Затем на кабину были нанесены различные следы эксплуатации: потёртости, сколы и прочее. Конечный результат вот такой:
- Сложно, сложно, сложнаааа!
Пищу для размышлений дала и рама КАМАЗа. Точнее, не сама она, а шасси.
Во-первых, переднюю ось грузовика сделали поворачивающейся, видимо чтобы можно было создать более интересную и реалистичную модель. Но мои "золотые" руки это дело собрали так "идеально", что при повороте она распадалась на части, посему я решил собрать и зафиксировать конструкцию в прямом положении - заливаем ещё "момента".
Задняя ось также подкинула пару загадок. Сделана она следующим образом: пластиковые колёсные диски "наживляются" на металлические "палки". Но, чтобы колёса не торчали из под кузова надо эту железку пропихнуть в диск достаточно глубоко ("гусары, молчать!"). Учитывая, что пластик достаточно твёрдый и хрупкий, аккуратно это сделать сложно. Пришлось изрядно поработать шилом и свёрлами чтобы расширить это отверстие ("гусары, молчать!" Х2). Один из дисков от сверла треснул - снова заливаем "моментом". Результаты в галерее (мотайте вправо):
Основные конструкции собраны, пора браться за самую большую и простую часть модели - кузов с тентом.
- Дунем, плюнем!
Итак, в комплекте сборной модели есть как сам кузов, так и тент к нему, который можно просто "надеть" сверху. Я, правда, решил его приклеить. Тент я загрунтовал, покрасил в чёрный, чтобы потом постепенно добавлять разные оттенки синего, каждый новый слой - светлее. Таким образом поверхность постепенно высветляется, изгибы и неровности выделяются, а тени падают там, где нужно.
И вот тут у меня вышла очередная промашка: у меня не оказалось синей краски. Единственное, что я нашёл в своих запасах - это полупустая баночка "Звезды". Залив растворитель и тщательно размешав, я сунул получившееся в аэрограф. Аэрограф дунул, потом плюнул... хлопья краски. В общем, получилось как в этом меме:
Процесс покраски на фотографиях (мотайте галерею вправо):
- Склеим
скотчем"моментом"
В конце концов все крупные узлы по отдельности были сделаны и настало время финальной сборки. Кузов крепится к раме с помощью четырёх винтиков, кабина устанавливается изощрённым образом, так, чтобы была возможность её откидывать для доступа к двигателю (как у оригинальной машины).
Потом я вклеил салон кабины и её остекление, аккуратно покрасил уплотнители стёкол в чёрный, добавил соответствующую светотехнику. докрасил мелкие, но важные детали: ручки, замки, буквы "КАМАЗ" на капоте, тросики тента и прочее (мотайте галерею вправо):
Нанёс лак и пигменты: пыль, следы ржавчины и эксплуатации и прочее. Модель доделана. Описать мою сборку может вот такая картинка:
И наконец, результат:
Диорамы для этого КАМАЗа я пока не придумал, поэтому он просто стоит на полке и даёт мотивацию улучшать свои навыки и не останавливаться на достигнутом. Как я уже говорил ранее, модель мне очень понравилась, а её сборка была интересным, информативным и увлекательным занятием.
Спасибо, что дочитали до конца! Предлагаю ознакомиться с другими статьями:
- Фигурка сёрфингистки из скульптурного пластилина
- Девушка-сёрфер на волне из эпоксидной смолы
Не забывайте делиться своим мнением, а также ставить лайки и подписываться на канал. Дальше - больше и интереснее!